Этика посещения

ГостиЧеловек социален. Он живёт, развивается и работает в обществе других людей. Чтобы их общение и взаимодействие было комфортным, они должны придерживаться определённых этических норм. Ислам, как последний свод законов, ниспосланный Всевышним Аллахом человеческому обществу, не только не оставил эту сферу без внимания, но и сделал её важной частью шариата пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В этой статье мы приведём некоторые нормы этики (адабы) повседневной жизни, касающиеся посещений и визитов, которых следует придерживаться каждому мусульманину.

Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я был послан для того, чтобы усовершенствовать нравы» (Малик, Ахмад, Аль-Хаким).

 

Адаб 1: стучись мягко, представься и не хлопай дверью

 

Громкий шум неприятен людям. Хлопанье дверью может быть воспринято как недовольство или неуважительное отношение. Также и громкий стук – стучаться надо так, чтобы дать человеку понять, что к нему пришли. Не более того.

Однажды к имаму Ахмаду пришла женщина, желающая задать вопрос, и грубо постучалась в дверь. Имам вышел к ней со словами: «Это стук притеснителя».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в каком бы деле ни проявлялась мягкость, она всегда украшает его, и какое бы дело ни было лишено мягкости, оно становится порочным» (Муслим). Также он сказал: «Кто лишён доброты, тот лишён всего блага» (Муслим).

Постучавшись один раз, следует выждать некоторое время, прежде чем стучаться во второй, чтобы, если человек занят, он имел возможность спокойно завершить своё дело. Если же вам не открывают после третьего раза, то следует удалиться, как об этом говорится в одном из хадисов (Аль-Бухари, Муслим).

Также, если вас спросили «кто там?», не следует говорить «я». Надо представиться по имени, чтобы человек вас узнал, как на это указывает один из хадисов (Аль-Бухари, Муслим) и практика сподвижников.

 

Адаб 2: приветствуй людей и прощайся с ними

 

Входя в дом или выходя из него, следует приветствовать домочадцев и прощаться с ними словами: «Ассаламу алейкум ва рахмату Ллахи ва баракатух» («Мир вам, милость Аллаха и Его благословение»).

Один из сподвижников рассказывает, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то сказал ему: «О сынок! Когда ты входишь к себе домой, то поприветствуй тех, кто находится в нём, – в этом будет благословение (баракат) для тебя и твоей семьи» (Ат-Тирмизи). В другом хадисе передаётся, что указанными выше словами следует не только приветствовать собрание людей, которое посетил человек, но и прощаться с ним.

 

Адаб 3: предупреди, что входишь

 

Когда входишь в дом, комнату или помещение, следует предупредить об этом людей, которые в нём находятся. В противном случае человек может показаться недоверчивым либо может застать людей в ситуации, в которой им не хотелось бы перед ним предстать. Среди праведных предшественников подобное предупреждение было распространённым адабом. Кто-то начинал громко разговаривать при приближении к дому, другие стучали ногами так, чтобы их было слышно; третьи – откашливались и т. д. А в одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мужчине, возвращающемуся из поездки, стучаться и врываться к своей жене среди ночи (Аль-Бухари, Муслим).

Один из людей как-то спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Неужели я должен спрашивать разрешения, прежде чем войти в комнату матери?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что должен. Тот снова спросил: «Но ведь я живу с матерью в одном доме!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Спрашивай разрешения». Мужчина сказал: «Я же ей постоянно прислуживаю». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спрашивай разрешения! Или ты хочешь увидеть свою мать обнажённой?» Тот ответил: «Конечно же нет!» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда спрашивай разрешения!» (Малик).

Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, говорил: «Спрашивать разрешения войти является обязательным для всех людей».

 

Адаб 4: не будь назойливым

 

Если вас отказались принять, не следует выпытывать причину или обижаться. Надо понимать, что это право человека, к которому вы пришли. Он лучше знает обстоятельства и своё домашнее положение. Возможно, у него есть личные дела или какие-то затруднения, которые не позволяют принять вас в данный момент. Поэтому человек имеет право отказать вам без какого-либо стеснения.

Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «О те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите позволения, и не поприветствуете миром их обитателей. Это лучше для вас. Быть может, вы помянете назидание. Если же вы никого не найдёте в них, то не входите, пока вам не позволят. Если же вам скажут: «Уйдите!» – то уходите. Так будет чище для вас. Воистину, Аллаху ведомо о том, что вы совершаете» (сура «Свет», аяты 27, 28).

Катада говорил: «Не стой у порога тех, кто отказал тебе войти. У тебя есть какие-то нужды, а у них есть свои заботы и дела, и будет правильным принять их извинения».

Малик сказал: «Не все люди могут говорить о причинах своего отказа, поэтому из адабов предшественников при визите в гости был вопрос к хозяину: «Может быть, у тебя случилось что-то, что помешает тебе принять меня?» Тем самым гость подготавливал хозяина к отказу на случай, если он вдруг пожелает, извинившись, отказать».

Распространение подобной этики позволяет избегать нередкой неприятной ситуации, когда человеку приходится лгать, передавая, что его нет дома.

 

этикаАдаб 5: не разглядывай

 

Не следует разглядывать дом через дверь, пока вам не разрешили войти. Это неприлично. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для мусульманина непозволительно заглядывать внутрь дома до тех пор, пока ему не разрешили войти. Если же он поступил так, то он уже вошёл» (Аль-Бухари в «Аль-Адабу ль-муфрад»).

Также, если вас впустили в дом или вы остались у кого-то на ночь, не следует проводить осмотр всего вокруг. Следует ограничиться тем, что необходимо человеку. Тем более нельзя открывать закрытые сундуки, чемоданы, запакованные свёртки или что-то спрятанное. Это будет нарушением доверия, оказанного хозяином, когда он оставил вас в своём доме.

 

Адаб 6: выбирай время

 

Для визита в гости следует выбирать соответствующее время. Также и оставаться в гостях следует в соответствии с положением и обстоятельствами. Нельзя обременять человека долгим визитом и засиживаться допоздна.

Ан-Навави говорит в своей книге «Аль-Азкар»: «Весьма желательно для мусульманина посещать праведных людей, братьев по вере, соседей, друзей и родственников. Выражать им своё почтение и уважение, поддерживать с ними родственные связи. При этом следует принимать во внимание положение человека, всевозможные конкретные обстоятельства, а также наличие или отсутствие у него свободного времени. Для посещения необходимо выбирать удобное для людей время и вести себя так, чтобы это не вызывало у них неприязни. Указания на это имеются во многих известных хадисах и сообщениях о словах и делах сподвижников».

 

Адаб 7: соблюдай права старших

 

Следует соблюдать права старших. Входя или выходя, пропускайте их первыми. Встретив их, поприветствуйте и проявите почтение. В общем разговоре позвольте им заговорить первыми. Сами же слушайте их внимательно. Если в разговоре требуется что-либо обсудить, то делайте это вежливо, спокойно и мягко, немного понижая свой голос. Обращаясь к ним или окликая их, нельзя забывать проявлять уважение.

Однажды к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришли два брата, чтобы поговорить с ним по поводу некоего случая, произошедшего с ними. Один из них был старше второго, но младший захотел говорить первым, на что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть говорит старший! Пусть говорит старший!» (Аль-Бухари; Муслим).

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас, не милосерден к младшим среди нас и не отдаёт должное тем, кто обладает знанием среди нас» (Ахмад, Аль-Хаким, Ат-Табарани).

 

Адаб 8: не перешёптывайся

 

Двоим людям не разрешается перешёптываться в присутствии третьего. Это вводит его в чувство отчуждённости и может породить различные нехорошие мысли. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Двое не перешёптываются в присутствии третьего» (Малик, Абу Дауд).

Это некоторые адабы, связанные с визитом в гости и присутствием на собраниях. Пусть Всевышний Аллах сделает нас из тех, кто соблюдает их, получая от этого пользу в этом и вечном мирах.

[Статья подготовлена на основе работ уважаемого брата Аслана Нохчи]

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *