Баланс в воспитании

Статья подготовлена по книге д. Маджди ал-Хилал «Ат-тавазун ат-тарбавий ва ахаммийятуху ликулли муслим» («Баланс в воспитании и его важность для каждого мусульманина»).

Всевышний Аллах сотворил человека и наделил его сущность четырьмя основными составляющими: разум, сердце, душа и тело.

Человек начинает свой жизненный путь на этой земле с этими четырьмя элементами, которые растут и развиваются вместе с ним, и для роста каждого из них необходима соответствующая ему «пища».

Так, для роста и развития слабого и беспомощного тела ребенка необходимо питать это тело соответствующей «пищей», которая отвечает его потребностям и постоянно вырабатывает в нем энергию для роста и развития и которая толкает это тело к активности и движению. То же самое можно сказать о разуме, сердце и душе. Все эти элементы для плодотворного и правильного роста нуждаются в соответствующей «пище», чтобы, в конечном счете, участвовать в формировании личности истинного мусульманина, приносящего пользу себе и окружающим. И тем самым помогая ему выполнить свою миссию на этой земле – познание и поклонение своему Господу, установление Его религии в самом себе и в других и донесении ее до всего человечества.

Так же как и тело нуждается в постоянной заботе для здорового и правильного развития, разум, сердце и душа тоже нуждаются в постоянной заботе, ведь они тоже начинают свой путь, так же как и тело: с ограниченными возможностями и силами и с предрасположенностью к росту и развитию.

Разум начинает свою «жизнь» лишенным каких-либо знаний, как сказал об этом Всевышний: «И Аллах вывел вас из утроб ваших матерей (такими, что) вы ничего не знали» (Сура 16, «Пчелы», аят 78).

Сердце рождается на своей фитре (врожденная предрасположенность к единобожию), как  об этом сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника» (Аль-Бухари, Муслим).

Душа тоже начинает свой жизненный путь со своей склонностью как к распущенности и порочности, так и к покорности и богобоязненности, как об этом сказал Всевышний: «Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик, и внушил ей порочность ее и богобоязненность!». (Сура 91, «Солнце», аяты 7-8).

Как мы видим, каждый из этих элементов нуждается в заботе и правильном воспитании. Если же забота относительно необходимой пищи для развития и роста тела особо не требуется в виду своей очевидности и необходимости, то остальные три составляющие не пользуются должным вниманием с нашей стороны, так как мы не видим их и в большинстве случаев не ощущаем их потребностей. С другой стороны, все эти три составляющих растут и развиваются, но – в большинстве случаев – не развиваются должным образом или же в нужном направлении. К примеру, разум – после рождения – начинает принимать информацию со всех сторон, не различая правильного от неправильного. Затем эта информация начинает понемногу формировать его убеждения, мировоззрение и видение окружающего мира. Отсюда и становится очевидной вся важность воспитания, так как мусульманин не сможет исправить свое положение и достичь какого-либо роста и не сможет увидеть плоды поклонения своему Господу, если он не будет заботиться об этих четырех сторонах своего бытия.

Что же происходит когда одна из этих сторон остается без должного внимания, заботы и воспитания?

— Если оставить разум без воспитания и развития в правильном направлении, то следствием этого будет распространение невежества, изменение приоритетов, неясность в понятиях, увеличение сомнений, появление нововведений, ложных убеждений и т.д.
— Если же без присмотра и постоянного укрепления в нем веры (имана) оставить сердце, то оно станет заложником своих прихотей и будет слепо за ними следовать, не отличая запретного (харам) от дозволенного (халял). Тем самым, притупляя свои чувства, оно станет черствым, не поддающимся каким либо увещеваниям и назиданиям.
— Оставить без очищения и воспитания душу – значит оставить ее во власти распущенности и порочности, тем самым толкая её хозяина на совершение тяжких и больших грехов.
— Когда же человек оставляет физическую активность, то, как следствие этого он начинает удовлетворять желания своего тела без каких либо ограничений и правил.
Все это приводит к неясности и потерям в этой жизни, отдалению от правильного пути – пути поклонения Аллаху Свят Он и Велик и к полному убытку в жизни загробной. Поразмыслите над словами Всевышнего Аллаха, где Он описывает тех, кто оставил очищение и правильное воспитание, вследствие чего их умы стали бездействовать, сердца и души стали больными, а их движение и деятельность были направлены к земным благам и низменным страстям: «Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей. У них есть сердца, которые не разумеют, и глаза, которые не видят, и уши, которые не слышат. Они подобны скотине, но являются еще более заблудшими. Именно они являются беспечными невеждами» ( Сура 7, «Ограды», аят 179).

Теперь мы коротко упомянем необходимые действия для правильного развития каждого из этих четырех составляющих сущности человека.

Разум

Для его воспитания необходимо постоянно питать его полезным знанием. Первым же знанием, которым необходимо вооружить разум, является знание об Аллахе, т.е. познание Его единственности и господства, Его имен и атрибутов, Его величия и могущества. Так как, чем больше человек познает своего Господа, тем ближе он становится к Нему, тем сильнее проявляется его любовь к Нему, и тем больше становится стремление к Его довольству. Тем сильнее его упование, его покорность и нужда в Нем. Это и есть полезное знание, знание которое приближает нас к Творцу и усиливает нашу любовь к Нему и наш страх перед Ним. Все остальные знания идут уже после этого знания, и должны основываться на нем. Поэтому мусульманин должен всегда углублять свои знания, воспитывать свой разум, расширять его возможности, размышлять и задумываться над знамениями, разбросанными по всей вселенной и в нем самом, читать различную литературу, слушать и смотреть и т.д.

Сердце

Для его воспитания необходимо постоянно поддерживать и укреплять в нем веру (иман). Как сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине вера (иман), изнашивается подобно тому, как изнашивается одеяние одного из вас, поэтому просите Аллаха, чтобы Он обновлял веру в ваших сердцах» (Ат-Табарани, Аль-Хаким, его достоверность подтвердил и Аль-Альбани). Так как одного только знания не достаточно, необходимо чтобы это знание перерастало в глубокую и крепкую веру, способную победить все прихоти человеческого сердца, так, чтобы эта вера проявлялась в повседневном поведении мусульманина. Именно крепкая вера (иман) толкает человека жертвовать всем ради достижения довольства Аллаха, неустанно совершать благие дела и быть первым во всем. Мусульманин должен укреплять и обновлять свою веру искренним поклонением, постоянным поминанием Аллаха, поминанием Его утром и вечером, чтением Корана и хадисов и т.д.

Душа

Для ее воспитания необходимо постоянное духовное воспитание, так как по своей природе она склонна к удовлетворению своих желаний и стремлений, как сказано в Коране: «…ведь душа человека повелевает зло» (сура 12, «Юсуф», аят 53). Душа повелевает зло не из-за любви к самому злу, а ради удовлетворения своей страсти, которую она в нем ищет. И кому удается очистить ее, тот преуспел, кто же оставит ее без воспитания и приручения, тот потерпел неудачу: «Преуспел тот, кто очистил ее, и понес урон тот, кто опорочил ее» (сура 91, «Солнце», аяты 9-10). Поэтому мусульманину необходимо бороться с такими болезнями как скупость и алчность, стремление к похвале, непризнание своих ошибок, гордость и высокомерие, самовлюбленность и восхищение своими достижениями… а также забвение милости Аллаха, денно и нощно нисходящем на него.

Тело

Для его воспитания так же необходима постоянная физическая активность и деятельность. Потому что мусульманину, воспитавшему свой разум, сердце и душу, так же необходимо проявить в деле призыва к религии Аллаха и физическую активность. Недостаточно простого пассивного «движения» по траектории, необходимо, чтобы активное участие в призыве стало частью его жизни, и одним из её приоритетов. Необходимо приучать себя к постоянному труду и усердию на пути Аллаха, где нет места лени, вялости и расслабленности. Так как многие секреты и значения истинного поклонения Аллаху невозможно постичь, отсиживаясь от практической деятельности и ограничиваясь теоретическими знаниями. Как говорил Саид Кутб: «…значения и смыслы Корана невозможно постичь, отсиживаясь и ограничиваясь одними только его стилистическими и художественными исследованиями, так как это спокойное и далекое от движения просиживание не дает познать всю сущность Корана, ибо его сущность раскрывается только в действии и движении».

Таким образом, из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод: мусульманину необходимо воспитывать и развивать все четыре составляющие своей сущности. Более того он должен стараться достичь баланса между ними, чтобы одна сторона не отставала от других, тем самым выполняя миссию возложенную на него Всевышним Аллахом – познание и поклонение Творцу!

Абу Абдулла [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *