Большинство источников сходится на том, что имам Аш-Шафии родился в Газзе в Шаме (территория современной Палестины). С этим согласно и большинство историков, писавших о жизни факихов, а также составителей их биографий, согласно хронологическому порядку. Существует также мнение о том, что он родился в Аскаляне, находящемся в 9 милях от Газзы.

Мнение большинства биографов относительно его родословной свидетельствует о том, что его отец был из племени Курайшитов из рода Мутталиба. Согласно этому мнению его родословная цепь выглядит следующим образом: он Мухаммад бин Идрис бин Аббас бин Усман бин Аш-Шафии бин Саиб бин Убайд бин Абд Язид бин Хашим бин Мутталиб бин Абд Манаф. С Пророком Мухаммадом , мир ему и благословение Аллаха, его родословная пересекается на Абд Манафе.

Все источники согласны с тем, что он жил он бедно – жизнью сироты. Когда он начал изучать Коран проявились его сообразительность и сила памяти. Выучив наизусть Священный Коран, он обратился к изучению хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. В изучении хадисов он был очень усерден, часто посещал уроки и слушал мухаддисов того времени, заучивая все, что слышал, наизусть. Некоторые хадисы он потом записывал на кусках обожженной глины или шкурах животных. Иногда он ходил в Диван (канцелярия) собирать бумаги, обратная сторона которых обычно пустовала. На них он потом записывал то, что его интересовало.

Некоторое время он провел в пустыне у племени Хузейль. Имам говорит относительно этого: «Я покинул Мекку и остановился у племени Хузейль в пустыне, изучая их речь и перенимая их культуру. Они были наиболее красноречивыми из арабов на тот период. С ними я кочевал и останавливался там, где они останавливались. Когда я вернулся в Мекку, я свободно начал читать стихи и рассказывать про них предания и поэзию». В изучении их поэзии Аш-Шафии достиг таких высот, что имам Асмаи, с его признанным положением в науках арабского языка, сказал: «Я исправлял стихи Хузейля у юноши из племени Курайш, которого зовут Мухаммад бин Идрис».

Получать знания имам начал у мекканских богословов и мухаддисов (знатоков хадиса) и достиг таких больших высот на этом поприще, что Муслим бин Халид аз-Занджи разрешил ему выносить фатвы, сказав ему: «Выноси фатвы, о, Абу АбдуЛлах. Поистине, пришло время тебе выносить фатвы».

Это было время, когда об имаме Малике шла молва, и его имя получило широкое распространение благодаря его большим знаниям, особенно в науке хадиса. Увлеченность и страсть к знаниям побудила имама Аш-Шафии переселиться в Медину. Однако он не захотел отправиться в путь, не имея каких-либо знаний о Малике и его трудах, в связи с чем одолжил книгу «Муватта» имама Малика у одного человека в Мекке и прочитал ее. Некоторые предания указывают, что он выучил ее наизусть.

В Медину имам отправился с рекомендательным письмом от наместника Мекки наместнику Медины. Это переселение направило жизнь Аш-Шафии целиком к фикху. Как только увидел его, Малик, обладавший проницательностью, сказал: «О, Мухаммад, бойся Аллаха и остерегайся грехов. Поистине, Всевышний Аллах озарил твое сердце светом, так не туши его грехами, и завтра приходи ко мне на урок и приведи того, кто будет читать тебе». Аш-Шафии рассказывает дальше, что на следующий день он отправился к Малику и начал читать его книгу наизусть, хотя книга была в руках. «Всякий раз, когда я хотел прервать чтение от почтения и волнения перед Маликом, он говорил мне: «О, юноша, давай еще», пока я не закончил книгу за несколько дней».

После смерти имама Малика, да будет Аллах им доволен, Аш-Шафии почувствовал, что достиг определенного уровня в знаниях. У него по-прежнему было плохое материальное положение, что и подтолкнуло его к поиску заработка, который покрыл бы его нужды и вывел бы его из бедности.

В это время как раз в Мекку прибыл наместник Йемена и Курайшиты – родственники имама обратились к нему с просьбой взять Аш-Шафии к нему на службу. Наместник согласился и взял Аш-Шафии собой. Об этом имам говорит: «У моей матери не было денег мне на дорогу и мне пришлось отдать дом под залог, и затем я отправился с ним. После прибытия в Йемен я занимался у наместника некоторыми делами».

Его назначили на работу в Наджране, где вскоре он установил знамя справедливости и распространил его, Он сам рассказывал об этом: «Когда я стал управлять Наджраном был там Харис бин Абд Аль Мудан и люди из Сакифа. Их обычаем было заискивание и подхалимство перед новым наместником, что они хотели проделать и со мной. Однако у них это не получилось».

Когда они не нашли ожидаемого, они обвинили Аш-Шафии в том, что он с алавитами. Тогда Ар-Рашид приказал привести к нему девятерых алявитов и Аш-Шафии вместе с ними. Источники передают, что он убил девятерых, а Аш-Шафии спасся благодаря своим сильным аргументам и свидетельства Мухаммада ибн аль-Хасана в его пользу.

В 184 году, в год испытания, Аш-Шафии, которому исполнилось 34 года, прибыл в Багдад. И быть может, Аллах испытал его таким образом, чтобы он обратился к знаниям и оставил служение Султану и управление его делами.

Ибн Хаджар сказал: Главенство фикха в Медине закончилось на Малике бин Анас, он отправился к нему, находился с ним неотлучно и получил у него знания. Главенство фикха в Ираке закончилось на Абу Ханифе. Он получил знания от его ученика Мухаммада бин аль-Хасана и перенял от него все, что тот слышал от своего учителя. Собрав фикх обеих школ, школы хадиса и школы «мнения» («раъй»), имам в дальнейшем занялся выведением основ и утверждением правил, достигнув при этом небывалых высот, заставив прислушаться к себе и противников и сторонников. После этого имам получил большую популярность, и его имя возвеличилось и распространилось повсюду.

Сторонники школы «мнения» были поражены его знаниями и способностями после их первой встречи в 184 году. Об этом ар-Рази пишет: «Благодаря Аш-Шафии прекратилось господство школы «мнения» над школой хадиса».

Вернувшись в Мекку имам занялся преподаванием и обучением. В сезон хаджа происходили его встречи с великими учеными того времени, которые посещали его занятия. В один из таких сезонов с ним встретился имам Ахмад бин Ханбаль.

Второе прибытие Аш-Шафии в Ирак состоялось в 195 году по хиджре, где он и написал свою книгу «Ар-Рисаля», в которой заложил основы науки «Усуль-уль-фикх».

В «Манакиб аш-Аш-Шафии» ар-Рази приводится: «Рассказывают, что Абдурахман бин Махди попросил у молодого Аш-Шафии составить книгу, где он упомянул бы правила вывода заключений из Корана, сунны, иджма, кияса, разъяснение отмененного и отменяющего аятов, степени общего и частного (амм ва хасс). В ответ имам написал «Рисаля» и отправил к нему. Прочитав ее, ибн Махди сказал: «Я не думаю, что Аллах создал подобного ему человека»». Затем ар-Рази говорит: «Знай, поистине имам Аш-Шафии написал «Рисаля» будучи в Багдаде, а когда отправился в Египет, переписал ее и в каждой из них много знаний».

Затем Аш-Шафии отправился в Египет. Сказал ар-Раби’, что он слышал как Аш-Шафии говорил об этом:

Душа моя стала стремится в Египет
И пустыни разделяют меня от нее,
Всевышним клянусь, не знаю, богатство ли ожидает,
Иль слава, или к могиле своей я стремлюсь

Сказал: «Клянусь Аллахом, прошло немного времени и он получил все это» («Тарих Багдад», 2/70, «Сияр а’лям ан-нубаля», 10/77). (Смысл: В этом стихе Аш-Шафии задается вопросом о своем будущем, и что его ожидает в Египте, слава и богатство или смерть? И как мы видим, судьба ему предопределила получить в Египте и то и другое. Он получил богатства из доли близких родственников, которая полагалась представителям рода Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Там же постигли его слава и всеобщее признание, благодаря распространению его учения, взглядов и фикха. И в Египте его постигла смерть, и там он нашел свой покой).

Он умер на 54 году жизни в последнюю ночь месяца Раджаб 204 года по хиджре.

Дауд Али аз-Захири сказал: «Аш-Шафии обладал такими достоинствами, которыми не объединились ни в ком другом: благородный род, правильная религия и убеждения, великодушие, знания о достоверности и слабости хадисов, об отмененных и отменяющих хадисах, знание Корана и сунны, жизнеописания халифов, хорошие книги».

Ахмад бин Ханбаль сказал про него: «От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передается, что Всевышний Аллах посылает этой общине в начале каждого столетия человека, обновляющего религию. Умар бин Абдульазиз был в начале первого столетия, и я надеюсь, что Аш-Шафии является обновителем другого столетия».

Также имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Аш-Шафии был как солнце для этого мира, и как здоровье для тела. Разве существует им замена?»

Также можете прочитать книгу шейха Мухаммада Абу Захра «Малик: его жизнь, его эпоха, его мнения и его фикх».

А Аллах знает лучше.

 

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

 

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос