«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Джон Актон)

Алчность, жажда власти, желание заполучить ее любой ценой, стремление возвыситься и обогатиться посредством нее – все это стало обязательным атрибутом современных людей, идущих во власть. Иногда кажется, что иначе и быть не может. Однако история красноречиво доказывает нам обратное, в связи с чем хотелось бы поделиться некоторыми эпизодами из жизни праведных правителей.

Как должно быть

В 634 году умирает праведный халиф Абу Бакр. Будучи правителем молодого и стремительно развивающегося исламского государства, он оставляет после себя всего лишь одного раба и верблюда, которых отдает Умару, желая избавиться и от этого. Увидев это, Умар заплакал и сказал: «Да помилует Аллах Абу Бакра! Трудно будет живущим после него последовать его примеру».

Следующим правителем мусульман становится Умар бин аль-Хаттаб.

«Ты – пример для своих подданных»

Осенью 636 года между мусульманами и персами у местечка Аль-Кадисия произошло решающее сражение, итогом которого стала победа мусульман. Вскоре, покинутая шахиншахом Йездигердом III, столица Персии Ктесифон, открыв городские ворота, встречала армию халифа как освободителей. Все дворцовые ценности, золото и драгоценности династии Сасанидов, накопленные за долгие века своего могущества, мусульмане отправили в казну халифата.

Когда халиф Умар увидел прибывшее в казну богатство, он воскликнул: «Поистине, мусульмане проявили честность». Советник халифа Али бин Абу Талиб, стоявший рядом, сказал: «Ты воздерживался от плохого и подданные воздержались, а если бы ты жил привольно, то и они жили бы также!»

«Я не вкушу масло»

Во времена халифа Умара мусульман постигла засуха. Он тот час же запретил для себя молоко, сливочное и растительное масло. Вскоре у изнуренного от недоедания Умара поменялся даже цвет лица. Сподвижники, обеспокоенные его состоянием, спросили халифа, почему он отказывается от еды. «Клянусь Аллахом, – воскликнул Умар, – я даже не попробую масло до тех пор, пока его не вкусят бедняки». Впоследствии один из сподвижников рассказывал: «Если бы не исчезла засуха, то мы серьезно полагали, что Умар умрет из-за бремени заботы и тревоги за мусульман».

«Лечение гордыни»

Однажды халиф Умар зашел в мечеть. При виде халифа сидящие встали, выказывая ему почтение, а в мечети наступила тишина. Разгневанный оказанными ему знаками почитания, Умар немедленно поднялся на минбар и созвал людей. Когда мусульмане собрались, он горячо заговорил: «…Я обратился к своему прошлому и вспомнил, как будучи пастухом, пас овец племени Махзум за пригоршню фиников. А если хотя бы один день я отказывался пасти их, то мой отец гонялся за мной со своей клюкой, приговаривая: «Как я буду кормить твоих теток?»

Абдурахман бин Ауф обратился к нему: «О правитель правоверных, ведь ты унижаешь себя». Умар ответил: «Вы заставили меня сделать это! Захотели посадить в моем сердце дерево гордыни, а я захотел вырвать его с корнем».

«Умар и родственники»

Если Умар издавал какой-либо указ, он, не мешкая, собирал всю свою родню и обращался к ним с речью: «Я издал указ. Знайте, что люди смотрят на вас, как смотрят хищные птицы на падаль. Если вы нарушите мой указ, то и они нарушат, а если будете благоговеть перед ним, то и они будут питать к нему почтение. Клянусь Аллахом, если ко мне приведут одного из вас, преступившего то, что я запрещаю другим людям, то я удвою ему наказание, потому что он мой родственник! Теперь же, кто хочет пусть осмелится, а кто хочет – да воздержится».

«Нет в вас добра, если вы…»

Беседуя с Умаром, один человек воскликнул: «Побойся Аллаха!» Один из присутствующих гневно обратился к нему: «Как ты смеешь говорить повелителю правоверных: побойся Аллаха?!» Умар возразил ему: «Оставь его, пусть говорит. Нет в вас добра, если вы не говорите нам это, и нет в нас добра, если мы не воспринимаем это от вас».

«Излишки»

Придя однажды домой, Умар попросил свою жену принести ему еду. Увидев, что жена поднесла ему тарелку со сладостями, он спросил:
— Откуда это тебе?
— Каждый день, – отвечала жена халифа, — из тех продуктов, что были у нас, я откладывала про запас муку, масло и мед, пока не накопилось достаточно для того, чтобы я приготовила эти сладости.
— А уменьшилось что-либо из наших продуктов, когда ты откладывала из них.
— Нет, — ответила жена.
— Тогда, — сказал Умар, — это излишки. Мы не имеем право кушать это. Иди и верни эти излишки в Байту-ль-Маль (казну халифата)».

«Ты справедлив»

Когда персидского полководца Хурмузана, попавшего в плен, привели к Умару в Медину, халифа не застали дома. Мусульманин, на чье попечение был оставлен пленный полководец, отправился вместе с ним на поиски халифа. Вскоре они дошли до того места, где должен был находиться Умар, и случайно наткнулись на человека, который мирно спал под деревом, подложив свой плащ под голову. Это был халиф. Ошеломленный перс не верил своим глазам: неужели это тот самый великий Умар, потрясший великую Персию и Византию?

Придя в себя, он промолвил: «Вот он – счастливый правитель: ты был справедлив, а поэтому ты чувствуешь безопасность и поэтому ты заснул. Я служил четырем царям Персии, но ни к одному из них я не испытал подобного чувства почтения, которое я ощутил перед хозяином этого плаща».

«Преемственность власти»

Когда Умару предложили оставить после себя правителем своего сына Абдуллу, он разгневался и сказал: «Горе тебе! Нет нам нужды заниматься вашими делами. Не славное это занятие, и я не желаю никому из членов моей семьи заниматься этим. Если это благо, то мы уже взяли из него, а если это зло, то мы отдалим его от семейства Умара. Достаточно того, что один человек из семейства Умара будет спрошен о делах общины Мухаммада…»

Заключение

Это были лишь некоторые эпизоды из жизни Умара бин аль-Хаттаба, которых достаточно для того, чтобы увидеть насколько справедливым было его правление. И он не был единственным исламским правителем, отличившимся праведностью и справедливостью. Абу Бакр, Усман, Али, Умар бин Абдальазиз, Харун ар-Рашид и многие другие правители мусульманских земель – всех их объединяло то, что они воспринимали власть, как огромную ответственность, возложенную на них Всевышним.

В отличие от тех, кто видит во власти возможность разбогатеть, управлять людьми, вершить их судьбами, эти, преисполненные верой и богобоязненностью правители понимали, что им придется отвечать перед их Создателем за несправедливость в отношении тех, кем было поручено управлять.

В действительности власть не портит. Это человек, испорченный жадностью, портит ее, а обладающий верой и богобоязненностью – облагораживает ее.

 

Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос