В начале мая 1900 года османский султан Абдуль-Хамид II издал указ о возведении железной дороги в Хиджазе (регион в Саудовской Аравии, в который входят Мекка и Медина. – прим. islamcivil.ru), дабы она служила помощью паломникам, направляющимся к Дому Аллаха. Железная дорога должна была стать заменой караванам верблюдов, на которых из Дамаска в Медину приходилось добираться в течение 40 дней, полных тягот и лишений.

Помимо всего прочего, стальная артерия должна была облегчить передвижение армии, а также перевозку припасов и оборудования для обеспечения контроля над Шамом (территория современных Сирии, Иордании, Ливана и Палестины. – прим. islamcivil.ru), Хиджазом и Йеменом. Особенно после того, как Британия захватила, взяв под свой контроль, Египет и Суэцкий канал.

Хиджазская железная дорога, которую предполагалось построить от Дамаска до Медины была узкоколейной с шириной колеи в 1050 мм.

 

Хиджазская железная дорога. Картинка №3

 

Работа по возведению масштабного проекта началась в 1900 году, и через восемь лет – в 1908 году произошло официальное открытие железной дороги, которая проработала вплоть до 1916-17 годов. Она подвергалась разрушению в результате распада Османской империи.

Султан Абдуль-Хамид II настаивал на том, чтобы спонсирование постройки поездов и железной дороги проистекало исключительно за счет пожертвований мусульман, и чтобы иностранные лица не принимали участия в ее спонсировании или руководстве их возведения.

При проектировании турецкий инженер Мухтар-Бей, который был главным инженером проекта, а также сыграл значительную роль в выборе пути железной дороги, посчитал правильным проложить дорогу там, где проходили древние пути караванов, сделав лишь небольшие поправки.

Претворение плана в жизнь потребовало около 3,5 миллионов османских лир, большинство из которых были пожертвованием народа Османской империи, а также других исламских стран и даже некоторым пожертвованиям из Германии.

Путь, по которому проходила железная дорога
Путь, по которому проходила знаменитая Хиджазская железная дорога

Начало дороги для паломников было положено в Дамаске, откуда она проходила через равнину Хавран, далее через Музайриб и некоторые другие районы на юге Сирии, через которые тянулась к городу Даръа, а затем в Иорданию. Здесь она по очередности проходила через города аль-Мафрак, аз-Зарка, Амман и Маан. Завершала железная дорога свой путь на юге Иордании у границы с современной Саудовской Аравией, где входила в земли Хиджаза, по которой тянулась вплоть до Лучезарной Медины.

В сооружении железной дороги принимало участие около 5000 рабочих, большинство их которых были солдатами османской армии. В последствии для содержания её в работоспособном состоянии в Стамбуле был открыт институт, выпускающий инженеров, специализирующихся на железных дорогах.

Так как путь новой железной артерии Османской империи был проложен через многочисленные долины, во время возведения стального пути было сооружено около 2000 мостов из обтесанного камня. Помимо этого, через каждые 20 километров была установлена железнодорожная станция. А в местностях, где поблизости не было цивилизационных скоплений станции для обеспечения безопасности железной дороги, а также обеспечения хранения воды были построены с гораздо меньшим интервалом.

С начала запуска в 1908 году и вплоть до начала Первой мировой войны в 1917 году железная дорога работала по плану и очень успешно. Около девяти лет поезда ездили из Дамаска в Медину, и обратно. Пользу от нее получали как паломники, так и торговцы.

 

Хиджазская железная дорога. Картинка №5

 

Однако после того, как разразилась Первая мировая война британцы поняли важность и военную опасность железной дороги, потому как она играла важную роль в противостоянии османской армии на протяжении двух лет превосходящим их в количестве и вооружении силам Британии на юге Сирии. Поэтому хиджазская железная дорога, выполнявшая в те годы военные задачи османской армии, была подвержена крупным разрушениям и порче.

В результате распада Османской империи железная дорога, оказавшаяся на территории нескольких независимых государств, не способных обеспечивать ее работоспособность, оказалась заброшенной. На сегодняшний день работает и используется лишь малая её часть, расположенная на территории Иордании.

 

На основе материалов сайта шейха Рагиба ас-Сирджани Islamstory

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос