История шариата. Мекканский период

Вероубеждение (акида) является сердцевиной религии, и вокруг нее сосредотачиваются нормы шариата. Соблюдение людьми законов Ислама считается правильным только тогда, когда их идеология является правильной, когда они верят в Единственность Аллаха, в то, что только Аллах достоин поклонения и у Него самые прекрасные имена и атрибуты. Люди также должны быть убеждены в существовании скрытого мира и загробной жизни, в которой будут вознаграждение и наказание, Рай и Ад.

Твердое вероубеждение дает людям возможность создать общество, способное поддерживать связь с Господом, соблюдая Его законы. Следовательно, первое, к чему призывали посланники, была акида: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»» (Пророки, 25) .

В мекканский период законодательство Ислама было направлено на то, что бы исправить акиду, пустить ее корни глубоко в сердца верующих, сохранить ее чистоту. Ислам утверждал идеологию под лозунгом «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Данное свидетельство является ключом, с помощью которого верующий входит в Ислам. Свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, отражает совершенство фундаментальной концепции Ислама и её непричастность ко всему тому, что не связано с этим. Свидетельство того, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является посланником Господа, включает в себя веру в ангелов, посланников, Писания и в Судный День. Данное свидетельство вызывает необходимость обязательного следования аятам: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие» (Сура «Корова», аят 285).

«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков» (Сура » Корова», аят 177).

Исламский метод призыва к такому вероубеждению упирается на приведение логических доводов. Коран мекканского периода, воплощает данный курс в форме мотивации людей к размышлению о Вселенной, изучению небес и земли, поиску тайн, заложенных в них Аллахом. К рассмотрению точности и совершенства, которые охватывают всю Вселенную, к единству в гармонии и симметричности, лишенному какого-либо дефекта, диспропорции. Все это ведет наше сердце к признанию Единственного Творца, управляющего всеми эти процессами, к вере в то, что эта Вселенная функционирует под Его управлением с определенным замыслом. Цель эту определил для нее Преславный по Своему знанию и по Своей мудрости.

Священный Коран в мекканском периоде рассматривает эти аспекты и обращается к арабам на их родном языке, короткими раздельными аятами, содержащими в себе убедительные доводы. Данные аяты тесно связаны с обычной жизнью: «Неужели они не видят, как созданы верблюды. Как вознесено небо. Как водружены горы. Как распростерта земля?» (Сура «Покрывающие», аяты 17-20).

«Каф. Клянусь славным Кораном! Но они были удивлены тем, что к ним явился предостерегающий увещеватель из них самих, и неверующие сказали: «Это — нечто удивительное! Неужели это (воскрешение) произойдет после того, как умрем и станем прахом? Это возвращение невероятно!» Мы знаем, что земля отнимает от них, и у Нас есть сохраняющее (или хранимое) Писание. Но они сочли ложью истину, когда она явилась к ним, и теперь они находятся в замешательстве. Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними? В нем нет расщелин. Мы простерли землю, установили на ней незыблемые горы и взрастили на ней всякие великолепные пары растений для разъяснения и напоминания каждому рабу, который обращается к Аллаху. Мы ниспослали с неба благословенную воду и взрастили посредством нее сады и зерна собранного урожая, и высокие пальмы с висящими рядами плодами. Таково пропитание для рабов. Мы оживили ею мертвую землю. Таким же будет выход из могил! « (Сура «Каф», аяты 1-11).

«О чем они расспрашивают друг друга? О великой вести, относительно которой они расходятся во мнениях» (Сура «Весть», аяты 1-3).

«Когда небо развернется. И внемлет своему Господу, как ему надлежит. Когда земля будет распростерта, Извергнет то, что в ней, и опустошится» (Сура «Раскалывание», аяты 1-4).

«Когда небо расколется, Когда звезды осыплются. Когда моря смешаются (или высохнут), когда могилы перевернутся, тогда каждая душа узнает, что она совершила и что оставила после себя» (Сура «Раскалывание», аяты 1-5).

Вместе с тем, Коран мекканского периода стремился устранить испорченную идеологию, унаследованную от джахилии, и ложные традиции. Писание Аллаха побуждало арабов к благородному нраву, к очищению души. Повелевая людям одно и запрещая им другое, Коран разъяснял общие основы дозволенного и запретного. На этой почве, были запрещены такие преступления, как закапывание живьем новорождённых девочек и убийство: «..когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (Сура «Скручивание», аяты» 8-9).

«Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, если только у вас нет на это права» (Сура «Скот», аят 151).

Мекканский период почерпнул из Корана запрет на прелюбодеяние и предписание беречь свои половые органы только для жен, или для тех, кем овладели десницы: «которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками» (Сура «Верующие, аяты 5-9). Это предписание направлено на сохранение потомства людей.

В мекканском периоде мы встречаемся также с запретом на притеснение, пожирание имущества сироты, расточительство, причинение обид, совершение недостачи при взвешивании и определении объема, распространении нечестия на земле и всего того, что входит в данные понятия. «Не приближайтесь к имуществу сироты, кроме как во благо ему, пока он не достигнет зрелого возраста. Наполняйте меру и весы по справедливости» (Сура «Скот», аят 152). Сохранность имущества являлось целью этих запретов.

Выстаивание намаза было введено в шариат в Мекке. Наряду с этим было предписано расходовать средства на пути религии и раздавать милостыню. Закят, как таковой был внесен в шариат только лишь в Медине. В Мекке были заложены основы для вменения в обязанность поста на законодательном уровне. В Мекке посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился и совершал акты благочестия, он постился также в день Ашура. Все это привело к тому, что в Медине было утверждено шариатское повеление обязательного соблюдения поста в месяц Рамадан. Этот элемент поклонения входит в основу всего богослужения в Исламе.

В мекканском периоде начался запрет на принесение животного в жертву кому-либо помимо Аллаха. Было запрещено многобожие. В Коране порицалось то, что язычники запретили определенные действия самим себе. Также в Коране высмеивались те дела, к которым якобы побуждали язычников их божества. Начал действовать приказ есть только то, что заколото с именем Аллаха: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете в Его знамения» (Сура «Скот», аят 118). Таким образом, были заложены основы, определяющие, что можно употреблять в пищу по шариату.

Сказал имам аш-Шатыби в «Аль-Мувафакат»: «Знай, что полные, окончательные предписания в начале были в форме отдельных повелений, которые ниспосылались Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке. Затем, в Медине ему ниспосылалось то, что дополнило и усовершенствовало эти повеления, они сформировались в полные завершенные постулаты. Однако основа их была заложена в Мекке, когда они были в форме отдельных приказов. Так, в начале, была заложена вера в Аллаха, в Его посланников и в Судный День. Затем после этого последовали общие столпы Ислама, такие, как молитва, расходование средств и другие. Неверие или все, что ведет к нему, было запрещено, как, например, ложные обряды, которые выдумали арабы. К ним относятся: закалывание животных не ради Аллаха, а во имя идолов, к которым они взывали помимо Аллаха, тем самым наговаривая на Аллаха; всё, что они сами себе запретили, или вменили в обязанность безо всяких на то оснований. Такие скверные действия заложили основу для поклонения другим, помимо Аллаха. Вместе с тем пришло повеление изменить к лучшему свой нрав, то есть проявлять справедливость и оказывать милость, соблюдать обещания, прощать, остерегаться невежественных людей, отвечать на поступки других лучшим, проявлять терпение при бедствиях, бояться Аллаха, Свят Он и Велик. Мусульманам воспрещалось проявлять дурной характер, обижать, говорить, не обладая знанием, обвешивать, распространять нечестие на земле, прелюбодействовать, убивать, закапывать заживо новорожденных девочек и совершать иные порочные дела, распространенные в период джахилии. Поистине, в Мекке в большей степени закладывались основы для будущих постановлений шариата и в меньшей степени выносились окончательные шариатские предписания как таковые».

В Коране мекканского периода много раз упоминаются рассказы о пророках, что бы вселить покой в сердце посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Данные повествования служили назиданием для язычников, укрепляя религию, с которой приходили все небесные послания. Коранические рассказы о пророках были призваны склонить идолопоклонников к Аллаху, Свят Он и Велик, заставить их ответить на призыв Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

 

Маннау ль-Каттан, из книги «Тариху т-ташрии ль-ислямий»

Перевод: Нуруддин Гаджиев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *