Абу ЯхьяНам предоставилась возможность увидеться с известным в России и СНГ проповедником Абу Яхьей Крымским. Не желая упускать шанс, мы решили задать ему несколько вопросов и сделать из них небольшое, но интересное интервью, чтобы встреча с ним стала полезной не только для нас, но и для наших читателей. Мы побеседовали с ним о распространенных в нашем обществе проблемах и вот, что Абу Яхья Крымский рассказал нам.

 

Ассаламу алейкум уа рахматуЛлахи уа баракатух, шейх Абу Яхья. Во-первых, позвольте поблагодарить вас за то, что согласились дать интервью для нашего сайта.

 

Не соглашусь с обращением «шейх». Не достоин. И благодарен вам за интервью. ДжазакумуЛлаху хайран.

 

Для начала хотел бы попросить вас рассказать о себе коротко. Где в родились, выросли, начали приобретать первые азы исламских наук, у каких ученых учились и так далее. Многие мусульмане знают вас по вашим замечательным лекциям. Эта информация для тех, кто слышал о вас, но хотел бы узнать больше.

 

Родился во времена Советского Союза в одном из городов недалеко от Ташкента, куда был выслан наш народ в 1944 г., затем вернулся в Крым. Именно там, в Узбекистане, в детстве началось знакомство с азами Исляма. Благодарен своим бабушкам и дедушкам, которые научили, чему могли, из основ религии, и своему первому учителю по арабскому и религии Мухтерем-эфенди из города Кезлев (Евпатория), который имел довольно серьезный уровень религиозного знания, особенно, применительно к тем временам. Я учился религиозным наукам у нескольких учителей и шейхов, в основном – это ученики шейха Ибн База, Усаймина и аль-Албани, да смилуется над ними Аллах.

 

Чем занимаетесь в данное время. Учитесь, преподаете?

 

По милости Аллаха, и учусь, и преподаю. Имам Ахмад говорил: «С чернильницей – до могилы». То есть, пока мы живы, обязаны все время учиться и просить Аллаха увеличить наше знание. Имам Ахмад, Ибн Маджа и другие передали хадис от Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, каждое утро после утреннего намаза, после приветствия, которым заканчивается намаз, говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя полезное знание, и благой удел, и принятое деяние (а в другой версии – праведное деяние)». Также Всевышний позволил нам преподавать шариатские науки, во главе которых стоит акыда, тавхид. Недавно мы прошли с новой группой новый шарх «Трех основ», закончили «40 хадисов», приступили к изучению замечательной книги Ибн База «Важные уроки для всей уммы». Записали ряд лекций воспитательного характера и разъяснение книги «Шесть основ». Все это по милости Всеблагого Создателя.

Рассказываю обо всем этом, потому что Аллах повелел: «И о милости Господа твоего рассказывай».

 

С какими трудностями вы сталкиваете в своей работе?

 

Непостоянство в стремлении к знанию и нехватка усердия со стороны учеников. Прошу Аллаха укрепить всех нас на Прямом пути.

 

Какие проблемы на ваш взгляд особенно насущны в современном мусульманском обществе? И в чем вы видите их исцеление?

 

Проблем много, но на самом деле все они сводятся к одной проблеме, которая является ключевой и является причиной всех остальных проблем. Как в медицине: есть симптомы, а есть этиология. Можно направить силы на симптомы, но это не устранит недуг. Надо искать причину. У мусульман сегодня много проблем: их разрозненность, их слабость, их униженное положение, их отсталость во многих сферах и т.д. Но все эти проблемы, как указывают наши ученые, опираясь на аяты и хадисы, сводятся к простой вещи: мусульмане не знают свою религию, и соответственно, не исповедуют ее. Невежество мусульман об их религии – корень всех болезней. Вы скажете, но ведь много есть университетов, библиотек, специалистов. Поясняю: религиозное знание – это знание той религии, которая была у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижников и тех, кто последовал за ними благим образом. Все остальное не имеет отношение к религиозному знанию. Знание, как сказал Ибн аль-Каййим, — это «сказал Аллах», «сказал Пророк», «сказали сподвижники». Умма должна узнать ту изначальную, не испорченную философией, разными формами многобожия, суеверий и религиозных нововведений, религию. Прежде всего, умма должна изучить и претворять в жизнь единобожие, знать и исповедовать «Ля иляха илля-Ллах», отвергнув все виды поклонения кому-то наряду с Аллахом. Она должна знать принцип «Мухаммад – абдуху ва расулюх», поклоняясь Аллаху и устанавливая на земле его религию только так, как этому учил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвергнув все религиозные новшества, будь то новшества в акыде или ибадатах. Умма должна привести свой манхадж и свои приоритеты в соответствии с тем, на чем были Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Пока она не вернется к знанию и соблюдению своей религии, ничего не исправит ее положения. Как сказал Малик: «Исправить положение поздних поколений этой уммы может лишь то, что исправило положение ее первого поколения». Как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Нашлет Аллах на вас унижение, и не устранят его, пока не вернетесь к вашей религии».

То, что нам необходимо делать, выдающийся ученый нашего времени шейх аль-Албани выразил в двух словах: «А-тасфиййа ва ат-тарбиййа», что означает «очищение и воспитание». Нам надлежит очистить нашу религию от всего наносного, всего, что не согласуется с путем первых поколений этой уммы. Избавиться от искажений в акыде, в каждом из шести столпов имана. Избавиться и очиститься от любых форм ширка и поклонения не Аллаху. Очистить наше поклонение, методологию призыва и распространения Исляма от всех форм религиозных нововведений. И затем на основе этого чистого, правильного Ислама, религии, не запятнанной ширком, суевериями и бидатами, воспитывать умму. Начиная с себя и своих окружающих. Другого пути нет. Кому-то он кажется долгим, а им хочется быстрых результатов. Поэтому они прибегают к каким-то либо крайним, либо выдуманным путям (революции, политиканство, бесконечные объявления о создании государства, покушения, самоподрывы, сражения ради сражений, без пользы и соблюдения шариатских условий и без фетвы крупнейших ученых нашего времени, бесполезные путешествия по городам и весям, возведение гробниц и столпотворение у них, и прочие). Таковым мы говорим – вы не достигнете никакого результата. Даже если ваша группа будет вести свою деятельность на протяжении ста лет. Только путь единобожия и сунны, только путь праведных предшественников являются залогом спасения и счастья в обеих жизнях.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Разделится моя умма на 73 течения, и все они будут в огне. Кроме одной». Его спросили, что это за группа, и он ответил: «Это те, которые стоят на том, на чем стою я и мои сподвижники».

 

Дагестанское мусульманское общество в последнее время столкнулось с проблемой увеличения обвинений в адрес ученых, проповедников что, несомненно, приводит к регрессу в деле исламского призыва у нас в республике. Что бы вы посоветовали в данной ситуации? Как вновь объединить исламское общество и вновь сделать его здоровым и продуктивным.

 

Одной из важных особенностей Ахль ас-Сунна ва-ль-Джама’а является их умеренность и срединное положение между группами, относящими себя к Исламу, так же как сам Ислам занимает позицию середины между другими религиями. Этот принцип соблюдается нами и в данном вопросе – вопросе объединения и единства. Да, мы считаем единство мусульман одной из главных задач, мы порицаем раскол и распри. Но уверены, что это единство осуществимо только одним путем – объединение всех на пути Корана и Сунны, на пути сподвижников, на пути единобожия и правильной акыды. Всевышний говорит: «И держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». В этом аяте содержится приказ мусульманам быть едиными и не разделяться на группы и партии, но в то же время указывается, что это объединение возможно только на одной основе – всем вместе схватиться за религию Аллаха, за путь Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Следовательно, неправильным является принцип, проповедуемый сегодня некоторыми группами: «Давайте объединимся на том, в чем мы согласны друг с другом, и простим друг другу все то, в чем разногласим». Нет! Всевышний Аллах во многих местах Корана предостерегает Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от отступления и уступок в религии ради хороших отношений с кем-то из людей. Особенно, если это касается принципиальных вопросов, основ религии, единобожия, акыды. Здесь не может быть уступок ради единства. Мы должны порицать заблуждения, объяснять их несостоятельность, призывать к истине. Все это, конечно же, нужно делать с мудростью, с терпением, с благонравием, со знанием.

В то же время, мы должны избегать другой крайности – выведения приверженцев Сунны из круга Ахль ас-Сунна ва-ль-Джама’а за несогласие с нами в каких-то вопросах, где есть обоснованные разногласия, то есть у обеих сторон есть серьезные доводы. В таком случае мы не порицаем, а обсуждаем с теми, кто придерживается иной точки зрения, вопрос и пытаемся разъяснить им правильное мнение. Но даже если кто-то из ученых или тулляб аль-‘ильм, которые известны своей приверженностью истине, ошибается в том или ином вопросе, это не значит, что мы можем сразу объявлять его еретиком и последователем нововведений. Это очень-очень серьезный вопрос, где есть свои правила и этапы. Здесь обязательно нужно советоваться с учеными, проявлять благоразумие, осторожность, нравственность. Наша религия – это искреннее отношение. И если ты видишь ошибку у кого-то из ученых или проповедников, тебе надлежит, прежде всего, дать ему уважительное наставление, ведь наша задача не списать человека, а спасти его, особенно, когда речь идет об ученом или искателе знания. Опять-таки, как уже указывалось, не всякое разногласие дает основание для обвинение в бидате. Давайте будем осторожными в этих вопросах. Они имеют свои правила и нормы. Это долгий разговор. Кто хочет ознакомиться с этой темой, должен обратиться к соответствующим лекциям и книгам. Да, в наше религии есть такая вещь, как предостережение от определенных личностей. Это неотъемлемая часть религии. Но, во-первых, это не самоцель. Цель – спасти людей от заблуждения. Во-вторых, в этих вопросах нельзя спешить, а необходимо обращаться к ученым и знать нормы и правила.

 

Почему на ваш взгляд при большом числе русскоязычных студентов у нас нет исламских ученых?

 

Нужно терпение, усердие, побуждение друг друга к получению знания, искренность при его получении, богобоязненность в соблюдении религии Аллаха, самоотверженность и, самое главное, упование на Аллаха и мольба к Нему. И я, надеюсь, что со временем многие искатели знания достигнут степени больших ученых. Нужно время. Хвала Аллаху, сегодня многие устремились к поиску знания, основанного на Коране и Сунне. И ситуация не такова, какой была, к примеру, двадцать лет назад, или во времена безбожного Советского Союза. Налицо заметное улучшение. Это не значит, что мы довольны собой. Надо признать, что мы небрежны и все еще очень невежественны. Но все же прогресс есть. И восхваляю Аллаха и благодарю Его за эту великую милость и прошу Его укрепить всех нас на пути полезного знания и праведного деяния.

 

Кого нам больше не хватает сегодня: ответственных специалистов своего дела разных направлений или шариатских студентов?

 

Брат мой, я задам вам встречный вопрос – «Что для нас важнее: ад-дунья или аль-ахира?». Не сомневаюсь в вашем ответе. Безусловно, доктора, инженеры, архитекторы и прочие специалисты нужны и важны. Приобретать специальность и выполнять свою работу не тяп-ляп, а наилучшим образом – то, к чему побуждают нас Коран и Сунна и заветы предшественников. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о том, что Аллах любит хорошее выполнение в любом деле. Аййуб ас-Сахтияни говорил, обращаясь к молодежи: «О молодежь, овладевайте профессиями». Но самое главное – это приведение в порядок нашей религии и просвещение в религии. Невежество мусульман в религии порождает их невежество и отсталость во всем, из-за него страдает и их мирская жизнь, и религия. Если мусульмане будут по-настоящему просвещенными в своей религии, и будут следовать ей, придет в порядок и их мирская жизнь, наступит расцвет во всех сферах, все придет в равновесие. Именно так произошло с предшественниками. Знающих религию людей очень мало. Как необходимо наличие определенного количества докторов (например, 1 врач на сто человек), так же необходимо наличие определенного количества ученых (лекарей сердец). Ученый в религии – самая высокая ступень в этом мире. Ученые – наследники пророков. Нужно стремиться к этой степени. Причем, обладание человеком высоким уровнем религиозного знания не исключает наличие у него высоких навыков в той или иной мирской профессии.

 

Какие цели должен ставить перед собой молодой мусульманин, живущий в России?

 

1. Овладение полезным знанием;

2. Праведное деяние, совершенное только ради Аллаха;

3. Благонравие;

4. Доброта, мягкость и милосердие в отношении родителей, родственников, соседей, братьев и сестер.

5. Воздержанность в отношении этой земной жизни и устремленность к Жизни Вечной.

6. Уважение к людям знания и обращение к ним за советом и фетвой. Особенно, когда речь идет о глобальных вопросах, такфире, табдиъ и т.д. Ни в коем случае не следовать за всякими крикунами агитаторами, даже если они красноречиво и эмоционально призывают нас к чему-то и произносят аяты из Корана. Нельзя идти за кем-то, если не уверен, что его призыв основан на настоящем знании, что он зарекомендовал себя, как последователь истины, приверженец, Сунны, праведной акыды и манхаджа. В каждом времени есть те, кто является имамом Сунны данной эпохи. Они являются своего рода светочами, служащими ориентиром. Как правило, это умудренные знанием и праведной жизнью старцы. Их фетва, их мнение мы должны выяснять в первую очередь. Такими учеными были аль-Албани, Ибн Баз, Усаймин.

Сегодня это шейх Салих аль-Фаузан, Абдульмухсин Аббад и другие. Не спешите вставать под какое-то знамя, не выяснив, что говорят по данному поводу эти «румуз ас-Сунна» (символы, представляющие в наше время путь Сунны), эти источники мудрости и светочи во тьме. Они ближе к истине, чем другие. Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Люди делятся на три группы: набожные ученые, человек, обучающийся знанию на пути спасения, и сброд, который следует за любыми крикунами. Они не пользуются светом знания и не опираются на крепкую опору».

7. Избегать откладывания на потом. Нельзя упускать ни одного дня. Прошлое не вернуть, доживем ли мы до завтра нам не известно. Значит учиться, совершать деяния, проявлять благонравие, зарабатывать награды Всевышнего нужно сейчас. Давайте не будем упускать ни одного дня! Давайте вернемся к Аллаху сегодня. Дожив до утра, не рассчитывайте дожить до вечера, а дожив до вечера, не рассчитывайте дожить до утра. Каждый день встречайте как последний. Абдуллах ибн Мас’уд сказал: «Ни о чем я не жалею так, как жалею о дне, с окончанием которого уменьшается отпущенная мне жизнь, но не увеличивается запас моих благих деяний». Давайте готовиться ко дню встречи с Создателем небес и земли, давайте помнить о дне, когда каждый из нас останется в темной и тесной могиле один и ничто не спасет его, кроме его веры и его благих поступков.

 

Что вы пожелаете нашим читателям?

 

Выйти из круга обреченных на убыток в этом мире и в вечности и войти в круг счастливых и преуспевших. Как? Как сказал Всевышний в суре «Аль-Аср». Для этого необходимо четыре вещи:

1. Правильное религиозное убеждение, знание. Правильная вера.
2. Совершение праведных деяний в соответствии с этим знанием.
3. Призыв окружающих к правильному знанию и праведному деянию.
4. Терпение на пути обретения знания, на пути деяния и на пути призыва.

Прошу Аллаха для себя и для всех мусульман благополучия в этом мире и в мире вечном.

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос