Нет сомнения, что ценность каждой науки определяется целью её изучения. Наука усуль аль-фикх (основы исламского права) изучается ради великих целей и великих польз в этом и вечном мирах. Среди наиболее важных из них можно выделить следующие:

 

1. Понимание религии, а также понимание мукалляфом (дееспособным человеком, несущим ответственность) своих прав и обязанностей. Это понимание претворяется в жизнь посредством изучения науки усуль аль-фикх и практики её правил относительно частных доказательств шариата и относительно частных современных вопросов.

Кто-то может сказать: фикх (исламское право) было собрано учёными-предшественниками, были написаны огромные труды, и мы не нуждаемся в том, чтобы начинать с того, с чего начали наши предшественники, и поэтому нет нужды в изучении науки усуль аль-фикх.

Ответом на это будет то, что множество произведений по фикху в действительности и побуждает исламских студентов изучать науку усуль аль-фикх, чтобы они могли анализировать это огромное правовое наследие, содержащее множество разногласий учёных-правоведов и доказательств, которые они приводят, на правильных шариатских весах. Критерием различения ошибки от истины является усуль аль-фикх. Кто получит теоретические и практические знания по этой науке, тот сможет распознавать, какие из мнений правовых школ являются более близкими к истине и построены на шариатских правилах. Таким образом, множество произведений по фикху побуждает к изучению науки усуль аль-фикх и углублению в ней для возможности критики мнений и распознания более соответствующего из них истине от менее соответствующего.

 

2. Способность узнать шариатское положение новых современных вопросов, относительно которых нет ни прямых, ни явных шариатских текстов и которые не рассматривались учёными прошлого по причине отсутствия этих вопросов в их время. В эти дни мы видим большое количество вопросов, встающих перед правовыми академиями (аль-маджамиу ль-фикхийя), которых, с одной стороны, много по количеству, а с другой – они являются очень важными, сложными и запутанными. Так, что порой правовые академии останавливаются перед некоторыми из них и не выносят по ним фатв по причине отсутствия полного представления о них, нужды в дополнительных исследованиях относительно доказательств по ним или разногласий в их понимании и представлении.

Из подобных вопросов, которые появились в это время: экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, замораживание зародыша или яйцеклетки, копирование и тиражирование продукции, положения компьютерных программ; положения, связанные с интернетом, заключаемыми через него актами; политические вопросы и пути их решения, как, например, вопрос границ между государствами и другие подобные вопросы.

 

3. Познание мудростей шариата и его духа посредством размышления о причинах установления тех или иных норм и их целей; познание ценностей шариата: жизненно важных (дарурийя), необходимых (хаджийя) и связанных с комфортом (тахсинийя); умение поставить каждую ценность на своё место в ситуации, когда они теснят друг друга; понимание приоритетов между обязанностями и желательными действиями, предоставляющее возможность отдать предпочтение более сильному по своим шариатским доказательствам и пользе над остальным. А также понимание пользы и вреда; различение того, с чем из этого считается шариат, а что аннулировал; и распознание приоритетов польз, с которыми считается шариат, предоставляющее возможность отдать предпочтение тому, что его заслуживает.

 

4. Способность ответить противникам исламского шариата, полагающим, что шариат не пригоден для применения в современных реалиях. Это можно сделать путём разъяснения потенциала шариата, полностью отвечающеего нуждам человека в прошлом и настоящем, его способности решить любую проблему человека посредством того, что соответствует текстам Откровения и действиям сподвижников и табиинов. А это невозможно сделать полноценным образом, кроме как посредством изучения науки усуль аль-фикх, способности проводить правовые аналогии (кияс и тахридж), усвоения методов извлечения норм из прямых и понимаемых (мантук и мафхум) текстов, частных и общих (хусус и ‘умум) текстов, обобщённых и конкретизирующих (итляк и такйид) текстов и тому подобного, что изучается в науке усуль аль-фикх. Если люди оставят эту науку и перестанут изучать её, закроется дверь иджтихада, и люди остановятся на том, что содержится в старых книгах по фикху, которые были написаны для решения задач и проблем своего времени.

 

5. Защита учёного-правоведа (факиха) от противоречий. Правовед, который должным образом не изучил усуль аль-фикх, будет издавать фатвы, противоречащие друг другу. Он будет разделять между одинаковыми вещами и уравнивать разные. Это будет ослаблять его слова и мнения и способствовать плохим мыслям и принижению шариата в глазах невежд из числа мусульман и немусульман. Кто же должным образом, основательно и с практикой изучил эту науку, будет выдвигать светлые нормы этого божественного Закона. Своими фатвами и мнениями он будет призывать к исламу стремящегося к нему и защищать его от врагов.

 

И в заключение скажем, что многие люди полагают, что польза науки усуль аль-фикх ограничена фикхом (исламским правом) и практическими вопросами. В действительности же всё обстоит иначе. В пользах этой науки нуждается и муфассир, и мухаддис, и мутакаллим, и исследователь в вопросах акиды, и каждый, кто нуждается в понимании текстов Откровения и использует их в качестве доказательства на те или иные нормы. Эта наука представляет собой совокупность основ для правильного понимания и правильного метода доказательств, для возможности понимания того, что внешне может выглядеть противоречиво. Поэтому мы можем сказать: название этой науки – усуль аль-фикх (основы исламского права) – не означает, что её полезность ограничивается извлечением практических правовых норм (аль-ахкаму ль-фикхийя). И, возможно, те, кто назвал свои произведения по этой науке словом «усуль» без ограничения словом «фикх», своим обобщением указали именно на это. Из таких авторов: Аль-Газали, назвавший свой труд «Аль-Мустасфа мин ‘ильми ль-усуль»; Ар-Рази, назвавший свой труд «Аль-Махсуль мин ‘ильми ль-усуль»; Аль-Байдави, назвавший свой труд «Минхаджу ль-усуль фи ‘ильми ль-усуль»; Аш-Шавкани, назвавший свой труд «Иршаду ль-фухуль иля тахкики ль-хакки мин ‘ильми ль-усуль».

И тот, кто будет рассматривать вопросы этой науки, увидит слова авторов трудов по ней, касающиеся основ тафсира и основ хадиса в области методов извлечения норм из шариатских доказательств, относительно нужды в которых равны муфассир, мухаддис и другие.

 

 

Источник: «Усуль аль-фикх аллязи ля яса’у ль-факиха джахляху», ‘Ияд ибн Нами ас-Суллями, стр. 18-20
Перевод: Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос