Биография имама аль-Имрани (ум. 558)

Аль-Баян

Книга «Аль-Баян» имама Аль-Имрани

На свете было не малое количество великих шафиитских ученых, вобравших в себя колоссальные знания фикха (исламского права), а также правильного вероубеждения, совпадающего с вероубеждением праведных предшественников (ас-саляфу с-салих). Одним из таких ученых является великий шафиитский имам, шейх шафиитов Йемена своего времени – имам Аль-Имрани, чья биография будет изложена ниже.

 

Имя и родословная

Этого великого ученого звали Яхья ибн Аби-ль Хайр ибн Салим ибн Ас’ад ибн АбдуЛЛах ибн Мухаммад ибн Муса ибн Имран аль-Имрани. Аль-Имрани его называют по имени Имрана ибн Рабиа. Также его называют аль-Хамави, что является отношением к городу, в котором он родился. Его также узнают по его прозвищу Абу-ль Хусейн, а шафиитские ученые Ан-Навави и Ибн Кады Шухба также называли его Абу-ль Хайр.

 

Рождение и приобретение знаний

Имам аль-Имрани родился в городе Маснаа Сейр, который наше время находится близ Йеменского города Ибб, в 489 году по хиджре.

Имам родился в Йемене, жил в Йемене и умер в Йемене, не выезжая из него никуда, кроме Мекки и Медины. Время, в котором еду довелось жить было временем фитн и волнений, временем пробуждения разных группировок и течений. Особенно активны в это время были зайдиты, исмаилиты, батыниты и другие, боровшиеся за то, чтобы взять власть в Йемене в свои руки.

Не смотря на это положение шейх Аль-Имрани посвятил свою жизнь приобретению знаний и их распространению, объезжая все города Йемена в поисках исламских наук. Его больше тянуло к изучению шафиитского фикха, а также наук арабского языка и акиды.

Первым его учителем и шейхом на пути знаний стал его дядя Абу-ль Фаттух ибн Усман ибн Ас’ад. С ним он прошел книгу «Кафи-ль фараид фи-ль маварис».

После этого он поехал в крепость Зу-ль Хуфр, где прошел книгу «Ат-Танбих» имама Аш-Ширази, а также обучался у шейха факиха АбдуЛЛаха ибн Ахмада аль-Хамдани, с которым прочитал книгу «Аль-Мухаззаб», выучив ее, и «Ал-Люмма’» того же Абу Исхака аш-Ширази. Также он прочитал книги «Аль-Муляххас» , «Иршад Ибн Абдавейх» и еще раз книгу «Кафи-ль фараид».

Далее он поехал в Ахазу (тогда поселение находилось к северу от сегодняшнего города Ибб, теперь же на его месте находятся поля), где обучался у шейха Зейда ибн аль-Хасана аль-Файиши. У него он еще раз прочитал книгу «Аль-Мухаззаб», некоторые сноски Абу Исхака аш-Ширази по науке усу-ль аль-фикх, книгу по арабской лексике «Гарибу-ль хадис» Абу Убейда, книгу «Мухтасару-ль Айн» аль-Хавафи, «Низаму-ль гариб» ар-Руб’и, книгу «Ат-табсира фи усулю д-ин» Абу-ль Фаттуха. Также он прочитал у своего друга Умара ибн Исмаиля аль-Хауляни две книги: «Аль-Кафи» и «Аль-Джумаль».

Когда в 512 году факих Зейд ибн АбдуЛЛах аль-Яфии прибыл из Мекки в город аль-Джанад, к нему пришла группа факихов, среди которых был и имам аль-Имрани. У него он прочел книгу «Ан-Нукат» Абу Исхака аш-Ширази, в которой приводятся вопросы разногласия между двумя имамами: Аш-Шафии и Абу Ханифой. Также он слушал уроки по книге «Аль-Минхадж» Кады ат-Тайиба ат-Табари, изучил книгу «Ат-Таалик фи-ль хиляф» Аш-Ширази и еще раз прочитал книгу «Ат-Табсира фи усуль ад-дин» Абу-ль Фаттуха, и много других книг. Имам Аль-Имрани пробыл рядом с шейхом аль-Яфии, пока тот не покинул мирскую жизнь в 514 году по хиджре.

После этого он Аль-Имрани переехал севернее, в город Сахфана и стал обучаться у шейха кады Муслима ибн Аби Бакра ибн Ахмада Ас-Сааби. С ним он прочел книгу «Аль-хуруф ас-саб’а фи р-радд аля-ль муътазиля уа гайрихим мин ахли з-зайги уа-ль бид’а».

В 517 году он переехал в город Зу Ашрак, в котором слушал уроки по книге «Аль-Джами’» имама Ат-Тирмизи у шейха Салима ибн АбдуЛлаха. В этом городе он также прочел такие книги, как «Аль-Маджму’» имама аль-Мухамили, «Аш-Шамиль», «Аль-Фуру’», «Аль-Удда» и многие другие книги.

В 521 году имам Аль-Имрани, да помилует его Аллах, посетил, совершая хадж Мекку и Медину. В Мекке он встретил факиха и проповедника Мухаммада ибн Ахмада Аль-Усмани ад-Дибаджи, провел с ним встречи и диспуты на темы фикха и акиды. Ад-Дибаджи был ашаритом и имам Аль-Имрани победил его в диспуте, отстояв вероубеждение праведных предшественников так, что лицо Ад-Дибаджи покрылось потом.

После этого имам вернулся в свой родной город, где пробыл много времени приобретая знания, но в основном обучая других и составляя свои труды по исламским наукам до 549 года по хиджре. Однако войны и фитна в его родных местах не прекращались, из-за чего он был вынужден перебираться из одного города в другой. Перебравшись в город Зу Ашрак он оставался в нем в течение семи лет, во время которых занимался обучением, распространением знаний и составлением произведений. Во время пребывания в этом городе он также был занят и приобретением знаний, не смотря на свой приличный к тому времени уровень знаний. В частности, в 555 году по хиджре он брал уроки по книгам «Сахих аль-Бухари» и «Сунан Абу Дауд» у шейха аль-Хафиза Али ибн Абу Бакра аль-Хамдани.

После смены правителей в Йемене смуты начали набирать все большие обороты. Имам Аль-Имрани вновь должен был покинуть свой дом, переезжая из одного города в другой, хотя очень сильно желал остаться. В итоге он остановился в городе Зу С-сифаль, в котором провел остаток жизни и умер.

 

Его шейхи

При упоминании жизни имама аль-Имрани и приобретения им знаний было упомянуто не мало его шейхов. Ниже мы приведем и некоторых других из его шейхов иншааЛлах.

1. Его дядя Абу-ль Фаттух ибн Усман ибн Ас’ад ибн АбдуЛЛах ибн Мухаммад ибн Муса ибн Имран.
2. Шейх Муса ибн Али Ас-Сааби.
3. Шейх факих АбдуЛЛах ибн Умейр аль-Арифи.
4. Шейх Зейд ибн аль-Хасан аль-Файиши.
5. Шейх Амр ибн Бейши
6. Имам, факих, устаз устазов своего времени Зейд ибн АбдуЛЛах ибн Джаафар ибн Ибрахим аль-Яфии.
7. Кады Муслим ибн Абу Бакр ибн Ахмад ибн АбдуЛЛах.
8. Шейх Салим ибн АбдуЛЛах ибн Мухаммад ибн Салим.
9. Шейх, мухаддис Абу-ль Хасан Али ибн Аби Бакр аль-Хамдани.

 

Его ученики

У имама аль-Имрани было очень много учеников. Как же ему не иметь учеников, если он был шейхом шафиитов своего времени и имамом, к которому съезжались требующие знания со всех концов его страны. Некоторых из них и самых выдающихся мы упомянем ниже:

1. Его двоюродный брат Мухаммад ибн Муса ибн аль-Хусейн аль-Имрани.
2. Его сын Тахир ибн Яхья ибн Аби-ль Хайр аль-Имрани.
3. Фиких Ахмад ибн АбдуЛЛах ибн Масуд ибн Аслям.

 

Его произведения

Имам Аль-Имрани, пусть Аллах помилует его и дарует нам пользу посредством его знаний, оставил после себя не только многочисленных учеников и последователей, но и целую библиотеку книг по исламским наукам, как и многие другие выдающиеся ученые. Упомянем некоторые из его знаменитых трудов:

1. «Аз-Заваид аля-ль мухаззаб». Книга по шафиитскому фихку, являющаяся дополнением к книге «Аль-Мухаззаб» имама Аш-Ширази. Шейх писал ее в течение четырех лет с 517 по 520 год включительно. Состоит она их двух томов.
2. «Аль-Баян». Одна из самых авторитетных книг шафиитской школы фикха. В основном книга является толкованием книги «Аль-Мухаззаб», на которую после него написал известное толкование «Аль-Маджу’» имам Ан-Навави, однако в книгу также вошли цитаты из произведения «Аз-Заваид» и других книг. Имам приступил к написанию книги «Аль-Баян» в 528 году и завершил ее в 533 году. «Аль-Баян» был фундаментальным трудом, ставшим основной книгой по изучению шафиитского мазхаба в различные года, а также пользующимся огромным авторитетом в наши дни. Книга состоит из 10 томов.
3. «Аль-Мушкиль». Книга о проблемных вопросах произведения «Аль-Мухаззаб», написанная по просьбе его ученика.
4. «Аль-интисар фи р-радд аля-ль кадария». Книга, являющаяся опровержением на убеждения мутазилитов и других приверженцев догматической философии в вопросах вероубеждения. Этот труд четко разъясняет позицию праведных предшественников в вопросах акиды и доказывает заблуждение противоположных позиций.
5. «Рисаля фи-ль муътакад аля мазхаби ахли-ль хадис». Разъясняет вероубеждение праведных предшественников. Считается основой книги «Аль-интисар».
6. «Аль-Мухтасар фи р-рад аля-ль аш’арийа уа-ль кадарийа фи масъаляти-ль калям».
7. «Аль-Фатуа».
8. «Манакыбу ш-Шафии».
9. «Макасыду л-люммаъ».
10. «Гараибу-ль уасыт».

 

Высказывания ученых о нем

Имам Аль-Имрани еще при жизни заслужил высокую степень, обладая большими знаниями и богобоязненностью. Достаточно лишь того, что после него в Йемене все ученые опирались на его труды и были прямо или косвенно его последователями или последователями его учеников.

Имам Ан-Навави сказал о нем: «Он знал наизусть «Аль-Мухаззаб» и составил на нее толкование в виде книги «Аль-Баян». Он распространял знания в Йемене и путешествовал в поисках знаний по нему».

Ас-Субки сказал о нем: «Шейх шафиитов в Йемене, автор книги «Аль-Баян» и других известных трудов». Также он сказал: «Он был имамом, аскетом, благим, обладателем известного имени, большой славы, знающим фикх, усуль аль-фикх, вероубеждение, грамматику арабского языка. Он был самый знающим на Земле о произведениях Абу Исхака Аш-Ширази в фикхе, усуль аль-фикхе и вопросах разногласий. Он знал наизусть книгу «Аль-Мухаззаб». Говорят, что он заканчивал ее чтение в течение одной ночи».

Высказываний об имаме Аль-Имрани аш-Шафии очень многие. Многие из них написаны даже в стихотворной форме, да помилует его Аллах.

 

Его смерть

Историки упоминают, что после долгих переездов, связанных со смутой и междоусобицами, имаму аль-Имрани пришлось покинуть свои родные места и остановиться в городе Зу С-сифаль, в котором он остался преподавать и распространять знания, пока не встретил смерть в месяце рабиуни-ль ахир в 558 году хиджре.

Да воздаст Аллах благом от Ислама и всех мусульман имаму Яхья аль-Имрани и сделает его наследие полезным для всех мусульман!

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *