Редакция сайта «Исламская цивилизация» некоторое время назад объявляла о начале работы по переводу книги «Аль-Фикху ль-манхаджи ‘аля мазхаби ль-имами Аш-Шафии». На данный момент полностью переведена и отредактирована (на соответствие оригиналу (шариатским комитетом) и русский язык) глава об очищении. Также частично переведены некоторые разделы из различных глав книги: от главы о намазе до главы о семейных отношениях. Имея достаточный объём материала для стабильного обновления сайта, мы начинаем выкладывать переведённые разделы. Просим Всевышнего Аллаха укрепить нас в этом деле и помочь довести его до конца.

Наша работа представляет собой именно перевод книги, а не написание статей на её основе. Мы будем выставлять цельные законченные фрагменты, содержащие полноценную информацию по тому или иному разделу, в виде отдельных блоков. Каждая следующая публикация будет продолжением предыдущей. В названии каждой публикации будут указаны номер части и номера страниц переведённого фрагмента.

 

***

 

Правовые положения, связанные с очищением (тахара)

 

Определение тахара

 

В арабском языке «тахара» – это чистота, избавление от грязи, как в буквальном смысле, так и в переносном – избавление от недостатков. Так, например, говорят: «татаххара би-ль-маъ» — «очистился водой», то есть «очистился от грязи». Или же говорят: «татаххара мина-ль-хасад» — «очистился от зависти», то есть очистил сердце от зависти.

В терминологии шариата под «тахара» понимается порядок действий, после которого становится дозволенным совершение намаза и того, что имеет его статус (как обход (тавваф) Каабы. – прим. пер.) Например, омовение для того, кто его не имеет; или же купание для того, для кого оно стало обязательным; или же очищение от нечистот (наджас) на одежде, теле или месте (на котором совершается намаз).

 

Забота ислама о чистоте

 

Ислам полноценным образом заботится о чистоте, что становится очевидным из следующих положений:

1) Повеление совершать омовение при совершении намаза несколько раз в день. Всевышний Аллах сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Когда вы встаёте на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (сура «Трапеза», аят 6).

2) Побуждение к купанию во многих случаях. Всевышний Аллах сказал: «А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь» (сура «Трапеза», аят 6). Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обязанностью каждого мусульманина перед Аллахом является купание один раз в семь дней, в который он моет свою голову и тело» (Аль-Бухари, Муслим (849)).

3) Повеление подстригать ногти, чистить зубы, очищать одежду. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей относятся к естеству (фитре) человека: обрезание, удаление волос на лобке, подстригание ногтей, выщипывание волос подмышками и подстригание усов» (Аль-Бухари (5550), Муслим (849)). Он также сказал: «Если бы я не боялся обременить мою общину, то велел бы использовать сивак (зубочистку) при каждом намазе» (Аль-Бухари (847), Муслим (252)). А в версии, которую приводит Ахмад (6/325), говорится: «…при каждом омовении».

Также Всевышний Аллах сказал: «Одежды свои очищай!» (сура «Завернувшийся», аят 4). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим сподвижникам: «Поистине, вы прибываете к своим братьям. Поэтому приведите в порядок свою поклажу и свою одежду, так, чтобы вы выделялись среди людей, как выделяется родинка на теле. Поистине, Аллах не любит скверность и занятие скверным» (Абу Дауд (4089)). Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (сура «Корова», аят 222). Ислам даже сделал очищение половиной веры, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Очищение – половина веры» (Муслим (223)).

 

Мудрость предписания очищения

 

Ислам предписал очищение, преследуя многие мудрости, некоторые из которых мы перечислим:

1) К очищению призывает естество (фитра) человека. Оно притягивает его к чистоте и отгоняет от грязи и неопрятности. А так как ислам является религией, соответствующей естеству человека, он призывает его к чистоте и соблюдению гигиены.

2) Ислам оберегает честь и достоинство мусульманина. Люди по своему естеству устремляются к опрятным и предпочитают общество с ними. Также как не любят грязных, неопрятных людей, унижают и избегают их, не желают находиться с ними. А поскольку ислам заботится о чести и достоинстве верующих, он повелевает им соблюдать чистоту и быть опрятными, чтобы верующие были среди своих братьев достойными и уважаемыми.

3) Ислам заботится о здоровье человека. А чистота и гигиена относятся к главным причинам, оберегающим его от болезней. Ведь более всего болезни распространяются среди людей по причине несоблюдения гигиены.
Также шариат повелевает очищение тела, мытьё лица и рук, полоскание носа, мытьё ног – части тела, которые постоянно подвергаются загрязнению – несколько раз в день, что защищает тело от болезней.

4) Мусульманин должен стоять перед Всевышним Аллахом чистым, поскольку в намазе он обращается к своему Господу и беседует с Ним. Поэтому он должен быть чистым, – как внешне, так и внутренне: с чистым сердцем и чистым телом, – Всевышний Аллах любит кающихся и любит очищающихся.

 

Вода, которая пригодна для очищения

 

К видам воды относятся дождевая и морская вода, вода из колодцев, речная, родниковая и талая вода (изо льдов).
Все эти виды воды можно отнести к двум категориям: к тому, что выпадает с неба, и к тому, что проистекает из земли. Всевышний Аллах говорит: «Мы ниспосылаем с неба чистую и очищающую воду» (сура «Различение», аят 48). Аллах также говорит: «…и ниспослал вам с неба воду, чтобы очистить вас ею» (сура «Добыча», аят 11). Также Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передал, что некий мужчина спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «О Посланник Аллаха! Выходя в море, мы берём с собой немного воды. Если же мы станем совершать ею омовение, то будем испытывать сильную жажду. Можно ли совершать омовение морской водой?» Он сказал: «Морская вода чиста и пригодна для очищения, а умерших в ней животных разрешается употреблять в пищу» (хадис передали пятеро: Абу Давуд, Ат-Тирмизи, Ан-Насаи, Ибн Маджа и Ахмад ибн Ханбал, а Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим достоверным).

 

***

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

 

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос