Любовь, страх и надежда

Ибн аль-Мубарак сказал: «Мне сообщил Умар бин Абдуррахман бин Махди, который слышал, как Вахб бин Мунаббих сказал: «Один мудрый правитель сказал: «Я стесняюсь Аллаха поклоняться Ему только лишь желая в награду Рай, потому что так я буду как плохой наемный работник — если платят — работает, если нет — не работает. Я стесняюсь Аллаха поклоняться Ему только лишь по причине страха перед Адом, потому что так я буду как плохой раб, который работает, когда его пугают наказанием, а если не пугают, то не работает. И поистине, любовь к Нему выводит из меня то, что не выводит из меня ни что другое (передал Абу Наим). В комментариях к этим словам говорится, что этим самым он порицал поклонение, основанное только лишь на надежде на Аллаха или только на страхе перед Ним.Некоторые саляфы говорили: «Тот, кто поклоняется только лишь на основе надежды на Аллаха, тот мурджиит. Тот, кто поклоняется только лишь на основе страха перед Аллахом, тот харурит (хариджит). А тот, кто поклоняется Аллаху только лишь на основе любви к Нему, тот еретик. Тот же, кто поклоняется Аллаху на основе страха перед Ним, надежды и любви к Нему, тот верующий единобожник. И это потому, что верующий должен поклоняться Аллаху на основе трех вещей, объединив их: любовь, страх и надежда. И тот, кто допустил упущение в чем-то из этого, тот допустил упущение в обязательных вещах веры».А слова этого мудреца указывают на то, что любовь к Аллаху должна преобладать над страхом и надеждой.
Аль-Фудайль бин аль-‘Ияд сказал: «Любовь лучше, чем страх» и засвидетельствовал словами этого мудреца, которые передал Вахб.Также говорил и Яхья бин Муаз: «Достаточно тебе из страха столько, чтобы он не давал тебе совершать грехи. Но тебе никогда не будет достатка в любви к Аллаху».Что касается страха и надежды, то большинство саляфов считает, что они равны по своему уровню и не отдают предпочтение одному перед другим. Это передается от аль-Фудайля бин аль-‘Ияда и от Абу Сулеймана ад-Дарани.
К этому также относятся и слова Хузейфы аль-Мар’аши: «Если раб работает из страха, то это плохой раб. Если раб работает в надежде, то это плохой раб. Они оба равны передо мной». Здесь имеется в виду, если он работает на основе одного из этих двух чувств. Аль-Вухайб бин аль-Варад сказал: «Не будь как работник, которому говорят «сделай то-то и то-то», на что он отвечает «согласен, но если вы мне хорошо заплатите». Здесь имеется ввиду порицание тем, кто не видит в своей работе ничего, кроме оплаты.
Перевод: Икрима абу Марьям [islamcivil.ru]
Из книги ибн Раджаба «Тахвифу мин ан-Нар»

Оставить комментарий

Проверка *