Акыда в наследии саляфов

АкыдаУченые ахлю сунна уделили большое внимание акыде ас-саляфу-с-салих. По этой причине ими было написано много книг, которые раскрывали эти убеждения, и в которых делались опровержения ее врагам и тем, кто отклонился от этих убеждений из числа группировок и сект.

Мазхаб саляфов и их убеждениях можно узнать только по словам, которые переданы от них самих, а не на основе измышлений и предположений, как это происходит у некоторых нововведенцев. Ученые собрали акыду, опираясь на этих передатчиков, приводя их слова с указанием всей цепочки передатчиков, и довели до нас многочисленными путями (таватур), также как он дошел и до них таватуром. И это является ясной вещью для мусульман, которые следуют мазхабу саляфов, имамов четырех мазхабов, ахлю-ль-хадис и остальных ученых которые следуют манхаджу ахли сунна.

В результате непредвзятого исследования становится ясно, что составление книг по акыде саляфов шло параллельно с составлением книг по сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Таким образом те, кто приложили усилия в составлении книг по сунне Пророка они же являются и первыми авторами книг по акыде. Многие последователи четырех имамов не обратили внимания на то, что у их имамов имеется большой задел в этой области и некоторые слова, либо записи, переданные от них, являются началом в составлении книг по акыде ахлю-с-сунна ва-ль-джамаа.

У имама Абу Ханифы (ум. в 150 г.х.) было две книги по акыде:

— «Фикх-уль-акбар»

— «Аль-Васия».

У имама Малика (ум. в 179 г.х.) в книге «Аль-Муватта» имеется глава «Аль-Кадар».

Передано от имама аш-Шафии (ум. в 204 г.х.) множество слов, в которых разъясняется акыда ахли-c-сунна ва-ль-джамаа, и в которых устанавливается довод против нововведенцев и следующим страстям, таким как «ахлю-ль-калям» и другим.

Однако знаменосцем и идущим впереди в оказании помощи акыде ахли-c-сунна ва-ль-джамаа и в ее защите, из числа четырех имамов, понеся на этом пути мучения и страдания, является имам Ахмад бин Ханбаль (ум. в 241 г.х.). У него имеется ряд книг отдельно посвященных акыде, помимо того, что имеется в его «Муснаде»

— «Ас-Сунна»;

— «Аль-Иман»;

— «Ар-Радду ‘аля занадика ва-ль-джахмия» (Опровержение еретикам и джахмитам);

— «Фадзаилю-с-сахаба» (Достоинство сподвижников).

Также его ученики записали и передали от него разбор различных вопросов по акыде.

К числу имамов хадиса, которые занимались составлением пророческой сунны и специально выделили в своих сборниках достоверных хадисов важные главы, посвященные акыде, относится имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, (ум. в 256 г.х.). В своем сборнике достоверных хадисов он отдельно выделил по этой теме главы:

— «Китаб-уль-иман»;

— «Китаб-уль-и’тисам биль-китаби ва-c-сунна» (Глава о следовании Корану и сунне)

— «Китаб-ут-тавхид»

Также же у него имеются отдельные книги, посвященные достоверной акыде и в опровержение тем, кто противоречит ей. Наиболее важными из них являются:

— «Китаб-уль и’тисам биль-китаби ва-с-cунна» (Глава о следовании Корану и сунне);

— «Хальку аф’али-ль-‘ибад» (Творение деяний рабов).

Также и имам Муслим (ум. в 261 г.х.) посвятил отдельные главы своего сборника достоверных хадисов разъяснению правильной акыды и опровержению тем, кто ей противоречит:

— «Китаб-уль-иман»;

— «Китаб-уль-кадар».

Таким же образом поступил и имам ат-Тирмизи (ум. в 279 г.х.).

Что касается имама Ибн Маджа (ум. в 273 г.х.), то он открывает свой сборник хадисов предисловием, в котором делает опровержение тем, кто противоречит сунне и акыде саляфов.

Подобно ему поступил и имам Абу Дауд (ум. в 275 г.х.), который в конце своего сборника хадисов написал главу, назвав «Китаб-ас-сунна», в опровержение различным нововведенцам из различных группировок и сект.

Среди ученых хадиса, которые делали опровержения тем, кто противоречит сунне в своих произведениях имам Ад-Дарими (ум. в 255 г.х.) в начале своего сборника хадисов.

Абдурразак бин Хаммам Ас-Сан’ани (ум. в 211 г.х.) в своем «Мусаннаф». Это же делает и Ибн Аби Шейба (ум. в 235 г.х.) в книге «Мусаннаф». Также у него имеется отдельная книга по этой теме «Аль-иман».

Что касается книг, отдельно посвященных акыде ахли-c-сунна ва-ль-джамаа и в опровержение тем, кто ей противоречит, то их великое множество. Начиная с первых и лучших веков мусульманской общины и вплоть до наших дней, почти в каждом веке появлялся выдающийся ученый, который составлял труды на эту тему.

Но самыми известными учеными, у которых имеются книги по этой теме это те, которые жили примерно до конца четвертого века по хиджре.

Целью этой главы не является глубокое изучение и охват всей этой темы с упоминанием всех ученых. Однако целью является упоминание того, что ученые придавали важное значение акыде праведных предшественников и ее передаче другим. И наиболее известными такими учеными и наиболее известными трудами по этой теме являются:

Мухаммад бин Яхья аль-‘Адани (ум. в 272 г.х.) и его книга «Аль-иман».

Абу Бакр бин аль-Ашрам (ум. в 272 г.х.) и его книга «Ас-сунна».

Абдуллах бин Муслим бин Кутайба (ум. в 276 г.х.), который написал «Ар-рад ‘аля джахмия» (Опровержение джахмитам), «Таъвиль мушкили-ль-куран», «Таъвиль мухталифи-ль-хадис».

Усман бин Саид Ад-Дарими (ум. в 282 г.х.), который написал две книги: «Ар-рад ‘аля джахмия» (издана), «Ар-рад ‘аля Бишр аль-Мариси» (Опровержение на Бишра аль-Мариси) (издана).

Ибн Аби ‘Асым (ум. в 287 г.х.) и его книга «Ас-сунна» (издана).

Абдуллах – сын имама Ахмада бин Ханбаля (ум. в 290 г.х.) и его книга «Ас-сунна».

Мухаммад бин Наср аль-Марвази (ум. в 294 г.х.), у которого было две книги «Ас-сунна» (издана) и «Та’зиму кадари-с-саляти» (Величие положения молитвы) в которой упоминаются вопросы, связанные с верой и делаются опровержения на некоторые отклонившиеся секты. Книга также издана.

— Имам Ат-Табари (ум. в 310 г.х.), у которого было две книги: «Сарих-ус-сунна» (издана) и «Тахзиб-уль-асар» (издана).

Ибн Хузайма (ум. в 311 г.х.) и его книга «Китаб-ут-тавхид фи исбати сифати-р-раби азза ва джалля» (Книга единобожия в утверждении сифатов Господа)

— Имам Ат-Тахави (ум. в 321 г.х.) и его книга «Аль-акыда ат-Тахавия», на которую написал комментарии Ибн Аби-ль-Изз аль-Ханафи (ум. в 792 г.х.).

Абу аль-Хасан аль Аш’ари (ум. в 324 г.х.), у которого было несколько книг: «Аль-ибана ‘ан усули-ль-дияна», исследование над которой сделали многие ученые; «Рисаляту иля ахли-с-сугур» (исследование которой было докторской работой шейха Муртузаали ад-Дагистани, да помилует его Аллах. Прим. Islamcivil.ru); «Макалятуль ислямиин», в которой он в общем упоминает вероубеждения «асхабу-ль-хадис».

Абудррахман бин Аби Хатим (ум. в 327 г.х.), у которого было две книги: «Аслю-с-сунна», «И’тикаду-д-дин».

Хасан бин Али аль-Барбахари (ум. в 329 г.х.), у которого была книга «Китабу-с-сунна».

Абу Бакр Мухаммад бин аль-Хусайн аль-Аджюри (ум. в 360 г.х.), у которого было две книги: «Аш-Шари’а» и «Тасдику би-н-назари иля-Ллахи Тааля» (Подтверждение видения Всевышнего Аллаха). Обе книги изданы.

Абу Мухаммад Абдуллах бин Мухаммад Джафар бин Хиббан аль-Асфахани (ум. в 369 г.х.), у которого была книга «Аль-‘Азама».

— Имам Ад-Даракутни (ум. в 385 г.х.), у которого было несколько книг по этой теме, наиболее важными из которых являются: «Ас-сифат», «Ахадису-н-нузуль» (Хадисы нисхождения [Аллаха]), «Фадзаилю-с-сахаба» (Достоинство сподвижников), «Радду аля нафату-р-руъя» (Опровержение отвергающим видение [Аллаха].

— Имам Убайдуллах бин Абдуллах бин Мухаммад бин Хамдан бин Батта аль-‘Акбари (ум. в 387 г.х.), из его книг: «Аль-ибана ас-сугра», «Аль-ибана аль-кубра».

— Имам Абу Абдуллах Мухаммад бин Исхак бин Яхья бин Манда (ум. в 395 г.х.), из его книг: «Ар-рад ‘аля джахмия» (Опровержение джахмитам), «Аль-Иман», «Ат-Таухид», «Марифату-с-сахаба» (Познание сподвижников).

Ибн Аби Заманайн (ум. в 399 г.х.), у которого была книга «Усулю-с-сунна».

Абу аль-Касым Хиббатуллах бин аль-Хасан бин Мансур ат-Табари аль-Лялякаи (ум. в 418 г.х.), у которого была книга «Шарх усули-ль-и’тикад ахли сунна валь джамаа».

 

Мухаммад Салляби
«Сыфату рабби-ль-бария ‘аля манхаджи-ль-акыдати-с-саляфия»

Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]

2 комментарии

  1. Просто шикарный материал! Пусть Аллах дарует тебе райские сады, брат! Оживление акиды и книг, изучающих единобожие — одно из самых важных и полезных дел! Чем заниматься, извините за выражение, чандой, типа выявляя заблуждения ученых, лучше заняться изучением самого таухида. Тогда все станет на свои места. Еще раз баракаЛЛаху фика, ахи!

Оставить комментарий

Проверка *