Допустимость использования ушных капель при соблюдении поста

Вопрос № 80208: Использование ушных капель в дневное время в Рамадане.

Как по шариату расценивается использование капель для ушей в Рамадане. Нарушается ли пост, если капать их в уши в дневное время?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Нет ничего плохого в использовании постящимся ушных и глазных капель. Его пост от этого не нарушается.

Однако для безопасности лучше всё-таки не пользоваться ими в дневное время Рамадана, так как некоторые ученые сказали, что они нарушают пост, если в горле появится ощущение их вкуса.

Поэтому, если кто-то, почувствовав у себя в горле их вкус, из предосторожности восстановит пост, то так будет лучше.

В резолюции Совета по исламскому праву говорится: “Такие действия, как использование ушных или глазных капель, промывание ушей, использование капель, а также спрея для носа, не признаются нарушающими пост, если допускающий их избегает проглатывания того, что может просочиться к горлу” (конец цитаты).

Шейх ‘Абду-ль-‘Азиз б. Баз – да помилует его Аллах! – сказал:

“Очищение зубов с использованием зубной пасты не нарушает пост, так же как и сивак. Постящемуся при этом следует предохранять себя от проникновения во внутрь его организма какой-либо части от этой пасты. Если же, несмотря на соблюдение им мер предосторожности, он всё-таки непроизвольно что-то проглотит, то не будет обязан восстанавливать этот пост.

То же самое касается глазных и ушных капель. По самому достоверному из двух утверждений ученых на сей счет, использование таких капель не приводят к нарушению поста. Если же постящийся почувствует у себя в горле вкус этих капель, то предусмотрительнее для него восстановить пост, но не обязательно, так как уши и глаза не являются проходами для пищи и питья.

Что касается капель для носа, то они не разрешаются, так как нос является таким проходом. Поэтому Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Глубоко промывай нос, если не соблюдаешь пост…».

[Этот хадис приводят ат-Тирмизи (788) и Абу Дауд (142), а аль-Альбани назвал его достоверным].

Поэтому, кто воспользуется ими, а потом почувствует у себя в горле их вкус, тот обязан будет возместить пост на основании этого хадиса и того, что передаётся в подтверждение его смысла” (конец цитаты).

«Маджму’ фатава аш-шейх Ибн Баз» (15 / 260, 261).

Он – да помилует его Аллах! – также сказал:

“Правильное утверждение – это то, что капли не нарушают пост. В этом вопросе между учеными есть разногласие и некоторые из них сказали, что если вкус этих капель достигнет горла, то пост нарушается. Однако правильно то, что они вообще не нарушают пост, поскольку глаз не является пищевым проходом.

Вместе с тем, не будет ничего плохого, если кто-то возместит пост из соображений предосторожности и с целью выхода из разногласия, после того как использует эти капли и ощутит их вкус в своём горле, хотя правильнее, что они не нарушают пост, независимо от того, куда их закапать – в ухо или в глаз” (конец цитаты).

«Маджму’ фатава аш-шейх Ибн Баз» (15 / 263).

Шейх Мухаммад б. Салих аль-‘Усеймин – да помилует его Аллах! – сказал:

“Что касается глазных капель, – а равно им и использование сурьмы для глаз, – а также капель для ушей, то от их использования пост не нарушается, поскольку нет никакого сообщения, которое бы указывало на это, а из смысла имеющихся сообщений нельзя сделать такой вывод. К тому же глаз не считается проходом для еды и питья, так же как и ухо. Они подобны порам на теле.

Ученые говорят: если человек замажет свои ступни колоквинтом и почувствует в своём горле его вкус, то от этого его пост не нарушается, поскольку это не является пищевым проходом.

То же самое, если он воспользуется сурьмой для глаз, либо закапает глаз или ухо, пост от этого не нарушится, даже если он ощутит вкус у себя в горле.

Подобно этому, если человек для лечения, либо не для лечения, умастится благовониями, то его посту это также не навредит.

Так же, если он станет задыхаться, и для восстановления дыхания воспользуется ингалятором, который он вдохнёт ртом, то и от этого его пост не нарушится, поскольку в результате этого не происходит проникновение в его желудок, и не считается это ни приёмом пищи, ни питьём” (конец цитаты).

«Фатава ас-Сыйам» (С. «206).

А Аллах же знает лучше!

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Ислам: Вопрос и Ответ

Оставить комментарий

Проверка *