Дополнительная ночная молитва (кыйам аль-лейль)

Её достоинство

 

1) Аллах приказал Своему Пророку – мир ему и благословение! – совершать её, сказав: «Также посвящай молитве часть ночи. Это предписано только тебе [, но не обязательно для твоей общины]. Возможно твой Господь удостоит тебя похвального положения [в мире вечном]» (Св. Коран, 17: 79).

Хотя этот приказ распространяется только на Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), он также затрагивает всех остальных мусульман в том смысле, что им надлежит следовать его – мир ему и благословение Аллаха! – примеру.

2) Он ясно дал знать, что те, кто регулярно выполняют эту молитву, являются добродетельными, заслуживают Его Добра и Его Милости. Он сказал: «Воистину, богобоязненные окажутся в садах, среди источников. Они будут получать то, что даровал им их Господь. До этого они творили добро. Они спали лишь малую часть ночам, а перед рассветом просили о прощении» (Св. Коран, 51: 15 – 18).

3) Он превознёс их, похвалил и причислил их к Своим благонравным рабам, сказав: «Рабы Всемилостивого – это те, кто ходят по земле со спокойствием и смирением, а когда к ним обращаются невежды [с тем, что для них отвратительно], они отвечают такими словами, которыми сохраняют себя от греха. Они проводят ночи, падая ниц и стоя перед своим Господом» (Св. Коран, 25: 63 – 64).

4) Он засвидетельствовал о том, что они обладают верой в его знамения: «Воистину, веруют в наши знамения те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц и прославляют хвалой своего Господа. Они не относятся высокомерно [к тому, чтобы уверовать и проявлять покорность]. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. И ни одна душа не знает, какие услады для глаз скрыты от них в воздаяние за то, что они совершали» (Св. Коран, 33: 15 – 17).

5) Он отверг равенство между ними и теми, кто не подпадает под их описание, сказав: «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась [наказаний] Последней жизни и надеясь на Милость своего Господа, равен [неверующему]? Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?”. Воистину, поминают назидание только обладающие знанием» (Св. Коран, 39: 9).

۞ ۞ ۞

Это часть того, что приводится в Книге Аллаха. Что касается Сунны Посланника Аллаха, – мир ему и благословение! – то вот кое-что из неё:

1) ‘Абдуллах б. Салям сказал: «Как только Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – прибыл в Медину, к нему стали стремительно сходиться люди. Я был из тех, кто пришел к нему тогда. Когда я рассмотрел его лицо, я понял, что это лицо не было лицом лжеца. Первое, что я услышал от него, были слова: “О люди, распространяйте Ислам, давайте пищу [беднякам и сиротам], укрепляйте родственные связи, молитесь по ночам, когда другие спят, и вы войдёте в Рай”». Этот хадис приводят аль-Хаким, Ибн Маджах и ат-Тирмизи, который сказал: «хороший достоверный хадис».

2) Сальман аль-Фариси рассказывает, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Совершайте ночную молитву! Поистине, это было обычаем живших до вас праведников. Она приближает вас к вашему Господу, удаляет прегрешения, останавливает от [совершения] греха и отгонят от тела болезнь».

3) Сахль б. Са’д рассказывает: «К Пророку – мир ему и благословение Аллаха! – явился Джибриль и сказал: “О Мухаммад, живи сколько хочешь, воистину, ты смертен! Делай что хочешь, воистину, по твоим делам уже принято решение (или: ты вознаграждён за них!). Люби кого хочешь, воистину, ты расстанешься с ним! Знай, что превосходство верующего заключается в совершении ночной молитвы, а сила его – это отсутствие у него нужды в людях”».

4) Передают со слов Абу ад-Дарды, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Троих любит Аллах. Они доставляют ему смех и радость. [Первый – это] тот, кто самостоятельно остаётся сражаться ради Аллаха – всемогущ Он и велик! – позади отступающего отряда. Он либо погибает, либо Аллах даёт ему победу и защиту. [О нём Аллах] говорит: “Взгляните на моего раба, как он сам один проявляет терпение ради Меня!”. [Второй – это] тот, у кого красивая жена, хорошая уютная постель, но он всё равно встаёт ночью на молитву. [О нём Аллах] говорит: “Он покидает то, к чему испытывает страсть, и поминает Меня, а если бы он захотел, то остался бы спать”. [Третий – это] тот, кто находится в пути вместе с караваном. Этот караван проделывает путь ночью, а затем ложится спать. Он же и в радости, и в горе, встаёт перед рассветом [на молитву]».

Правила поведения, связанные с этой молитвой

Тому, кто собирается встать ночью на молитву, желательно:

1) Перед сном вознамериться проснуться ночью на молитву.

Передают со слов Абу ад-Дарды, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто ляжет в постель, намереваясь встать ночью и совершить молитву, однако его настолько одолеет сон, что [он не проснётся] пока не наступит утро, то ему будет записано то, что он намеревался [сделать], а его сон будет для него милостыней от его Господа». Этот хадис приводят ан-Наса’и и Ибн Маджах с достоверным иснадом.

2) Проснувшись, протереть лицо, чтобы прогнать сон, почистить зубы сиваком, посмотреть на небо и обратиться к Аллаху с мольбой, с которой взывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение!):

«لا إِلهَ إلاَّ أَنْتَ سُبْحانَكَ اللَّهُمَّ وبحمدِكَ، أسْتَغْفِرُكَ لِذَنْبيِ، وأسألُكَ رَحْمَتَكَ، اللَّهُمَّ زِدْنِي عِلْماً، وَلا تُزِغْ قَلْبِي بَعْدَ إذْ هَدَيْتني، وَهَبْ لِي مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً، إنَّكَ أَنْتَ الوَهَّابُ«

«Ля иляха илля Анта. Субхана-Ка Аллахумма ва би-хамди-Ка. Астагфиру-Ка ли-занби, ва ас’алю-Ка Рахмата-Ка. Аллахумма зид-ни ‘ильман, ва ля тузиг кальби ба’да из хадайта-ни! Ва хаб ли мин лядун-Ка Рахматан, инна-Ка анта-ль-Ваххаб! / Нет иного божества, кроме Тебя. Пречист Ты и Тебе принадлежит хвала, о Аллах. Прошу у Тебя прощения моих грехов и Твоей Милости. О Аллах, прибавь мне знаний и не отклоняй моё сердце с правильного пути, после того, как Ты наставил меня! Даруй мне от Себя Милость, воистину, ты Дарующий!»;

«الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَحْيَانَا بَعْدَ مَا أَمَاتَنَا وَإِلَيْهِ النُّشُورُ»

«Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ахйа-на ба’да ма амата-на ва илей-Хи-н-нушур! / Хвала Аллаху, который оживил нас, после того, как Он нас умертвил, и к Нему [предстоит наше] возвращение».

Затем прочитать последние десять аятов из суры «Аль ‘Имран», со слов: «Воистину, в сотворении небес и земли и в смене ночи и дня заключены знамения Аллаха для обладающих разумом…» (Св. Коран, 3: 190), — и до конца суры.

После этого произнести:

«اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ، أَنْتَ نُورُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ وَمَنْ فِيهِنَّ، وَلَكَ الْحَمْدُ، أَنْتَ قَيِّمُ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ وَمَنْ فِيهِنَّ، وَلَكَ الْحَمْدُ، أَنْتَ الْحَقُّ، وَوَعْدُكَ حَقٌّ، وَلِقَاؤُكَ حَقٌّ، وَالْجَنَّةُ حَقٌّ، وَالنَّارُ حَقٌّ، وَالنَّبِيُّونَ حَقٌّ ، وَمُحَمَّدٌ حَقٌّ، وَالسَّاعَةُ حَقٌّ. اللَّهُمَّ لَكَ أَسْلَمْتُ، وَبِكَ آمَنْتُ، وَعَلَيْكَ تَوَكَّلْتُ، وَإِلَيْكَ أَنَبْتُ، وَبِكَ خَاصَمْتُ، وَإِلَيْكَ حَاكَمْتُ، فَاغْفِرْ لِي مَا قَدَّمْتُ وَمَا أَخَّرْتُ، وَمَا أَسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ، أَنْتَ اللهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ«

«Аллахумма ля-Ка-ль-хамду, Анта Нуру-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна. Ва ля-Ка-ль-хамду, Анта Кайиму-с-самавати ва-ль-арди ва ман фи-хинна. Ва ля-Ка-ль-хамду, Анта-ль-Хакку, ва ва’ду-Ка хакку, ва лика’у-Ка хакку, ва-ль-джаннату хакку, ва-н-нару хакку, ва-н-набийуна хакку, ва Мухаммадун хакку, ва-с-Са’ату хакку. Аллахумма ля-Ка аслямту, ва би-Ка аманту, ва ‘алей-Ка таваккальту, ва илей-Ка анабту, ва би-Ка хасамту, ва илей-Ка хакамту. Фа-гфир ли ма каддамту ва ма аххарту, ва ма асрарту ва ма а’лянту! Анта Аллаху, ля иляха илля Анта! / О Аллах, хвала Тебе, Ты Свет небес и земли и [благодаря Тебе встают на правильный путь] те, кто находится в них. Хвала Тебе, Ты Управитель небес и земли, и тех, кто находится в них. Хвала Тебе, Ты – Истинный, обещание Твоё – истина, встреча с Тобой – истина, Рай – истина, Ад – истина, пророки – истина, Мухаммад – истина, Час суда – истина. О Аллах, Тебе я покорился, в Тебя уверовал, на Тебя уповаю, Тебе я подчинился, предоставленные Тобою доводы я привожу в качестве аргумента и к Твоему суду я обращаюсь. Так прости же то, что я уже совершил, и то, что еще не совершил, а также то, что я скрыл, и то, что обнаружил! Ты – Аллах, нет бога, кроме Тебя!».

3) Начать ночную молитву с двух коротких рак’атов, а после них уже помолиться столько сколько захочет.

Передают со слов ‘Аиши, которая сказала: «Когда Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – вставал ночью, он начинал свою молитву с двух коротких рак’атов». Также передают со слов Абу Хурайры, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если кто-нибудь из вас встанет ночью, то пусть начнёт свою молитву с двух коротких рак’атов!». Оба эти хадиса передаёт Муслим.

4) Разбудить членов своей семьи.

Передают со слов Абу Хурайры, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Да помилует Аллах мужчину, который встаёт ночью, совершает молитву, будит свою жену, а если она ленится встать, брызгает водой ей в лицо! Да помилует Аллах женщину, которая встаёт ночью, совершает молитву, будит своего мужа, а если он ленится встать, брызгает водой ему в лицо!». Также с его слов передают, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Если мужчина разбудит ночью свою жену и они вдвоём совершат молитву, — или же он сказал: «совершат вместе два рак’ата», — то будут записаны среди “[часто] поминающих [Аллаха] мужчин и женщин”». Оба эти хадиса передают Абу Дауд и другие с достоверным иснадом.

Передают со слов Умм Саламы, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – проснулся ночью и сказал: «Пречист Аллах! О скольких смутах было ниспослано ночью и о скольких было ниспослано богатствах! А кто будит [ночью] обитательниц комнат (то есть, своих жен)? О, сколько тех, кто в этом мире одет, но гол в мире вечном!». Этот хадис передаёт аль-Бухари.

Передают со слов ‘Али, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – зашел ночью к нему и Фатыме и сказал: «Вы что, не молитесь?». ‘Али говорит: «Я сказал: “О Посланник Аллаха, наши души в руках Аллаха. Если Он пожелает чтобы мы встали, то мы встанем”. Когда я сказал это, он ушел. Затем я услышал, как уходя он хлопнул по своему бедру, приговаривая: “Но человек больше всего склонен спорить (Св. Коран, 18: 54)». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

5) Оставить совершение молитвы, если его одолеет сон, и поспать до тех пор, пока сон его не покинет.

Передают со слов ‘Аишы, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Если кто-то из вас встанет ночью, и Коран начнёт путаться у него на языке, и он не будет знать, что говорит, то пусть ложится спать». Этот хадис приводит Муслим.

Анас рассказывает: «Посланник Аллах – мир ему и благословение! – вошел в мечеть, а там между двумя столбами был натянута верёвка. Он сказал: “Что это?”. Ему ответили: “Это для Зейнаб, она молится, а когда утомляется или ослабевает, держится за неё”. Он сказал: “Развяжите её, пусть каждый из вас молится пока бодр, а как утомится или ослабнет, пусть спит!”». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

6) Не перегружать себя, а молиться ночью столько, на сколько у него хватает энергии, но совершать эту молитву регулярно и никогда не пропускать её, разве что при вынужденных обстоятельствах.

Передают со слов ‘Аишы, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Совершайте столько [благих] дел, сколько вам по силам! Клянусь Аллахом, Аллаху не наскучит, пока не наскучит вам». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Они также передают с её слов, что Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – спросили: «Какое деяние более любимо для Всевышнего Аллаха?», — и он ответил: «То, которое совершается постоянно, даже если оно небольшое». Также Муслим сообщает, что она сказала: «Поступки Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – были постоянными, и если он совершал какое-то деяние, то оно становилось регулярным».

‘Абдуллах б. ‘Умар передал, что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал ему: «О ‘Абдуллах, не будь как тот, кто совершал ночную молитву, а потом оставил её!». Этот хадис согласован аль-Бухари и Муслимом.

Также они оба передают со слов Ибн Мас’уда, который сказал: «При Пророке – мир ему и благословение Аллаха! – упомянули об одном мужчине, который спал вплоть до наступления утра, и он сказал: “Этому мужчине шайтан помочился в уши (или: в ухо)”».

Также они оба передают со слов Салима б. ‘Абдуллаха б. ‘Умара, который передал со слов своего отца, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал его отцу: «Хорошим бы человеком был ‘Абдулла, если бы он молился по ночам…». Салим сказал: «После этого ‘Абдуллах стал спать по ночам лишь немного».

 

Время её совершения

 

Дополнительную ночную молитву (тахаджжуд или кыйам аль-лейль) можно совершить в любое время после обязательной ночной молитвы (‘иша): в начале ночи, в середине её, либо в конце.

Когда Анас – да будет доволен им Аллах! – описывал молитву Посланника Аллаха, – мир ему и благословение! – он сказал: «В какое бы время ночи мы не хотели увидеть его молящимся, мы обязательно могли это увидеть, и в какое бы время ночи мы не хотели увидеть его спящим, мы обязательно могли увидеть и это. В течение месяца он мог столько поститься, что мы говорили, что в этом месяце он не провёл ни дня без поста, а мог [в месяце] столько не поститься, что мы говорили, что в этом [месяце] он не постился вообще». Этот хадис приводят Ахмад, аль-Бухари и ан-Наса’и.

Хафиз сказал: «У его – мир ему и благословение Аллаха! – ночной молитвы-тахаджжуд не было какого-то определённого времени. Он совершал её тогда, когда ему это было удобно».

 

Лучшее время для её совершения

 

1) Передают со слов Абу Хурайры – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Каждую ночь в последнюю её треть Наш Господь – всемогущ Он и велик! – спускается на нижнее небо и говорит: “Кто взывает ко Мне? Я отвечаю ему. Кто просит Меня о чем-нибудь? Я даю ему. Кто просит у Меня прощения? Я прощаю его”». Этот хадис приводят несколько ученых.

2) Передают со слов ‘Амра б. ‘Абаса, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: “Ближе всего раб бывает к Господу во второй половине ночи. Если ты способен на то, чтобы быть из числа тех, кто поминает Аллаха в это время, то будь им!”». Этот хадис приводит аль-Хаким и говорит, что он отвечает требованиям Муслима. Также его приводит ат-Тирмизи, который назвал его хорошим достоверным. Также он приводится у ан-Наса’и и Ибн Хузеймы.

3) Абу Муслим спросил Абу Зарра: «Какая ночная молитва лучше?». Тот ответил: «Я задал Посланнику Аллаха – мир ему и благословение! – точно такой же вопрос, и он ответил: “[Та, что совершается] во второй половине ночи, однако мало кто так делает”». Этот хадис приводит Ахмад с хорошим иснадом.

4) Передают со слов ‘Абдуллаха б. ‘Амра, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Самый любимый пост для Аллаха – это пост Дауда, и самая любимая молитва для Аллаха – это молитва Дауда. Он [вначале] спал половину ночи, затем третью часть ночи молился, а потом спал [оставшуюся] шестую часть ночи, а постился он через день». Этот хадис приводят аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Наса’и и Ибн Маджах.

 

Количество рак’атов

 

У дополнительной ночной молитвы нет определённого количества рак’атов и нет определённого ограничения. Она будет считаться выполненной даже если совершить один рак’ат молитвы-витр после обязательной ночной молитвы (‘иша).

1) Передают со слов Самуры б. Джундуба, – да будет доволен им Аллах! – который сказал: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – повелел нам мало или много молиться ночью, а завершать это молитвой-витр». Этот хадис приводят ат-Табарани и аль-Баззар.

2) Передают со слов Анаса, – да будет доволен им Аллах! – что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Молитва в моей мечети приравнивается к десяти тысячам молитв, молитва в Мечети аль-Харам приравнивается к ста тысячам молитв, а молитва на передовой оборонительной линии приравнивается к миллиону молитв. Но превышает всё это – два рак’ата, которые совершает раб глубокой ночью». Этот хадис приводят Абу аш-Шейх и Ибн Хиббан в своей книге «ас-Савваб», а аль-Мунзири в «ат-таргыб ва-т-тархиб» умолчал о нём.

3) Передают со слов Ийаса б. Му’авийи аль-Музани, – да будет доволен им Аллах! – что Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Необходимо совершать [дополнительную] ночную молитву, даже если [на неё будет затрачено столько времени, сколько уходит на] доение овцы. И то, что [совершается] после обязательной ночной молитвы (‘иша), считается [совершенным] ночью». Этот хадис приводят ат-Табарани, и все его передатчики, кроме Мухаммада б. Исхака, являются заслуживающими доверия.

4) Передают со слов Ибн ‘Аббаса – да будет доволен Аллах им и его отцом! – который сказал: «Я заговорил о дополнительной ночной молитве и один из людей сказал: “Воистину, Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – сказал: «Половина ночи, треть ночи, четверть ночи, промежуток времени для доения верблюдицы, промежуток времени для доения овцы»”».

5) Также с его слов передают: «Посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – повелел нам совершать дополнительную ночную молитву. Он побуждал нас к ней и сказал: “Вам следует совершать ночную молитву, хотя бы в один рак’ат!”». Этот хадис приводят ат-Табарани в «аль-кабире» и в «аль-аусате».

 

۞ ۞ ۞

Однако лучше постоянно совершать одиннадцать или тринадцать рак’атов. Можно совершить их все вместе в виде одной молитвы, а можно и с перерывами.

‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – сказала: «Ни в месяце Рамадан, ни в другое время, Посланник Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – не совершал больше одиннадцати рак’атов. Он совершал четыре рак’ата, и не спрашивай о их красоте и о их длительности. Затем он совершал еще четыре рак’ата, и не спрашивай о их красоте и о их длительности. Затем он совершал три рак’ата. Я спросила: “О Посланник Аллаха, ты спишь прежде, чем совершаешь молитву-витр?”. Он ответил: “О ‘Аиша, воистину, спят мои глаза, но сердце не спит”». Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Также они приводят со слов аль-Касима б. Мухаммада, который сказал: «Я слышал, как ‘Аиша – да будет доволен ею Аллах! – говорила: “Ночная молитва Посланника Аллаха – мир ему и благословение! – состояла из десяти рак’атов, после которого он делал витр из одного рак’ата”».

 

Восстановление ночной молитвы

 

Муслим передал со слов ‘Аишы, что если Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – из-за болей или по какой-то другой причине пропускал ночную молитву, то в дневное время он совершал двенадцать рак’атов.

Также Муслим, ат-Тирмизи и ан-Наса’и передают со слов ‘Умара, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Кто проспит свою норму [ночных молитв] или её часть, пусть прочитает их между обязательными утренней (фаджр) и обеденной (зухр) молитвами, и тогда ему будет записано как будто он их прочитал ночью».

Сайид Сабик «Фикху-с-Сунна»

 

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *