[02] Вероубеждение Ибн Касира между тафвидом и таъвилем

[Мы продолжаем публикацию перевода книги «Акидату Ибни Касир байна т-тафвиди ва т-таъвиль». В данной части будет рассказано: 1) об общем подходе праведных предшественников в вероубеждении относительно качеств Аллаха, 2) о срединности позиции ахлю с-сунна в этом разделе]

 

Часть первая

Разъяснение вероубеждения праведных предшественников относительно качеств Аллаха

 

***

 

 

Раздел первый

Общий подход праведных предшественников (ас-саляфу с-салих) в вероубеждении относительно качеств Аллаха

 

Общий подход в разделе качеств Аллаха в салафитской акиде (вероубеждении) заключается в том, что мы утверждаем в отношении Аллаха то, что Он (субханаху) утвердил в отношении Себя, и то, что утвердил в отношении Него Его Посланник (солля Ллаху алейхи ва саллям) из совершенных качеств, без уподобления творениям и отрицания; и отрицаем от Аллаха (субханаху) то, что Он отрицает от Себя, и то, что отрицает от Него Его посланник (солля Ллаху алейхи ва саллям).

Аллах описал Себя в Своей Книге определёнными качествами, как, например, «две Руки» в аяте [смысл]: «Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворили Своими обеими Руками?» (Сура «Сод», аят 75). Также качеством «Лик» в аяте [смысл]: «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (сура «Милостивый», аят 27). Также качеством «Речь» в аяте [смысл]: «Аллах вёл беседу с Мусой» (сура «Женщины», аят 164) и другими.

Также и посланник Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) описал своего Господа определёнными качествами. Среди них такое качество, как «Стопа», как, например, в его словах: «Не перестанет Ад спрашивать, нет ли добавки, пока Господь величия не положит на него Свою Стопу, и он скажет: «Довольно! Довольно!»» (Аль-Бухари, Муслим). Также качеством «Нисхождение», как, например, в его словах: «Каждую ночь в её последнюю треть наш Господь (табарака ва та’аля) спускается на нижнее небо и говорит [смысл]: «Кто взывает ко Мне? Я отвечу ему. Кто просит Меня? Я дам ему. Кто кается передо Мной? Я прощу его»» (Аль-Бухари, Муслим), а также другими качествами, которые приходят в Книге Аллаха и в Сунне Его посланника (солля Ллаху алейхи ва саллям).

Ахлю с-сунна ва ль-джамаа (представители Сунны и общины) не отказываются от текстов шариата и не отклоняются от них. Если шариатские тексты истинной религии утверждают в отношении Аллаха две Руки, Лик, два Глаза, Стопу… то мы обязаны принять это и утвердить в отношении Аллаха (‘азза ва джалля) вместе с нашим убеждением в том, что нет ничего подобного Ему (субханаху). Его качества не подобны качествам творений, и не знает их сущности никто, кроме Аллаха (субханаху ва та’аля). Абсурдно полагать, что эти качества несут в себе смысл, отличающийся от известного в арабском языке. И, наконец, нет ни одного шариатского доказательства, которое бы указывало на это людям.

 

***

Срединность ахлю с-сунна в разделе качеств Аллаха

 

Ахлю с-сунна ва ль-джамаа в разделе качеств Аллаха занимают срединную позицию между мушаббиха (уподобляющими качества Аллаха качествам творениям) и му’аттыля (отрицающими качества Аллаха).

Что касается уподобляющих качества Аллаха качествам творений (ахлю т-ташбих), — они утверждают по отношению к Аллаху качества, однако проявляют чрезмерность в этом до такой степени, что уподобляют Создателя (субханаху) творениям, представляя Его качества подобными качествам творений. Превыше Аллах этого абсолютным образом.

Что касается отрицающих качества Аллаха (ахлю т-та’тыль), — они, говоря обобщённо, полагают, что утверждение качеств Аллаха по отношению к Нему (субханаху) обязательно влечёт за собой уподобление Аллаха (‘азза ва джалля) Его творениям. И они бегут от уподобления к тому, что ещё хуже – к отрицанию (та’тыль). «Та’тыль» — это отрицание божественных качеств, и отрицание их отношения к Сущности Всевышнего Аллаха.

Из видов та’тыля – то, что называют тафвидом. Это утверждение о том, что смысл этих качеств не является известным, по причине чего этот смысл оставляется на Аллаха.

Также из видов та’тыля – утверждение некоторых качеств Аллаха и оставление других, как мнение ашаритов, утверждающих в отношении Аллаха лишь семь качеств – Знание, Жизнь, Могущество, Воля, Слышание, Видение и Речь, — и искажающих смысл остальных [посредством таъвиля].

Также из видов та’тыля – утверждение имён и отрицание качеств, как мнение му’тазилитов, утверждающих, что Аллах – Знающий, но не описывающих Его знанием, Могущественный, но без могущества и т.д.

Также из видов та’тыля — отрицание имён и качеств, как мнение джахмитов, считающих имена и качества Аллаха всего лишь чем-то похожим на метафоры, не несущими своего смысла.

Все эти группы, относящиеся к та’тылю, не имеют на свои утверждения никаких доказательств, кроме заявлений о страхе уподобления качеств Аллаха качествам творений, приводящем к их отрицанию. Либо это полное отрицание, либо частичное, как было показано выше.

Если бы эти группы разграничили данную тему, как это сделали ахлю с-сунна ва ль-джамаа, они бы пошли правильным путём. Ахлю с-сунна утверждают качества Создателя (субханаху) так, как это подобает Ему (субханаху). Тем самым они спаслись и от уподобления, и от отрицания. Аллах (субханаху ва та’аля) говорит [смысл]: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «Совет», аят 11). Слова «Нет никого подобного Ему» — опровержение уподобляющим качества Аллаха качествам творений, а слова «и Он – Слышащий, Видящий» — опровержение отрицающим качества Аллаха. Как видно, Аллах отрицает от Себя подобие и утверждает в отношении Себя Слышание и Видение. Хорошим примером, похожим на утверждение качеств Аллаха без уподобления и отрицания, является «чистое молоко приятное на вкус для пьющих, выходящее между «экскрементами отрицания» и «кровью уподобления»; отрицающий поклоняется пустоте, а уподобляющий – поклоняется идолу» («Шарху ль-акидати т-тахавийя», Ибн аби-ль-Изз аль-Ханафи, тахкик – Ат-Турки и Аль-Арнаут, стр. 207).

 

***

 

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

 

Цикл перевода данной книги:

[1] Вступление автора и перевочика

[2] Общий подход праведных предшественников относительно качеств Аллаха и срединность позиции ахлю с-сунна в этом разделе

 

1 комментарий

  1. admin:

    Ва алейкум ассалам. Автор книги — шейх Аль-Гунейми

  2. Руслан Абу Сара:

    Ассаляму аляйкум ва рахьматуЛлаhи ва баракятуh ,будет ли продолжение этой Книги,так как очень важная тема ,многие ашариты и матурудиты возвращаются к ибн касиру,баракяллаhу фикум.

Оставить комментарий

Проверка *