Кто является гостем, которого нужно почитать?

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос относительно гостя, которому нужно оказывать особый почет, с сайта шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида islam-qa.com

 

 

Вопрос: Какого гостя нужно почитать? Являются ли гостями соседи или друзья, которые приходят ко мне? Обладают ли они законными правами гостей?

 

 

Ответ:

Хвала Аллаху.

Хозяин обязан почитать своего гостя и соблюдать все его права. На это указывает хадис от Абу Шурайха аль-Хузаи, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мои уши слышали, а глаза видели как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, уважит своего гостя «подарком»». Он спросил: «О Посланник Аллаха, а что это его «подарок»?» Пророк ответил: ««Подарок» — день и ночь, гостеприимство — три дня, все что после этого, считается «милостыней» для него». (Аль-Бухари. 5673, Муслим. 48).

В версии Муслима говорится: «Гостеприимство – три дня, а его «подарок» – один день и одна ночь».

Аль-Хаттаби, да помилует его Аллах, сказал: «У Малики бин Анаса спросили о значении слов «Подарок» — один день и одна ночь» и он ответил: «уважать его, заботиться о нем, радовать его, защищать его, в течение одного дня и ночи, а три дня – это гостеприимство».

Я (аль-Хаттаби) говорю, что здесь имеется в виду, что в течение суток хозяин дает ему все самое лучшее, чем он обладает, а на второй и третий день дает то, что у него есть, не меняя свой обычный образ жизни, не предпринимая особых усилий и не ущемляя себя. А все, что после третьего дня, то это, будет для него милостыней и благодеянием. Хочет сделает, не хочет – оставит. (Маалиму ас-сунан: 4/238).

Ибн аль Кайим, да помилует его Аллах, сказал, что права, которые должен соблюдать хозяин по отношении к гостю имеют три уровня: обязательные, желательные в совершенстве и милостыня. И к обязательным правам относится гостеприимство в течение дня и ночи. Эти степени и были упомянуты Пророком, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе аль-Хузаи. (Зад уль-маад: 3/658).

Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал, что обязательное гостеприимство — в течение дня и ночи, совершенное – три дня, как было передано в хадисе от Абу Шурайха. («аль-Мугни» 11/91).

Гость, которому нужно оказать почет и который обладает законными правами – это путник, который прибыл из другого города. Хозяева, у которых остановился такой гость, обязаны его накормить, почитать, а если они этого не сделают, гость имеет право взять сам, все что ему полагается. Однако, это не относится к гостю из жителей этого же города. Такому можно сказать «Возвращайся», как сказал Всевышний Аллах: «Если же вам скажут «Уйдите!» — то уходите. Воистину Аллаху, ведомо о том, что вы совершаете» (Коран. 24:28).

На этот смысл указывают то что ясно пришло в некоторых хадисах. От Укбы бин Амира, да помилует его Аллах, передается: «Мы сказали: «О, Посланник Аллаха, ты отправляешь нас с поручениями и мы останавливаемся у людей, которые не оказывают нам гостеприимства. Что ты скажешь об этом?». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если вас принимают как положено принять гостя, то примите это, а если они этого не сделают, то сами берите с них то, что полагается гостю и то, что они обязаны предоставлять вам». (Аль-Бухари. 2329, Муслим. 1727).

Ученые разошлись во мнениях по поводу правового положения гостеприимства и кто должен его проявлять.

В «Мавсуа аль-фикхия» (28/316,317) говорится:

Ханафиты, маликиты, шафииты считают, что гостеприимство является сунной и срок гостеприимства – три дня. Это одно из мнений имама Ахмада.

Согласно другому мнению Ахмада (и это основное мнение его мазхаба) – гостеприимство – это ваджиб (обязанность) и его срок – день и ночь, а его совершенство и полноценность – три дня. Также говорил и Лайс бин Саад.

Также передается от маликитов, что гостеприимство является обязательным в случае, если человек (путник) находится в трудном положении, в котором он не может завершить свое путешествие, что приведет к его гибели.

Обязательство гостеприимства лежит на жителях сел и городов. Имам Малик и Ахмад по одной из версий сказали, что гостеприимство не ложится на жителей городов. Сахнун, да помилует его Аллах, сказал, что гостеприимство должны оказывать жители сел. Что касается жителей городов, то путник, который приезжает в город может найти место, где остановиться (гостиницу), в которых ему и желательно остановиться, чем поселиться в гостях.

Предпочтительным мнением, а Аллах знает лучше, является то, что оказание гостеприимства нуждающемуся путнику, который находится в трудном положении, обязательно, и это распространяется на жителей городов и жителей деревень без исключения.

Шейх Мухаммад бин Салих Усеймин, да помилует его Аллах, комментируя высказывание аль-Хиджави, да помилует его Аллах: «обязанность оказать гостеприимство путнику мусульманину в трудном положении лежит на жителях сел в течении дня и ночи», сказал: «Его слова «Обязан оказать гостеприимство путнику мусульманину» поясняют правовое положение гостеприимства, которое должно проявляться в том, что человек принимает гостя, проявляет к нему уважение, предоставляет ночлег в доме, кормит его. Все это является добродетелью исламской религии. В этом опередил нас Пророк Ибрахим, мир ему и благословение Аллаха, как сказал Всевышний Аллах: «Дошел ли до тебя рассказ о почтенных гостях Ибрахима?» (Коран. 51:24). То есть, гости, которых почтил Ибрахим, мир ему и благословение Аллаха, и не будет запрета, если мы скажем: «и, которых почтил Всемогущий Аллах, так как они были ангелами».

Таким образом, гостеприимство является обязательным и проявление уважения к гостю также является обязательным. Ведь Пророк, мир ему и благословение Аллаха сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, почитает своего гостя». То, есть, тот, у кого вера совершенна, пусть уважает своего гостя.

Его слова «в трудном положении» подразумевается путник, который проезжал мимо, а что касается местного жителя (мукым), то на него не распространяются правила гостеприимства. Если бы право гостеприимства распространялось и на местных жителей, то большинство местных жителей стучались бы в двери. Гость обязательно должен быть путником, проезжающим через эту местность. И если он путник и живет в этой местности два, три или больше дней, то на него не распространяются права гостеприимства.

А слова «жители сел» исключают города. Села – небольшие поселения, а города — большие. В селах путник вынужден стучаться в гости, а в городах есть столовые, гостиниц, и все то, что избавляет от необходимости напрашиваться в гости.

Однако, это тоже противоречит правильному мнению, так как хадис имеет общий смысл. И сколько людей приезжают в города, где имеются гостиницы, столовые и все необходимое для путника, но им неприятно поселяться гостиницах, считая это унижением их достоинства, предпочитая остановиться в гостях у своего друга или у знакомого в городе. Таким образом, если к тебе придет гость (даже в городе), то следуя достоверному мнению, ты обязан, оказать ему гостеприимство. (Аш-шарх аль-мумти аля задиль мустакни» 15/48-51).

А что касается гостей проживающих в твоей же местности, то нет сомнения, что уважать их и накормить является признаком хорошего отношения к людям.

Однако, это не тот гость, которого обязал Пророк почитать в хадисе, и которому дал право взять из имущества хозяина все, что ему полагается.

А Аллах знает лучше.

 

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *