Исламский этикет. Часть 3

 Мы продолжаем публиковать адабы (правила этикета), упомянутые шейхом  Абд аль-Фаттахом Абу Гуддой в своей книге “Мин адаб аль-ислям”. С предыдущей статьёй из данной серии можно ознакомиться по ссылке: http://islamcivil.ru/islamskij-etiket-chast-2/

 

Адаб №8

 

Когда ты просишь разрешения войти в чужой дом, то не разглядывай то, что внутри дома, или то, что хозяин дома не хотел бы показывать. Ибо это аморально и неприятно для хозяина. Как передали Абу Дауд и ат-Табарани со слов Са’да ибн Убады (Да будет доволен им Аллах!): «Один человек пришел к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!), встал прямо напротив двери и стал спрашивать разрешения войти. Тогда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ему: «Отодвинься немного в сторону (от дверного прохода)». А затем добавил: «Испрашивание разрешения было велено именно из-за взора (т.е. чтобы уберечься от заглядывания в дом)».

Также аль-Бухари привел в своей книге «Адаб аль-Муфрад», со слов Савбана (Да будет доволен им Аллах!), что Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Для мусульманина непозволительно заглядывать внутрь дома до тех пор, пока ему не разрешили войти. Если же он поступил так, то он уже вошел». То есть: если он заглянул прежде, чем ему разрешили, то он считается вошедшим без спроса, что является запретным для него.

Аль-Бухари в той же книге, а также Абу Дауд и ат-Тирмизи передали со слов Абу Хурейры (Да будет доволен им Аллах!), что Посланник (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если взор вошел, то нет ему разрешения». То есть: если заглянул внутрь, то испрашивать разрешения нет смысла. Там же аль-Бухари привел со слов Аммара ибн Саида ат-Тужиби, что Умар ибн Хаттаб (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Всякий, кто наполняет взор тем, что находится в доме, до того, как ему было дозволено войти, уже считается совершившим грех».

Также аль-Бухари, Муслим и другие передали со слов Сахля ибн Са’да (Да будет доволен им Аллах!), что «некий человек заглянул в щель в комнате Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) держал в руке гребень, которым он расчесывал волосы. Когда Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) заметил его, он сказал: “Если бы я знал, что ты подсматриваешь за мной, я выколол бы тебе гребнем глаз! Испрашивание разрешения было велено именно из-за взора”».

 

Адаб № 9

 

Если ты пришел в гости к своему брату или заходишь к себе домой, то входи и выходи спокойно (без лишнего шума, не врываясь или заскакивая), потупив свой взор и понизив свой голос. Разувайся там, где это принято. А разувшись, аккуратно уложи свою обувь, не оставляй ее раскиданной там и сям. И не забывай этикет обувания и разувания, когда обуваешься, начиная с правой ноги, а разуваешься, начиная с левой. Как сказал наш господин Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!): «Когда кто-нибудь из вас будет надевать сандалии, пусть начинает с правой (ноги), а когда будет снимать, пусть начинает с левой. И пусть правая будет той, которую надевают первой и снимают последней» (Муслим).

И прежде чем войти домой к себе или к своему брату, посмотри на свою обувь. Если ты увидишь на ней что-либо из дорожной грязи, то удали ее. Оботри обувь о землю, чтобы убрать то, что прилипло к ней, ибо Ислам – религия чистоты и кроткости.

 

Адаб №10

 

Если хозяин дома или твой брат усаживает тебя куда-нибудь в своем доме, то не спорь с ним. Более того, садись только там, куда он сам тебя усадит. Так как ты, сев как захочется тебе, возможно, сядешь там, откуда открывается вид на какое-либо скрытое место в доме (которое хозяин не хотел бы тебе показывать). Или, возможно, в этом будет какое-то стеснение и затруднение для обитателей дома. Поэтому ты должен послушаться принимающего тебя хозяина. А также не отказывайся от проявляемого им уважения и почтения к тебе. Как сообщается в истории принятия Ислама досточтимым сподвижником Ади ибн Хатимом ат-Таи (Да будет доволен им Аллах!): «Он прибыл к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует!), и тот почтил его, усадив на свою подушку, а сам Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сел на пол. Ади рассказывал: “Затем Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) повел меня к себе домой. Войдя в дом, он взял кожаную подушку, набитую пальмовым волокном, бросил её мне и сказал: «Садись на это». Я ответил: «Нет! Сядь ты!» Он сказал: «Нет! Ты!» – и я сел на нее, а Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) уселся на полу”». Этот хадис привел Хафиз Ибн Касир в книге «Аль-Бидая ва ан-Нихая».

Однажды Хариджа ибн Зейд пришел в гости к Ибн Сирину и нашел его сидящим на полу, опершись на подушку. Хариджа захотел сесть рядом с ним и сказал ему: «Я выбираю для себя то, что выбрал себе ты», – на что Ибн Сирин ответил: «Поистине, я не выбираю для тебя в моем доме то, что выбираю для самого себя! Садись там, где тебе велено».

Не садись на место хозяина дома, если он сам не попросит тебя там сесть. Ведь наш господин, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для другого в его владениях[1], как не следует ему и садиться в его доме на его подушку[2] иначе как с его позволения» (Муслим).

 

Адаб №11

 

Если ты зашел в дом своего брата или друга, и он усадил тебя в нем или же ты остался у него на ночь, то не осматривай там всё и вся. А наоборот, потупляй свой взор, когда ты сидишь или ночуешь в его доме, ограничиваясь только тем, что тебе необходимо. Поэтому не открывай закрытые сундуки, шкафы, чемоданы, запакованные свертки или что-либо спрятанное. Ибо это противоречит этике Ислама и тому доверию, посредством которого твой брат позволил тебе войти в свой дом и остаться в нем.

Знай нормы этикета своего визита и соблюдай правила дружеских отношений, и тогда принимающий тебя хозяин проникнется к тебе большим уважением и любовью. Да сохранит тебя Аллах и позаботится о тебе!

 

 


[1] Иначе говоря, там, где действует его власть. Так, например, имам мечети (хозяин дома) более достоин того, чтобы проводить общую молитву, чем любой другой, даже если среди присутствующих окажутся люди, которые лучше читают Коран или являются более сведущими или благочестивыми. Вот почему гость не должен становиться имамом для хозяина, должник – для заимодавца, а раб – для своего господина, если не получит на это разрешение. Если же среди собравшихся окажется правитель, то возглавить общую молитву следует ему, поскольку его власть распространяется на всех. В подобном случае желательно, чтобы имам мечети (хозяин дома) сам предложил ему провести общую молитву.

[2] Его подушка (такримату-ху) – имеется в виду то место, которое занимает в доме только этот человек, например, постель, кровать и тому подобные места.

 

Абу Абдулла [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *