Месяцы Ша’бан и Раджаб. Ночи Бараат и Рагаиб

Месяцу Ша’бан присущи некоторые особенности. Первая – это месяц, в который желательно поститься; вторая – в этом месяце есть ночь Бараат.

 

1. Пост в месяц Шабан

Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился так, что мы говорили, что он никогда не оставляет пост, и разговлялся так, что мы говорили, что он вовсе не постится; и я не видела, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился целый месяц, кроме как в месяц Рамадан. И я не видела, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился в какой-либо из месяцев больше, чем в Ша’бан».

Причина этого становится ясна из следующего хадиса.

От Усамы ибн Зайда приводится: “Я сказал посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Я не видел, чтобы ты постился в какой-либо из месяцев больше, чем в месяц Ша’бан». Пророк ответил: «Это месяц между Раджабом и Рамаданом, о котором забывают люди; это месяц, в который поступки людей поднимаются к Господу миров, и я хочу, чтобы мои поступки поднимались к Господу, когда я пощусь» [1].

Пост этого месяца является самым ценным после обязательного поста. Об этом сказано в хадисе: «Лучший пост после обязательного поста месяца Рамадан – пост в месяц Ша’бан».

 

2. Последний день Ша’бана

Запрещено поститься в последний день или последние два дня месяца Ша’бан. Об этом сказано в следующем хадисе: «Кто постился в день сомнения, тот ослушался Абу Касима». Днем сомнения называется последний (тридцатый) день месяца Ша’бан. Такое название он получил по причине того, что люди сомневаются, наступил ли месяц Рамадан и следует ли поститься. «Абу Касим» — это кунья пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Также пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не предваряйте месяц Рамадан постом в течение одного или двух дней, за исключением человека, который постился по (какой-либо) причине». Из этого хадиса следует, что в последний день месяца Ша’бан можно поститься, только если этот день совпадет с днем его обычного поста. Так, например, мусульманин, обычно постящийся в понедельник, имеет право поститься в этот день, если он выпадет на понедельник.

 

3. Пост во второй половине месяца

Относительно поста во второй половине месяца Ша’бан ученые высказывают различные мнения. Одни считают, что пост во второй половине месяца запрещен, другие — что пост в это время нежелателен, а запрещен только в последние два дня; некоторые же считают, что пост в эти дни желателен. Утверждающие о запрете поста во второй половине месяца опираются на хадис: «Когда наступит середина Ша’бана, не поститесь» [2]. При этом в любом случае дозволено поститься тому, кто соблюдает пост в определенные дни, как это уже было упомянуто выше.

Те же, кто дозволяет пост в эти дни, утверждают, что этот хадис не достоверен [3], или же что он относится к тем, кого пост в это время ослабит и не даст возможности соблюдать пост в месяц Рамадан.

Также в любом случае недозволенно поститься только вторую половину месяца Ша’бан, не соблюдая поста в первую.

 

4. Ночь Бараат

Относительно ночи Бараат мнения ученых также разделились. Некоторые посчитали, что выделение этой ночи не имеет основы в шариате и является нововведением. Такое мнение в частности высказал имам Аль-Куртуби в книге «Аль-Бид’а ва н-нахью ‘анха»: «Абдурахман ибн Зайд ибн Аслям сказал: «Я не видел ни одного нашего шейха или факиха, который бы обращал внимание на срединную ночь Ша’бана, и я не видел, чтобы кто-нибудь из них приводил хадис Макхуля. Они не считали эту ночь более достойной, чем другие ночи». В то же время сторонники противоположного мнения приводят хадисы, которые некоторые ученые посчитали достоверными, а некоторые посчитали слабыми:

«Аллах смотрит на положение всех Своих творений в срединную ночь Ша’бана и прощает всем, за исключением язычника и порывающего связи со своим братом мусульманином более чем на три дня» [4].

«Воистину Аллах нисходит на нижнее небо в ночь середины месяца Ша’бан и прощает грехи большего количества людей, чем количество волосков на шерсти баранов породы “Кальб”» [5].

Шейху ль-ислам Ибн Таймия сказал: «Что касается срединной ночи Ша’бана, то о ее достоинстве приведены хадисы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и сподвижников. И также приведено от некоторых праведных предшественников, что они совершали намаз в эту ночь». Он также сказал: «Совершение мусульманином намаза в эту ночь при том, что до него это делали праведные предшественники и он имеет на это доказательство, не порицается». Когда намаз в эту ночь совершается коллективно, это также не порицается, если только это не стало привычкой и в этом не появилось постоянство. Если же выстаивание этой ночи перейдёт в постоянство, то это станет нововведением, о котором сказано в хадисе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Каждое нововведение есть заблуждение».

 

5. Определенные виды поклонения в срединную ночь месяца Ша’бан

Нет каких-либо определенных видов поклонения, которые желательно было бы совершать в эту ночь.

Что касается совершения в эту ночь молитвы в сто ракатов, которую многие мусульмане воспринимают как желательную и полагают, что за ее совершение можно получить вознаграждение, то она является явным заблуждением и мерзким нововведением. Об этом ясно высказалось множество ученых, таких как имам Ан-Навави, Ибн Хаджар аль-Хайтами, Ибн Кудама аль-Макдиси, Ар-Рамали и другие. А упоминание этой молитвы в некоторых книгах, таких как «Воскрешение наук о вере» имама Абу Хамида аль-Газали, не может служить основанием для ее совершения, поскольку хадис, приводимый в этой и других подобных книгах, является вымышленным.

Имам Ан-Навави в книге «Маджму’ шарх аль-мухаззаб» сказал: «Молитва, известная, как молитва рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракатов, и молитва срединной ночи месяца Ша’бан в сто ракаатов являются мерзкими, порицаемыми нововведениями. И не обольщайся их упоминанием в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улюм ад-дин» и хадисом, приводимом в этих книгах, — все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и исписали бумаги об их желательности, — воистину, они ошиблись в этом. Имам шейх Абу Мухаммад Абдуррахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах».

Также имам Ан-Навави в своих фатвах сказал о молитве Рагаиб, которая в этом отношении ничем не отличается от молитвы ночи Бараат: «Правитель, да поможет ему Аллах, должен запрещать совершать ее». Также он сказал: «Она (молитва в ночь Рагаиб) является ложным нововведением, и достоверно известно, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Если кто-либо введет в нашу религию то, что не из нее, это будет отвергнуто». В «Сахихе» приводится: «Если кто-либо совершит поступок, на который не было нашего повеления, он будет отвергнут», а в «Сахихе» Муслима приводится: «Каждое нововведение — заблуждение». При спорах и расхождениях во мнениях Всевышний Аллах повелел обращаться к Его Книге: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику», и Он не велел следовать за невеждами или же обольщаться заблуждениями ошибившихся» [6].

Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал в книге «Тухфату ль-Мухтадж фи шархи ль-Минхадж»: «Молитва, известная как молитва Рагаиб, и молитва середины месяца Ша’бан — мерзкое нововведение. Хадис о них вымышленный. Между Ибн АбдусСалямом и Ибн Саляхом была переписка, и они издали противоположные фетвы относительно этих молитв. На эту тему я написал отдельную книгу, которую назвал «Разъяснение и выявление относительно ночей Рагаиб и середины Шабана».

 

[1] Ибн Хузейма посчитал хадис достоверным.

[2] Привели его пятеро, за исключением Ахмада, который посчитал его недостоверным.

[3] Мнения об отвергаемости этого хадиса придерживаются имам Ахмад и Ибн Муин, этот хадис также посчитали слабым Аль-Байхаки, Ат-Тахави и Ибн Раджаб аль-Ханбали.

[4] Привели Ат-Табарани и ибн Хиббан в «Сахих».

[5] Привел ибн Маджа.

[6] Фатава ан-Навави, стр. 38-39. вопрос № 66.

 

Абу Увайс аль-Хутави [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *