Исламский этикет. Часть 5

Мы продолжаем публиковать адабы (правила этикета), упомянутые шейхом  Абд аль-Фаттахом Абу Гуддой в своей книге “Мин адаб аль-ислям”. С предыдущей статьёй из данной серии можно ознакомиться по ссылке

 

Адаб № 17

 

Послушай нашего господина Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), как он учит молодежь этикету дружбы и встречи, а также предпочтению старшего младшему. Сообщается со слов почтенного сподвижника Малика ибн аль-Хувайриса (Да будет доволен им Аллах!), что он сказал: «Будучи молодыми людьми, приблизительно одного возраста, мы пришли к Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) и прожили у него двадцать дней. Он был добр и мягок с нами, увидев же, что мы стали тосковать по своим семьям, он сказал: “Возвращайтесь и живите с ними, учите их (религии) и молитесь, а когда настанет время молитвы, пусть один из вас призовёт вас к молитве, и пусть вашей молитвой руководит старший из вас”» (аль-Бухари и Муслим).

Также Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (Да смилостивится над ним Аллах!) в своей книги «Зайл табакат аль-ханабиля» в биографии факиха Абу аль-Хасана Али ибн Мубарака аль-Кархи (умер в 487 г. по хиджре), который был учеником Имама и факиха аль-Кады Абу Я’ля аль-Ханбали, бывшего в свое время шейхом ханбалитов (Да смилуется над ними обоими Аллах!), приводит слова Абу аль-Хасана: «Однажды аль-Кады Абу Я’ля сказал мне, когда я шел рядом с ним: «Когда ты идешь рядом с тем, кого ты сильно почитаешь, с какой стороны ты будешь идти?» Я ответил: «Не знаю». Он сказал: «Ты должен идти справа от него, поставив его на место имама в молитве [1] и тем самым освобождая ему левую сторону на тот случай, если он захочет высморкаться или удалить какую-либо грязь (от себя) [2]».

 

 

Адаб № 18

 

Принимая и чествуя гостей, отдавай предпочтение старшему и тому из них, кто отличается тем или иным достоинством, начинай с него прежде других. Затем уже переходи к тому, кто сидит справа от него, следуя и действуя согласно Сунне Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Доказательством этому являются — в дополнение к предыдущим двум хадисам:«Пусть говорит старший (из вас), пусть говорит старший!» и «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас…» — огромное количество хадисов. Ниже мы приведем часть из них:

Муслим передал в своем сборнике хадисов «Сахих» со слов Хазайфы ибн аль-Ямана (Да будет доволен им Аллах!): «Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), мы никогда не протягивали руки к еде, пока не начинал есть Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!)».

Имам ан-Навави (Да смилуется над ним Аллах!) в своей книге «Сады праведных» посвятил этой теме целую главу, назвав ее «Глава о (необходимости) проявления уважения к обладателям знания, людям, достигшим преклонного возраста, и к тем, кто отличается теми или иными достоинствами, (о необходимости) предпочтения их другим, предоставления им высоких мест и разъяснения их положения», и привел в этой главе огромное количество хадисов. Здесь я приведу часть этих хадисов и аятов.

Аллах Всевышний сказал (перевод смыслов): «Скажи: “Разве равны между собой те, которые знают, и те, которые не знают?” Поистине, внемлют наставлениям только обладающие разумом» (Сура39 «Толпы», аят 9).

Передают со слов Абу Мас’уда ‘Укбы бин Амра аль-Бадри аль-Ансари (Да будет доволен им Аллах!), что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «(Во время молитвы) имамом для людей должен быть тот из них, кто больше всех читает Книгу Аллаха [3]; если в этом они равны между собой, то тот из них, кто лучше всех знает Сунну; если в этом они равны между собой, то тот, кто раньше всех совершил переселение; если же они равны между собой и в этом, то принявший Ислам раньше всех. И ни в коем случае не следует человеку становиться имамом для того, кому принадлежит власть над чем-либо, как не следует ему и садиться в его доме на его подушку иначе как с позволения хозяина» (Муслим).

Сообщается, что Абу Мас’уд ‘Укба бин Амр аль-Бадри аль-Ансари (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «(Перед началом общей) молитвы Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “И пусть становятся ближе ко мне зрелые и разумные, за ними — следующие, а за ними — следующие”» (Муслим).

Передают со слов Джабира (Да будет доволен им Аллах!), что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) собирал убитых в битве при Ухуде по двое, то есть по двое в одну могилу,  и спрашивал:«Кто из них знал наизусть больше (аятов) Корана?» — а когда ему указывали на одного из них, он хоронил его первым (аль-Бухари).

Передают со слов Ибн Умара (Да будет доволен Аллах ими обоими!), что однажды Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мне приснилось, что когда я чистил зубы зубочисткой (сиваком), ко мне пришли двое людей, один из которых был старше другого. Я дал зубочистку младшему, но мне было сказано: “Старшему!” — и я отдал ее старшему из них» (Муслим).

Передают со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал:«Поистине, признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к седому мусульманину, человеку, помнящему Коран наизусть, который не преступает границ и не чуждается [4], и по отношению к справедливому правителю» (Абу Дауд).

Передают со слов Маймунаибн Абу Шабиба (Да помилует его Аллах!), что однажды мимо Аиши (Да будет доволен ею Аллах!) прошел нищий, и она дала ему кусок хлеба.Когда же мимо прошел хорошо одетый человек, она велела усадить его за стол, и он поел. Потом ее спросили о причине этого, и она сказала: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Отводите людям места сообразно их положению» (Этот хадис привел Абу Дауд, и аль-Хаким в книге «Маарифатулум хадис» и сказал:«Это достоверный хадис»).

 

Сообщается, что Абу Са’ид Самура бин Джундуб (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «При жизни Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) я был еще юношей и запоминал его слова, а говорить [5] мне мешает лишь то, что здесь находятся люди, которые старше меня» (аль-Бухари; Муслим).

Сунной является начинать со старшего, достойнейшего, более знающего, т.е. если среди присутствующих есть человек, выделяющийся среди остальных, например, своим возрастом, знаниями, известностью или относящийся к потомкам Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), или являющийся имамом и руководителем, или имеющий достоинство Джихада на пути Аллаха, или известный своей щедростью и благотворительностью, или выделяющийся чем-то еще, подобным этому, то Сунной в гостеприимстве и чествовании является начинать с него прежде других, затем уже с того, кто находится справа от него, кем бы он ни был. Тем самым объединяют священные тексты, призывающие начинать с того, кто справа, и те, в которых говорится: «Старшему! Старшему!»; «Не относится к нам тот, кто не уважает старших среди нас…»; «Начинайте со старших» и другие хадисы.

Некоторые люди из-за своего слабого понимания священных текстов и неправильного их применения ошибочно утверждают, что Сунной является начинать с того, кто находится справа от принимающего гостей человека, кем бы тот ни был, опираясь в этом на хадисы, в которых говорится о «начинании справа». Однако это применимо, только если все присутствующие равны или близки друг другу в качествах, достоинствах и возрасте, — тогда и нужно начинать с того, кто справа от принимающего гостей хозяина. Но если же все они равны, а один из них выделяется среди них хотя бы, например, своим возрастом, то нужно начинать с него. Потому что возраст — это качество, в котором есть достоинство, и следовательно, его обладателю отдается предпочтение перед остальными, и начинают с него.

Имам Ибн Рушд (Да смилуется над ним Аллах!) в своей книге «Аль-Баян ва ат-Тахсыл» сказал: «Если положения собравшихся равны или близки друг другу, то начинать с того, кто справа, является благородным нравом в виду того, что в этом проявляется отказ от возвеличивания одних из них над другими оказанием им предпочтения перед остальными.Если же среди них есть обладающий знаниями или каким-либо другим достоинством,либо старший по возрасту, то Сунной в этом случаебудет начать с него, где бы он ни находился в собрании. А затем уже он сам передает тому, кто находится справа от него, как это сделал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), когда ему принесли разбавленное молоко.Справа от него сидел бедуин, а слева Абу Бакр (Да будет доволен им Аллах!), Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!)отпил и отдалмолоко бедуину, добавив: «Каждый (пусть отдаст) тому, кто справа». Можно передать тому, кто слева, только спросив разрешения того, кто справа, даже если сидящий слева более достоин, — из-за своих знаний, добродетелей или возраста, — чем последний. Именно так сделал Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!), когда ему принесли напиток, и справа от него сидел мальчик, а слева старшие.Отпив он (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил мальчика: «Позволишь ли ты передать им?»Тот ответил: «Нет! Клянусь Аллахом, о, посланник Аллаха! Я не отдам свою долю, полученную мной от тебя, никому!» И тогда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) передал сосуд прямо в руки этого мальчика, тем самым давая знать, что это его право».

Начинать справа абсолютно во всем является узаконенным в шариате, кроме тех случаев, когда отсутствует то качество, которое требует предпочтения его обладателя другим, как было сказано выше. Если же имеется то качество, которое Шариат считает особенностью, честью и достоинством, то начинать с наилучшего из тех, кто обладает этим качеством, несомненно, является правильным и тем, что требует от нас Шариат.

Если же следовать словам тех, кто утверждает обратное, то хозяин, принимающий гостей, должен будет начать с того, кто находится справа от него, даже если это самый маленький ребенок; или если он является слугой почетного гостя; или водителем  (возможно даже немусульманином!) одного из знатных лиц, главы племени или главного гостя собрания: почтенного алима, амира, деда, отца или достойного дяди… Разве допустимо по законам и этике Ислама оставить этих старших и достойных людей, не начиная с них свое чествование и угощение, а начать с ребенка, слуги или водителя, затем с подобных им или тех, кто чуть выше их?!

Ведь, начав справа, возможно, придется обслужить десять, а то и больше человек, пока ты дойдешь до старшего из них или более достойного. Фикх Ислама и его адабы не могут допустить подобного нарушения этики и элементарной вежливости!

Что же касается того случая, когда младший или менее достойный и т.д. попросит воду (или что-то еще), то он имеет право, чтобы ему ответили и начали с него, потому что попросил ее он. Затем он передает тому, кто справа от него, даже если тот самый младший или менее достойный. Если же, когда ему принесут то, что он попросил,он заметит, что тот, кто старше него, потянулся к принесенному, то если он отдаст ему предпочтение, соблюдая исламский этикет, то это будет его огромным достоинством, украсившим его, поднявшим его степень и заслуживающим награды.

 

 


[1] Т.е. как имама в молитве, при этом встав справа от него.

 

[2] Таким образом, мы видим, что по Сунне человек должен сморкаться и сплевывать в левую сторону. Передается от Муаза ибн Джабаля (Да будет доволен им Аллах!), что он был болен и сплюнул в правую сторону (или захотел это сделать), а затем сказал: «Я не сплевывал в правую сторону, с тех пор как принял Ислам» (ат-Табарани).

[3] Т.е. лучше других знающий и понимающий Коран.

[4] «Не преступает границы» —имеется в виду человек, который не преступает границы в чтении и действии согласно Корану, т.е. не впадает в крайности;«чуждается» —тот, кто оставляет Коран и далек от него,т.е. не читает Коран и не действует в соответствии с тем, что в нем.

[5] То есть передавать слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), которые я запомнил.

 

Абу Абдулла [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *