Джамаат и шариат

Мудрость предписания коллективной молитвы состоит в том, что регулярные встречи знакомят и сближают мусульман, объединяя их. Нет лучшего средства для сближения сердец верующих и установления прочных братских связей между ними, взаимопомощи и сотрудничества в благом, чем поклонение Всевышнему Аллаху единым рядом. Кроме того, когда кто-либо отсутствует на коллективной молитве, это может подсказать братьям по вере о проблемах человека, связанных, к примеру, со здоровьем.

Согласно распространённому в Дагестане шафиитскому мазхабу джамаат-молитва является фардом кифая (коллективной обязанностью), и если она не проводится в каком-либо населённом пункте, грех ложится на каждого проживающего в нём мусульманина. Основой в предписании коллективной молитвы является 102-й аят суры «Женщины» Священного Корана: «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут своё оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придёт другая группа, которая ещё не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут своё оружие…» В этом аяте речь идёт о молитве, совершаемой в страхе перед нападением врага. Согласно одному из мнений исламских учёных, как уже упомянуто выше, такой контекст повеления Всевышнего Аллаха указывает на общую обязательность коллективной молитвы. Согласно другому мнению этот аят указывает на обязательность участия в коллективной молитве каждого дееспособного мусульманина.

Как бы там ни было, огромное количество достоверных сообщений от Посланника Аллаха (мир ему и благословение) не оставляет никаких сомнений относительно важности джамаат-намазов для мусульман.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Вознаграждение за групповой намаз в двадцать семь раз превосходит вознаграждение за намаз, совершённый в одиночку» (аль-Бухари, Муслим). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также сказал: «Наиболее тяжки для лицемеров вечерние и рассветные намазы. Но если бы они знали, что они могут приобрести, то непременно являлись бы на них даже ползком!» (аль-Бухари, Муслим).

Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился слепой человек и сказал: «О Посланник Аллаха! У меня нет поводыря, который провожал бы меня до мечети». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил ему совершать намаз дома, но как только мужчина повернулся и собрался уйти, он спросил: «Слышишь ли ты азан?» Он ответил: «Да». Тогда он сказал: ”Отвечай же на него!”» (Муслим).

Есть также хадис о том, что если мусульманин, услышав азан, не явился на групповую молитву, то его намаз не принимается. Однако в оценке достоверности этого сообщения учёные разделились. Что касается правоведов, считающих джамаат-молитву коллективной (а не индивидуальной) обязанностью, – они опираются на хадис, приведённый выше, о степени предпочтительности джамаат-намаза над индивидуальным, из чего, согласно их мнению, вытекает дозволенность совершения молитвы и в одиночку. Однако, как сказал Посланник Аллаха, «если собрались в одном месте трое (мусульман) и они не выстаивают джамаат-намаз, то поиздевался над ними шайтан… поистине, волк съедает сбившуюся овцу» (аль-Хаким, ибн Хиббан назвал его достоверным).

 

AbdulMu’min [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *