На днях в Москве прошёл Международный конкурс чтецов Корана, в котором принимали участие чтецы из 36 стран мира. На это мероприятие был приглашён и наш брат, Ахмад Анчихский, – пожалуй, самый популярный чтец Корана среди русскоязычных мусульман на сегодняшний день. Мы решили поговорить с ним об этом конкурсе, о его впечатлениях, а также о других вопросах, связанных с мусульманами.

– Ахмад, думаю, читателям было бы интересно узнать немного о тебе, а также о том, с чего начался твой путь в чтении Корана.

– Началось всё с того, что, по воле Всевышнего, один знакомый стал включать мне чтение Корана шейхом Мишари Рашидом. Мне очень понравилось его чтение, даже почувствовал волнение в душе. Я и раньше умел читать Коран, но не относился к этому с должным вниманием и трепетом. Но после Мишари на меня нахлынули совершенно новые чувства. Я стал пытаться читать за ним, повторять и так, со временем, полюбил это дело. Однажды мне довелось совершить намаз в качестве имама, где я копировал чтение Мишари Рашида. Людям понравилось, вот с этого и началось.

А в качестве имама в мечети… это произошло в мечети «Ясин» (на улице Орджоникидзе в Махачкале – «ИЦ»). В тот день мы опоздали на джамаат вечерней молитвы, и имамом на намаз поставили меня. Моё чтение услышал местный имам, и ему понравилось. А потом, в месяц Рамадан, он стал ставить меня имамом на таравих. Всё это получилось спонтанно. Потом оставил все свои дела и полностью посвятил себя делу, связанному с Кораном. Мы начали организовывать уроки, курсы и т. д.

– Ты был приглашён на Международный конкурс чтецов Корана, который недавно проходил в Москве. Какие у тебя остались впечатления от этого мероприятия?

– Конечно же, впечатления от этого мероприятия однозначно были положительными. Живя в местности, где фактически нет ничего исламского, где ты не слышишь азан или Коран, как в Дагестане, ты начинаешь скучать по всем проявлениям ислама. И когда в такой атмосфере, да ещё и в столице немусульманского государства, проходит конкурс по чтению Корана, на который были приглашены в качестве специальных гостей такие шейхи, как Абу Бакр Шатри, это становится праздником для мусульман.

– Посетителей собралось много?

– По сравнению с прошлым, на этом конкурсе было гораздо больше людей. Не знаю, связано ли это с тем, что был приглашён шейх Абу Бакр Шатри, или сам этот конкурс обрёл больший интерес среди людей. Концертный зал «Россия» был заполнен полностью.

– Ты встретился с одним из знаменитых и любимых мусульманами чтецов Священного Корана – шейхом Абу Бакром Шатри. Что ты ощутил в этот момент?

– Я очень люблю учёных людей, очень люблю чтецов Корана и стараюсь быть к ним поближе. Увидев такого человека, я не смог удержаться и просто поздороваться с ним. Я обнял его, поцеловал голову и осыпал всевозможными дуа (смеётся).

– Кто является твоим любимым чтецом Корана?

– Если отбросить политические и другие моменты, то, на мой личный взгляд, лучшим из них является шейх Мишари Рашид. Помимо того, что он обладает красивым голосом, в совершенстве владеет всеми необходимыми науками по чтению Корана, он ещё и сумел популяризировать сам Коран, привить людям любовь к его чтению. К сожалению, некоторые из мусульман смотрят на чтецов Корана сквозь их политические воззрения и т. п. и, увидев в их делах какие-то неоднозначные поступки, начинают полностью ставить на них крест. Надо смотреть на чтеца Корана как на чтеца Корана. Ошибки людей не дают право отбрасывать то благо, которое у них есть. Повторю, что как чтец Мишари Рашид – №1.

– За последние дни в России произошло два события, связанных с Кораном. Одно из них – состоявший Международный конкурс чтецов Корана в Москве, а второе – это то, что пару дней назад один из российских судов признал смысловой перевод Корана Кулиева экстремистской литературой. Как ты прокомментируешь это решение суда?

– Как выпускник юридического вуза, даже не знаю, как и назвать это решение суда. С одной стороны, государство говорит о свободе вероисповедания, а с другой – мы видим инквизицию. Да, они говорят, что запрещают не сам Коран, а его смысловой перевод. Но ведь речь идёт об одном из самых лучших и верных переводов Корана. И почему это светский судья решает, что является экстремизмом, на основе перевода Корана? Даже мусульманину, если он не является учёным, запрещено просто брать текст Корана и на его основе делать какие-то выводы, извлекая нормы. Он должен опираться на толкования Корана, слова учёных и т. д. А тут светский суд берётся за такое дело. На мой взгляд, это либо провокация, либо просто глупость отдельных людей.

С другой стороны, подобные тенденции начались не сегодня, поскольку запрет классической исламской литературы планомерно идёт уже много лет. Причём среди запрещённых могут оказаться книги, в которых нет ничего, кроме дуа и азкаров. Например, «Крепость мусульманина». Может быть, это страх перед исламом. В связи с этим хотелось бы напомнить о двух аятах Корана, которые сразу приходят на ум:

1. «Они хотят погасить свет Аллаха своими устами, но Аллах сохранит Свой свет, даже если это ненавистно неверующим»;

2. «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (сура «Пророки», аят 107). Ислам – это милость для миров, его не надо бояться.

– На сегодняшний день ты совершаешь молитву в качестве имама в одной из крупных мечетей Махачкалы и тебе часто приходится видеться и общаться с простыми мусульманами, в особенности с молодёжью. Какие плюсы и минусы ты видишь в поведении мусульман?

– Безусловным и огромным плюсом является их любовь к религии и стремление что-то сделать для неё. Но не всегда хватает искренности либо мудрости и хороших манер. Так как искренность – это исключительно стремление к довольству Аллаха, оставляя свои страсти и желания. Сегодня есть учителя, но, к сожалению, нет воспитателей. Мать одного из праведных предков, когда отправляла его на урок к шейху, говорила ему: «Прежде чем научиться у него хадисам, научись у него адабу». Также одним из недостатков нашей молодёжи является то, что они часто и много занимаются обсуждением людей: кто что сказал, кто что сделал. Они задают вопросы человеку не для того, чтобы получить знание, а для того, чтобы определить человека: кто он, каких взглядов придерживается. Поэтому советую всем получать знания, а все возникающие вопросы адресовать учёным и слушать их.

Что касается бескультурья в обычной жизни, то, на мой взгляд, это скорее исключение, чем правило. Если оно даже и присутствует в поведении мусульман, то это наша вина, что мы недостаточно говорим на такие темы с нашими прихожанами, не воспитываем их. Само общество, простые люди не проявляют враждебность или ненависть, например, к бородатым мусульманам. Представь, сколько грязи и лжи за эти годы выливалось на мусульман, мол, они и террористы, и на матерях женятся, они и это делают, и то, но при всём при этом общество в целом нормально относится к мусульманам. Например, когда я с бородой прихожу куда-то, то вижу обычное отношение к себе, не вижу никакой агрессии.

Другое дело, что сами мусульмане порой злоупотребляют братской любовью других мусульман. Например, могут подводить по работе, недобросовестно относиться к своим обязанностям и т. д. То есть в адрес своего брата-мусульманина некоторые могут допустить такое отношение, которое не позволят в адрес других людей. Потому что знают, что это брат-мусульманин, может простить и т. д. Но мы сами должны останавливать неподобающее поведение среди мусульман, если видим это. Например, был случай, когда какой-то парень, на футболке которого было написано «Пророк Мухаммад», целовался в парке с девушкой. К нему подошли и аккуратно сделали порицание за такой поступок, который противоречит исламу.

Хамство присутствует в любом обществе. В Москве есть целое движение «СтопХам», которое борется с хамством на дорогах. Поэтому мы не можем сказать, что это черта каких-то отдельных людей и тем более мусульман. Более того, когда неподобающее поведение исходит от верующих мусульман, люди начинают удивляться этому. Это говорит о том, что общество понимает и признаёт, что ислам – это чистота, и не подобает мусульманину вести себя таким образом. Ведь это общество не порицает и не видит ничего плохого в том, что обычные парень и девушка где-то целуются или встречаются, или когда с их стороны происходят другие неподобающие поступки. Но когда это совершают верующие мусульмане, например, парень с бородой или в тюбетейке, или девушка в хиджабе, то они начинают обращать на это внимание. Значит, общество понимает, что эти люди находятся на пути истины и не имеют права так поступать. Но опять же, повторю, мы должны остерегаться дурных поступков. Не из-за боязни людей, а ради Аллаха, и чтобы общество не говорило плохо о мусульманах и исламе. Так мы должны беречь религию Всевышнего и достойно носить имя мусульманина.

– На твой взгляд, какие шаги необходимо предпринимать, чтобы изменить ситуацию в дагестанском обществе в целом в плане нрава и религии?

– Когда ты говоришь истину, соответствуешь своим словам, когда своим собственным примером показываешь, что значит быть мусульманином – это огромное дело. Люди не будут слушать просто слова. Они будут смотреть на поступки. Вспомните историю с Пророком Юсуфом, когда он был посажен в тюрьму. К нему подошли два его «сокамерника» и сказали: «Поведай нам толкование этого (их снов), ибо мы считаем тебя одним из праведников». Они по поведению поняли, что это праведный благородный человек и пришли к нему со своими просьбами о помощи.

Мы должны призывать своих родных и близких, своё окружение к нравственности и показывать пример своими делами. Но и само общество должно изучать свою религию. Они ведь относят себя к исламу.

– Некоторое время ты находишься в Москве, и в связи с этим в отношении тебя ходят разные разговоры: кто-то говорит, что ты сбежал из Дагестана, кто-то говорит, что ты уехал за лучшей жизнью. Как обстоят дела на самом деле?

– Да, сейчас я нахожусь в Москве по состоянию здоровья, прохожу лечение и ещё задержусь на некоторое время. Поэтому хочу сказать своим друзьям и недругам, что никогда не уеду куда-либо в поисках лучшей и лёгкой жизни. Я слишком люблю свой народ и тяжело переношу разлуку с ним, чтобы его бросить. Как только мне позволит здоровье, сразу же вернусь домой, иншааЛлах. В своё время я оставил все свои дела ради того, чтобы заниматься обучением и призывом, и намерен продолжить это дело. А результат в руках Аллаха, Которого мне достаточно.

 

Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос