Если человек, верующий в Бога, глубоко поразмыслит над тем, каким путём ему следует идти по жизни, он увидит только один путь. Путей, претендующих на божественность, не много. А путь, имеющий полноценные весы, различающие, что есть хорошо и что есть плохо, – только один. Шейх Абу Аль-Хасан Ан-Надви пишет в своей книге «Что потерял мир по причине упадка мусульман» (1): «Христианство никогда не имело всесторонних, тщательно разработанных законов, отвечающих человеческим проблемам, которые могли бы стать каркасом цивилизации или основой государства. Оно было лишь следом, оставленным учением Исы, и отпечатком единобожия». После чего описывает, как и эти основы были впоследствии искажены и утрачены.

Первый тезис будет справедлив в адрес любого учения, претендующего на божественность, кроме ислама. Ислам – это полноценный образ жизни, сохранить который обещает Сам Создатель: «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (сура «Аль-­Хиджр», аят 9); «Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам» (сура «Трапеза», аят 3). Шариат настолько совершенен и разносторонен, что может «позволить себе» иметь принцип: «Всё, что не запрещено, разрешено».

Если мы поразмыслим о том, как в реальности исполняется обещание Аллаха сохранить Напоминание, то увидим в этом достаточный довод истинности ислама для любого разумного человека. Одна из граней исполнения этого обещания – фундаментальные шариатские науки, вобравшие в себя удивительные по своей точности и гармоничности идеологические и правовые принципы, не имеющие аналогов в мировой истории. Данная статья будет вступлением к следующим, в которых мы расскажем о науках, связанных с правовыми тонкостями, посредством которых шариат отвечает на волнующий многих вопрос о том, как правовая система, установленная полторы тысячи лет назад и не подвергшаяся изменениям, решает проблемы современного человека. Сегодня же мы поговорим о главной исламской науке, которая выражает два главных принципа ислама – веру в Аллаха (связанную с убеждениями) и совершение праведных деяний (поклонения Ему). «Тем же, которые уверовали и совершали праведные деяния, уготованы Райские сады» (сура «Башни», аят 11). Также эти два принципа отражены в формуле единобожия, посредством которой человек входит в ислам — свидетельстве, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — его раб и посланник.

Акида (2)

 

Убеждения мусульман простые, ясные, понятные любому человеку и соответствующие человеческому естеству. Они подробно и на многочисленных примерах изложены в Книге Всевышнего Аллаха – Коране. Вкратце эти убеждения можно изложить в следующих тезисах:

1. Всевышний Аллах обладает абсолютными Именами и Качествами, которыми Он описал себя в Коране или через Сунну, такими как Всевышний, Всезнающий, Всевидящий, Всеслышащий, Всемогущий, Милостивый, Создатель, Единый, Дарующий, Наделяющий, Справедливый, Вознаграждающий, Прощающий, Хранитель, Щедрый, Любящий, Достохвальный, Самодостаточный, Судья (Решающий), Всеобъемлющий, Свидетель, Карающий, Вечный и другими. Имена и Качества Всевышнего Аллаха не подобны качествам творений. Мусульмане верят в них, не отрицая и не уподобляя качествам творений. «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «Совет», аят 11). Никто, кроме Всевышнего Аллаха, не имеет этих Качеств.

2. Всевышний Аллах создал весь окружающий мир, в полной мере обладает и управляет им. В управление входят как законы природы, так и законы, согласно которым должен жить человек. «Он покрывает ночью день, который поспешно за ней следует. Солнце, луна и звёзды – все они покорны Его воле. Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «Преграды», аят 54).

После земной жизни каждого человека ждёт Судный день, Властелином которого будет Всевышний Аллах. По итогам Судного дня – в зависимости от соблюдения/несоблюдения шариата в земной жизни – каждый человек отправится либо в Рай, либо в Ад. «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (сура «Семейство Имрана», аят 85). «В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния. Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (сура «Землетрясение», аяты 6­8). Никто, кроме Аллаха, не обладает господством над миром, выражающимся в создании, обладании и управлении.

3. Основываясь на двух приведённых выше пунктах, мусульманин проявляет по отношению ко Всевышнему Аллаху абсолютную внутреннюю и внешнюю покорность и не проявляет ее ни к кому другому.

Внутренняя покорность заключается в абсолютной любви, страхе, надежде, искренности, уповании, терпении, довольстве, благодарности по отношению ко Всевышнему Аллаху. «Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (сура «Преграды», аят 56). «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (Сура «Ясное знамение», аят 4). «Пусть же на Аллаха уповают верующие!» (сура «Семейство Имрана», аят 122). «Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне. О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (сура «Корова», аят 152, 153).

Внешняя покорность заключается в подчинении правовому полю шариата во всех сферах человеческой жизнедеятельности. То есть в соблюдении норм фикха или, проще говоря, в исполнении приказов и запретов Всевышнего Аллаха, выраженных Кораном, Сунной и другими шариатскими доказательствами. «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (сура «Добыча», аят 20). Сферы человеческой жизни условно можно поделить на две: отношение человека со Всевышним (любовь, унижение, страх, надежда, упование, благодарность, терпение…, намаз, закат, пост, хадж…) и взаимоотношения людей между собой (торговые, семейные и политические отношения). Обе эти сферы должны полностью регулироваться только шариатом.

Для принятия Всевышним дел человека они должны соответствовать двум главным условиям: искренности и соответствию шариату. Под искренностью имеется в виду, что они должны совершаться только ради довольства и награды Всевышнего Аллаха, что относится к внутренней покорности. Под соответствием шариату – что они должны иметь положительную оценку фикха. Всего таких оценок пять: «обязательно», «желательно», «дозволено», «нежелательно», «запрещено». Более подробно об этом мы поговорим в других статьях, иншааЛлах. Общий же смысл состоит в том, что мусульманин должен подчиняться установкам Корана и Сунны, которые подробно регулируют обрядово­-ритуальную, экономическую, семейную и политическую жизнь человека и общества.

Примечание

Человек, который верит в эти три пункта и соответствует им, и является мусульманином. Что же касается сильного развития исламской науки о вероубеждении и многотомных книг по этой дисциплине, это связано с появившимися на протяжении истории отклонениями и заблуждениями различных групп, о появлении которых предупреждал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

И когда мусульмане под лозунгом «Акида – это самое главное» начинают да’ват с призыва людей изучать все научные выкладки и заблуждения, до которых человек и не додумался бы, они совершают явную ошибку, не понимая, что второстепенные вещи, связанные с акидой, не являются более важными, чем основные положения, связанные с соблюдением шариата, которые, между прочим, так или иначе возвращаются к акиде. Ни Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники так не поступали. Подобное нарушение приоритетов шариата ведёт к неправильному пониманию ислама и его принципов и неправильному последующему призыву к ним.

Заключение

Все науки развиваются по причине увеличения знания человека. Кроме шариатских. Они тоже развиваются. Но они развиваются, чтобы сохранить знание, которого с каждым днём становится меньше. Шариатские науки – это система, помогающая зафиксировать образ жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которого Всевышний сделал примером для подражания для человечества. Основа ислама – внутренний духовный стержень, формирующий образ жизни, любовь и покорность перед Всевышним Аллахом, образцом проявления которых был последний Посланник. Шариатские науки призваны сохранить знания о том, как приблизиться к этому идеалу. Исламские знания, которые не совершенствуют образ жизни человека, подобны книгам, которыми загрузили ослов, как это передаётся из Сунны. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в теле человека есть кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело… поистине, это сердце» (Аль­-Бухари, Муслим).

Поколение сподвижников впитало в себя дух ислама, нрав Пророка, безупречную логику последнего откровения Всевышнего и понимание этого откровения Его последним посланником. У них не было нужды писать труды о правилах понимания текстов шариата или его целях. Они жили этими категориями. Это было идеальное общество, знания членов которого привели их к цели Корана. Аллах говорит о человеческой душе: «Преуспел тот, кто очистил её, и понёс урон тот, кто опорочил её» (сура «Солнце», аяты 9, 10).

Сегодня мы нуждаемся в шариатских науках. Ведь это знание о том, как стать похожими на лучшего из творений Создателя. Однако знания не гарантируют нам этого. Велика опасность стать похожими на ослов, гружёных книгами. Из многих сообщений Сунны известно, что период торжества Закона Всевышнего Аллаха ждёт нас впереди. И больше других в этом торжестве сможет поучаствовать тот, кто изучает обещанное сохранить Самим Всевышним.

Просим Аллаха причислить нас в число тех, кто берёт пользу из получаемых знаний, приближая образ своей жизни к идеалу и распространяя религию Всевышнего Аллаха. Амин.

 

___________________________________
(1) Книга Абу Аль-­Хасана Ан­-Надви переведена на русский язык, и её можно приобрести в исламских магазинах.

(2) Акида – это наука об исламском вероубеждении, изучающая положения, в которые обязательно верить сердцем, которые вселяют уверенность в душу, так, что рождают убеждённость, не граничащую с сомнением и не смешивающуюся с недоверием (См. Аль­-Асари, «Аль­-ваджиз фи­-ль­-акидати с-­саляфи с-­солих», стр. 14).

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос