Мы продолжаем серию статей по торговым отношениям согласно шариату. Сегодня рассмотрим некоторые запрещённые виды торговли, помимо видов риба, о которых мы говорили в двух предыдущих статьях.

Запрещённые виды торговли могут быть действительными и недействительными. В первом случае стороны договора или одна из них несут грех, однако, несмотря на это, сам договор остаётся действительным, и его последствия вступают в силу. Во втором случае, помимо того что стороны несут грех, сам договор становится недействительным и его юридические последствия не наступают: покупатель не становится собственником товара, а продавец не становится собственником платы за него.

Разница между этими двумя видами сделок заключается в том, что в первом случае нарушения, допущенные сторонами во время сделки, не касаются обязательных условий, которые шариат предъявляет к акту купли­продажи, во втором же – эти условия, напротив, нарушаются.

В сегодняшней статье мы рассмотрим запрещённые сделки второго вида. То есть те, которые являются недействительными.

1. Продажа урожая, который ещё не поспел.

Сюда же относятся и другие подобные сделки, касающиеся товара, количество которого на момент сделки неясно. Например, шерсть, которая выйдет с такого­то количества стада, или мясо, которое выйдет с такого­то животного и т. д.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил продавать и покупать неспелые плоды (Аль­Бухари).

Причина запрета заключается в неизвестности количества продаваемого товара, известность которого, как мы говорили ранее, является условием действительности договора купли­продажи. Подобные сделки, как правило, являются причиной возникновения различных недоразумений.

2. Сделки, в которых присутствует азарт.

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) были распространены подобные сделки. К примеру,передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил торговые сделки, заключаемые посредством бросания камешков, и неопределённые сделки (Муслим). То есть покупатель бросал камешек и обязывался покупать товар, в который он попадёт.

Под данный вид запрещённых сделок сегодня можно отнести ситуации, когда покупатель становится обязан купить товар, к которому он прикоснулся, который он открыл или который ему выпал посредством какого­либо розыгрыша.

В данном случае нарушается сразу два условия действительности договора:

1) недостаточно выражено желание покупателя;

2) неизвестность товара.

3. Два договора в одном.

Имеется в виду, когда в одной сделке принимается два договора. Например, если продавец говорит: «Я продаю тебе автомобиль за 100 тысяч рублей, если ты заплатишь через месяц, или за 120 тысяч рублей, если ты заплатишь их мне через два месяца», – на что покупатель выражает согласие, и у него уже после заключения договора остаётся право выбора одного из этих двух вариантов. Такая сделка является запрещённой по причине неизвестности платы (суммы) за товар. А также согласно ясному хадису, передающемуся от Абу Хурейры, который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил две сделки в одной»(Ат­Тирмизи, Ан­Насаи, Ахмад).

4. Продажа с задатком (‘арбун).

Имеется в виду ситуация, когда покупатель передаёт продавцу часть суммы до заключения сделки, когда эта сумма остаётся у продавца в качестве подарка от покупателя, в случае если сделка не состоится, и входит в часть платы за товар, если сделка состоится.

Если продавец поставит условием сделки подобный задаток, то она будет недействительной. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запретил вносить задаток при заключении торговых сделок (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Следует отметить, что под запрет и недействительность подпадает сделка, непосредственно при заключении которой продавец потребовал такой задаток. Если же продавец попросил задаток уже после заключения сделки, то это дозволено. Однако он не имеет права оставить его себе, если сделка не будет в итоге заключена, кроме как с позволения покупателя.

5. Продажа долга за долг.

Пример такого вида сделки: у одного человека долг перед другим, у третьего – долг перед первым, и один из тех, кому должны, продаёт свой долг второму, которому должны, за его долг. То есть происходит обмен долгами. Такая сделка является запрещённой и недействительной по причине невыполнения одного из обязательных условий договора купли-­продажи – возможности получить товар.

Также передаётся от Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил продавать долговые обязательства за долговые обязательства (Ад­Даракутни, Исхак и Аль­Баззар, иснад слабый).

Также сделка не будет действительной, если человек продаст долг, который ему должен другой, третьему не за долг. Поскольку в таком случае также невозможно получить покупаемый товар, что противоречит одному из условий договора.

Если же долг будет продан тому, кому были должны, то такая сделка будет действительной, поскольку описанное противоречие в таком случае отпадает. Однако здесь необходимо учитывать положения риба, о которых мы писали в двух предыдущих статьях.

6. Продажа товара, который ещё не был получен.

Если человек купил товар и продал его до того, как получил, то такая сделка будет запрещённой и недействительной.

Как мы говорили в предыдущих статьях (в частности, в статье о расторжении договора по причине изъяна в товаре – «ЧК»), товар не переходит под ответственность покупателя, пока он его не получит, поэтому он не имеет права его продавать.

Передаётся от Ибн Аббаса, что он сказал: «Из того, что запретил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – продажа еды, которую человек ещё не получил» (Аль­Бухари, Муслим).

(В следующей статье из серии публикаций по торговым отношениям согласно шариату мы рассмотрим запрещённые сделки, которые, несмотря на это, всё же являются действительными.) 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос