Манхадж по духу или дух по манхаджу?

К сожалению, часто бывает так, что некоторые люди сначала действуют и только потом ищут основания для своих действий. Или же они пытаются найти оправдания своему поведению, вызванному складом собственного характера, натурой и нравом. Для этого такие люди цитируют хадисы, ссылаются на действия или слова ученых, во многих случаях просто нагло притягивая их «за уши».

Недавно у кого-то из френдов в ФБ прочитал статус, где он задавался вопросом: «Человек выбирает «манхадж» (методология, путь) в соответствии со своим характером и натурой, или же их формирует сам «манхадж»?» Вопрос очень интересный. Практика и наблюдение показывают, что многие выбирают себе тот или иной «манхадж», который ближе к их натуре, характеру и внутреннему миру. Возможно, это происходит подсознательно, неосознанно и основывается больше на эмоциональной и психологической составляющих человека. Так сказать, что ближе по духу — то и берём, за то и бьёмся, то и отстаиваем…

 

Правильно ли это? Почему так происходит? В чем причина?

 

Ответы на вопросы, связанные с человеческой натурой, характером и поведением, всегда бывают неоднозначными и обобщенными. Уж слишком сложное создание — человек: во многом он непредсказуем, изменчив, непостоянен, особенно в молодости. Многое из его поведения невозможно до конца понять и тем более подвести его под определенную категорию как целое. Одно и то же действие и поведение разных людей могут быть продиктованы различными причинами и мотивами. Что-то из этих причин может быть и общим, но разнится по степени своего побуждения к действию. Остаются и другие, осознанные и неосознанные, рациональные и иррациональные причины и мотивы, толкающие людей на те или иные действия, поступки и поведение…

 

Но вернемся к вопросу: правильно ли это?

 

Однозначно, нет! Религия — т.е. Ислам — это не кусок материи, из которой каждый шьёт себе рубашку по своему вкусу и фасону и потом надевает её, когда ему хочется, или по погоде. Ислам — это всеобъемлющая система, контролирующая все сферы не только «внешней» жизни человека, но также и его «внутренний мир». Ибо становление человека как мусульманина начинается, в первую очередь, именно изнутри, где в сердце не остается места сомнениям, в голове — невежеству, а в душе — беспокойству и тревоге. Мусульманин — это, в первую очередь, человек думающий и размышляющий, а не просто слепо следующий за «модой» отпускать бороду или размахивать черными флагами. Его действия, слова и поведение должны быть продиктованы его вероубеждением и мировоззрением, которые, в свою очередь, основаны на правильных знаниях из Корана и Сунны, а не на домыслах и голых чувствах.

У человека, который уже достаточно «созрел» как физически, так и психологически, у которого уже сформированы характер и темперамент, убеждения, взгляды, стереотипы, восприятие мира и т.д. — когда такой человек приходит в Ислам (или возвращается к нему после долгой разлуки), ему следует предстать перед ним совершенно «голым», но не без одежды, а без всех пережитков прошлого. Он должен оставить всё, что с ним было там — в прошлой жизни. Избавиться от всех тех стереотипов, убеждений, черт характера, поведения и проявления нрава, которые не соответствуют Исламу и его идеологии. Он должен предстать пред ним без этих «одежд», для того чтобы Ислам одел его в благородные и чистые одежды своего учения и божественных заповедей. Чтобы Ислам и только Ислам контролировал и формировал заново его убеждения, взгляды и мировоззрение, снабдил его на его жизненном пути биноклем, сквозь призму которого он будет смотреть далеко вперед и на все вокруг…

Если же человек приходит в Ислам полуодетым в одежды своего прошлого, а из предложенного Исламом выбирает только то, что «идёт к лицу» и подходит по вкусу, то тут-то и начинается отклонение и конфликт. Когда человек переносит из прошлого свои слабости, привычки, черты характера, стереотипы, убеждения и взгляды, вместо того чтобы избавиться от них, он начинает искать им оправдание и поддержку. И из-за этого, придя в Ислам, слабый не становится сильным, трусливый — смелым, жадный — щедрым, грубый — мягким, высокомерный — скромным и т.д…

К примеру, вспыльчивый, быстрый и отважный по своей натуре всегда и во всем видит единственно верным решением применение силы и цитирует соответствующие священные тексты. Боязливый и трусливый по своей натуре всегда и во всем ищет оправдания своей трусости и, конечно, тоже цитирует священные тексты, но призывающие к терпению, добру и мягкости. И первый, и второй забывают, что всему есть свое место и время, как для применения силы, так и для проявления мягкости и терпения.

Третий, замкнутый и нелюдимый, найдя хадисы про уединение и отдаление от людей, подсознательно начинает успокаивать себя и оправдывать свою замкнутость этими хадисами.

Другой, ловелас и «красавчик», под предлогом «поиска жены» сватается (читать: бегает за) ко всем сёстрам в округе или в селе и никак не может найти ту «единственную». А на деле он — тот же ловелас и бабник, что был и до Ислама, только вот вкусы немного изменились — с «открытых» на «покрытых».

Причина всего этого, как было сказано выше, заключается в том, что человек не отдаётся полностью (и внешне, и внутренне) Исламу, приходит к нему со своими сформированными вне Ислама понятиями и взглядами и пытается вшить их в Ислам, точнее, окрасить их в Ислам и подать как исконно исламские понятия и взгляды. Вместо того чтобы, отдавшись целиком Исламу, позволить ему сформировать себя, свой характер, свои убеждения и мировоззрение, он пытается слепить из него тот Ислам, который подходит для него, который ближе к нему с моральной и с физической сторон. Когда же человек находит «готовый» манхадж, идеи и методы которого близки к его собственной сущности, натуре и характеру, то он сознательно или бессознательно принимает этот манхадж, как самый правильный и эффективный. Возможно, он и тешит себя иллюзиями, что это сознательный, основанный на изучении и правильном понимании выбор, но в большинстве случаев это бессознательный выбор, навязанный внешне и принятый собственной натурой.

Однако же, нужно оговориться, что не всё и не всегда так, как описано выше, ведь, как мы уже сказали, человеческая природа — слишком сложная и запутанная вещь, чтобы давать всему, что с ней связано, однозначную и окончательную оценку.
Также стоит заметить, что абсолютной победы в борьбе со своими слабостями достигают только пророки (мир им и благословение Аллаха), а все остальные, если и достигают в этом каких-то высоких ступеней, то всё равно с ними остаются слабости, ибо сам «человек создан слабым».

Главное же в этой борьбе — непрерывно пытаться избавиться от своих слабостей или уменьшить их количество и ослабить их влияние на себя. И как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам дьявола. Воистину, он для вас — явный враг» (Сура «Аль-Бакара», аят 208). И Аллаху ведомо лучше!

 

Аслан Нохчов [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *