Некоторые магазины в Махачкале, в том числе крупные сети, предлагают клиентам товары в рассрочку, подразумевая и иногда утверждая прямо, что их договоры, в которых они задействуют банк, соответствуют нормам ислама. Схема выглядит следующим образом…

 

Товар продаётся в магазине за 10 тысяч рублей в случае наличной оплаты. Если клиент желает купить товар в рассрочку, магазин привлекает банк. Банк оплачивает магазину 10 тысяч рублей вместо клиента. Клиент оплачивает товар согласно обговорённому графику, покупая его за 12 тысяч рублей, которые получает банк.

 

Суть данной схемы заключается в том, что банк выдаёт клиенту кредит в 10 тысяч рублей с условием его возврата с надбавкой в две тысячи. Данная схема не соответствует нормам ислама и относится к риба, поскольку, подписывая договор в магазине, клиент фактически оформляет кредит в банке.

 

Также магазины много спекулируют словами «рассрочка», «беспроцентная», «без штрафов», пользуясь тем, что клиенты часто не вникают в договоры, которые они подписывают, а также доверием, которое вызывают эти слова у населения, поскольку они ассоциируются с соответствием исламским нормам.

 

 

Альтернатива

 

 

В последнее время на рынке появились финансовые организации, которые предлагают рассрочку в рамках норм ислама. Наиболее известные из них – «ЛярибаФинанс», «Масраф», «Аманат», «Саада», «Рейхан». Люди часто задаются вопросом о том, в чём заключается разница между запретной схемой с участием банка, которая была упомянута выше, и схемой, которую называют «рассрочкой согласно исламу», или «мурабахой». И в том и другом случае покупатель получает возможность оплачивать товар не единовременно на месте заключения сделки, а в течение определённого срока. При этом в обоих случаях цена товара, естественно, возрастает. Так в чём разница?

 

Разница в том, что исламские финансовые организации сначала выкупают товар, получают его, возлагают на себя ответственность за него и только после этого продают его клиенту. Что же касается схемы с участием ростовщического банка, то в данном случае никакой перепродажи нет. Банк просто выдаёт покупателю кредит, на который последний покупает нужный ему товар, после чего он должен вернуть этот кредит с определённой надбавкой. В варианте с банком имеют место штрафы и пени, которые налагаются на покупателя в случае опоздания с выплатами согласно указанному в договоре графику, что является одним из видов риба (ростовщичество); а также выплаты по страховке, комиссии за погашение и множество других трат, о которых клиент узнаёт лишь когда непосредственно сталкивается с данной схемой. В случае непогашения долга в срок он может быть продан третьим лицам (что в данной форме не соответствует шариату), и в дело вступят коллекторы, которые, как известно, имеют совсем иной подход к делу.

 

Таким образом, банк ничего не покупает и не продаёт, это запрещено законодательством. Банк лишь выдаёт кредит. Что же касается указанных выше финансовых компаний, то они выкупают товар, получают его, перепродают клиенту и несут перед ним ответственность за него.

 

Условие о том, что товар продаётся компанией только после того, как она им завладеет, означает, что юридически клиент вправе передумать и отказаться от покупки товара, который компания приобрела для перепродажи ему. Точно так же компания юридически не обязана продавать товар, который она приобрела для перепродажи клиенту. Таким образом, изначальное обращение клиента в компанию носит характер обещания, а не юридически обязательного условия. В противном случае, если изначальное обещание клиента будет считаться обязательным к исполнению, то такая сделка является запрещённой, поскольку вся схема в таком случае будет приобретать фиктивный характер.

 

 

Слова и мнения учёных-правоведов

 

 

В тексте постановления Международной академии исламского права в Джидде (Маджаму ль-фикх) говорится: «Сделка мурабаха, заключаемая с лицом, которое обращается с просьбой купить для него определённый товар, является дозволенной, если она будет заключена после того, как сторона, к которой обращаются с просьбой, завладеет этим товаром в свою собственность и получит его, как это требуется шариатом. При этом сторона, к которой обратились с просьбой купить товар для последующей перепродажи, несёт за него ответственность в случае порчи до передачи товара конечному покупателю. Также она несёт ответственность относительно возврата товара из-за обнаруженных в нём скрытых недостатков и тому подобного, что даёт право на возврат товара покупателем после его получения. Также для дозволенности данной сделки необходимо наличие условий действительности договора купли-продажи и отсутствие того, что ей препятствует» (смысловой перевод).

 

Шейха Абдуллах Аль-Джибрина спросили: «В нашем городе есть исламский банк. Если я желаю купить автомобиль и у меня нет наличных, я обращаюсь в этот банк. Он покупает машину, на которую я указал, а затем продаёт её мне в рассрочку с надбавкой к первоначальной цене. Является такая сделка дозволенной?»

 

Шейх ответил: «Является, ин ша аЛлах. По следующим причинам: 1) это исламский банк; 2) банк реально приобретает автомобиль у магазина в свою собственность, выплачивая деньги и получая машину. Банк получает ключи, осматривает автомобиль и пригоняет его в свой гараж. Или просто выгоняет его. Что является обязательным. Таким образом, автомобиль полностью переходит в собственность банка. Затем банк вызывает клиента и объявляет: «Вот, мы приобрели эту машину по такой-то цене, мы продаём её с такой-то надбавкой. Если желаешь, купи её, но мы тебя не обязываем. Если не желаешь, мы продадим её другому. И это дозволено не только для банков, но и для физических лиц».

 

Шейх Рафик аль-Мисри говорит: «Иногда клиенты обращаются в исламский банк с просьбой купить для них некий товар по предоставленным характеристикам. Банк обещает клиенту купить нужный ему товар, а клиент обещает выкупить у банка товар, который был для него куплен. При покупке товара банк расплачивается с продавцом наличной оплатой, после чего продаёт его клиенту в рассрочку со своей надбавкой. Если обещание клиента будет не принуждающим его к сделке, то она является дозволенной согласно мнению всех современных исламских учёных-правоведов» («Фикху ль-муамаляти ль-малийя», стр. 281). Среди современных учёных всё же есть определённое разногласие касательно данной схемы, однако подавляющее большинство говорит о её дозволенности.

 

Также данную сделку разрешает большинство учёных прошлого, в частности, ханафиты, шафииты и ханбалиты. В случае, когда клиент указывает размер надбавки, с которой он обещает выкупить товар у компании, данная сделка будет запрещённой согласно маликитскому мазхабу. Также к мнению о запрете склонился шейху ль-ислам Ибн Таймийя и из современников – шейх Ибн Усаймин.

 

Имам Аш-Шафии говорит: «Если один человек покажет другому определённый товар и скажет: “Купи этот товар, и я выкуплю его у тебя с такой-то надбавкой” – после чего он купит его, такая сделка будет дозволенной. При этом сказавший «Я выкуплю его у тебя с такой-то надбавкой» будет иметь право выбора: если пожелает – купит, а если не пожелает, то не купит».

 

Интересно, что данный вопрос, упомянутый имамом Аш-Шафии больше тысячи лет назад, называют современным, появившимся только в наше время. Его называют «современной рассрочкой с участием трёх сторон», «современным финансовым продуктом “банковская мурабаха”». Исламские правоведы всегда опережали своё время на многие века. Потому что черпали свои знания из источников, утверждённых Всевышним Аллахом, до конца существования человечества.

 

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос