Может ли мусульманин получать наследство от неверующего?

Вопрос:

 

Я человек, которого Аллах направил на правильный путь больше десяти лет тому назад. Моя семья – христиане, живущие в Британии. Все эти годы я старался призывать их на правильный путь и прививать в них любовь к Исламу, однако Аллах не раскрыл их сердца. Они остались христианами. Моя мать умерла несколько лет тому назад, оставив мне небольшое наследство, от которого, я впоследствии, отказался по причине того, что мусульманин не наследует от неверного, как и неверный от мусульманина.

Теперь умер и отец, оставив большое наследство. Его единственным наследником являюсь я, и по действующему законодательству все это наследство принадлежит мне.

Нужно ли мне отказаться от такого большого состояния и оставить его неверующим, чтоб они получали от него пользу, в то время как по закону оно принадлежит мне? К тому же я нуждаюсь в этом наследстве, чтобы потратить на себя и на свою семью, на жену и на детей, и чтобы помочь нуждающимся братьям мусульманам, а также для того, чтобы участвовать во многих выгодных проектах в пользу мусульман. С помощью этого состояния я мог бы финансировать многие полезные исламские проекты, которые нуждаются в финансах. Что вы об этом думаете?

И потом, большинство мусульман экономически слабы, и не является секретом, что деньги – опора, источник жизни, и на сегодняшний день на политику действует именно экономика. И почему мы должны упускать возможность сделать финансовое положение мусульман сильным, тем более, при этом, не неся убытки, не совершая запретного или сомнительного?

Уважаемый шейх, надеюсь вы найдете решение этой проблемы. Такая проблема не только у меня одного, но и у десятка тысяч таких же мусульман, как и я, которым Аллах раскрыл сердца для этой великой религии и которые уверовали в Аллаха как Господа, в Ислам как религию, и Мухаммада, как Посланника и Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Пусть Аллах поможет вам, укрепит ваши стопы и даст от вас пользу.

Мусульманин из Британии.

 

Ответ:

 

Хвала Аллаху.

Большинство ученых считает, что мусульманин не наследует от неверующего, также как и неверующий не наследует от мусульманина. Разность религий является преградой для наследования. Они основываются на достоверном хадисе, который приводится у аль-Бухари и Муслима «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина», а также на хадисе «Представители двух разных религий не наследуют друг от друга» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа, ат-Тирмизи).

Такого мнения придерживались праведные халифы, имамы четырех мазхабов, это общее мнение большинства мусульманских правоведов (факихов), и в соответствии с ним действуют, как сказал об этом Ибн Кудама.

Сообщается от Умара, Муаза и Муавии, да будет доволен ими Аллах, что они разрешали мусульманину наследовать от неверующего, но не наоборот. Такое же мнение передается и от Мухаммада бин Ханафия (сына Али), Али бин Хусейна, Саида бин аль-Мусайиба, Масрука, Абдуллы бин Ма’киля, Ша’би, Яхьи бин Я’мара и Исхака (Мугни: 9/154).

Передается, что к Яхье бин Я’мару пришли два брата, один из которых был мусульманином, а другой иудеем. Они хотели решить вопрос наследства от их умершего неверующего брата. Яхья оставил наследство мусульманину следуя доводу о том, что мусульманин наследует от неверного, и сказал, что Абу Асвад сообщил ему, от человека сообщившего от Муаза бин Джабаля, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ислам прибавляет, но не уменьшает» (Ахмад, Абу Дауд, аль-Хаким). То есть, Ислам может стать причиной возрастания добра тому, кто принял его, и не бывает причиной уменьшения или лишения чего-то.

Здесь также можно упомянуть и хадис: «Ислам берет вверх, но не бывает под чем-то» (ад-Даракутни, аль-Байхаки).

И точно также, как мы женимся на их женщинах, а они не женятся на наших, мы наследуем от них, а они не наследуют от нас.

Я отдаю предпочтение этому мнению, хотя большинство ученых имеет другое мнение. Я считаю, что Ислам не препятствует верующим в получении добра и пользы, которые помогают ему в единобожии, поклонении, и в помощи его истинной религии. В своей основе деньги предназначены для использования в повиновении Аллаху, а не в ослушании Ему. И самыми достойными для получения денег являются верующие. И если существующие законы предоставляют право на наследство, то нам не следует лишать их этого имущества, оставив его неверным, которые могут потратить его на запретное или же использовать против нас, чтобы вредить нам.

Что касается хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина», то мы толкуем его также, как толковали ханафиты хадис: «Мусульманина не убивают за убийство неверного», которые истолковали «неверного», как «воюющего против мусульман» (харбий). Таким образом, мусульманин не наследует от неверного, воюющего против них, по причине отсутствия какой-либо связи между ними.

 

Мнение, которому отдавали предпочтение шейх-уль-ислам Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим:

 

Имам Ибн аль-Кайим в своей книге «Ахкам ахлю зимма» затронув тему наследования мусульманина от неверного, рассмотрев все мнения по этому вопросу отдал предпочтение вышеупомянутому мнению, и привел от своего шейха Ибн Таймии достаточно убедительный ответ.

Сказал Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Праведные предшественники разошлись во мнениях относительно наследования мусульманина от неверного. Большинство саляфов говорили о том, что мусульманин не наследует от неверного, также как и неверный не наследует от мусульманина и это известное мнение имамов четырех мазхабов и их последователей. Некоторые саляфы говорили о том, что мусульманин наследует от неверующего, но не наоборот. Этого мнение придерживались Муаз бин Джабаль, Муавия бин Абу Суфьян, Мухаммад бин аль-Ханафия, Мухаммад бин Али бин аль-Хусейн (Абу Джафар аль-Бакыр), Саид бин аль-Мусайиб, Масрук бин аль-Аджда’, Абдулла бин Мигфаль, Яхья бин Я’мар, Исхак бин Рахавайхи. Также это мнение выбрал и шейх-уль-ислам Ибн Таймия.

Они сказали: «Мы наследуем от них, а они от нас нет, точно также, как мы можем жениться на их женщинах, а они на наших нет».

Те, которые говорят о запретности такого наследования опираются на достоверный хадис, который приводится у аль-Бухари и Муслима: «Мусульманин не наследует от неверного, как и неверный не наследует от мусульманина». Также этот хадис является опорой в запрещении наследования от лицемера, еретика и вероотступника.

Ибн Таймия сказал: Установлено сунной мутаватир (сообщение, переданное таким большим количеством передатчиков, что в его достоверности нет сомнения. Прим. перев.), что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, применял в отношении еретиков, лицемеров те же нормы, которые распространялись на мусульман исходя из явного. Они наследовали, также как и наследовали от них. Когда умерли Абдуллах бин Убай и другие, о которых засвидетельствовал Коран об их лицемерии, Пророку, мир ему и благословение Аллаха, было запрещено совершить над ними погребальную молитву и просить о прощении их грехов, однако они получали наследство и их наследство получали верующие, как было передано наследство Абдуллы ибн Убая его сыну. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не брал ничего из того, что оставляли лицемеры после себя и не делал его доходом в казну, а наоборот распределял среди наследников. Это общеизвестный факт.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, показал нам, что наследство связано с внешней поддержкой, а не скрытыми предпочтениями в сердце. Лицемеры внешне поддерживали мусульман в борьбе с их врагами, даже если скрытно поступали наоборот. Наследство строится из внешних проявлений, а не на том, что находится в груди.

А что касается вероотступника, то известно от сподвижников, например от Али и Ибн Масуда, что мусульмане наследуют их имущество. Сподвижники не включили вероотступника в смысл хадиса: «Мусульманин не наследует от неверного». И это является правильным мнением.

А что касается христиан или иудеев, находящихся под защитой мусульман, то следующие за мнением Муаза и Муавии говорят, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, в хадисе «Мусульманин не наследует от неверного» имел ввиду воюющего с мусульманами неверного, а не лицемера, вероотступника или же неверного находящегося под защитой мусульман. Слово «неверный», хоть включает в себя всех неверных, однако иногда применяется для обозначения некоторых видов неверующих, как в словах Всевышнего Аллаха: «Аллах соберет лицемеров и неверующих в аду». В этом аяте лицемеры обозначены отдельно от неверных. Точно также и вероотступник. Ученые не называют вероотступника неверующим в общем значении. Поэтому они говорят, что если кафир принимает Ислам, то он не должен возмещать молитвы, пропущенные до принятия Ислама, но относительно вероотступника, который вернулся в Ислам, имеется два мнения.

Группа ученых посчитала, что в хадисе «Мусульманина не убивают в месть за убитого неверного» имеется в виду воюющий неверный, а не тот, кто находится под защитой мусульман (зиммий). И нет сомнения, что слова «Мусульманин не наследует от неверного» касаются воюющих и такое понимание первостепеннее. В таком наследовании от неверных имеется побуждение к принятию Ислама неверующими из числа зиммиев.

Большинство из них останавливает от его принятия боязнь что их родственники умрут, а они ничего не получат от их наследства. И мы лично слышали от них такие слова и ни раз. И если кто-то узнает, что принятие Ислама не лишает его наследства, то в нем усилится побуждение к его принятию, а боязнь ослабнет. И одного этого достаточно для ограничения смысла слова «кафир» в данном контексте.

Ученые ограничивают общий смысл и в тех контекстах, где блага намного меньше, а здесь очевидна выгода установленная шариатом. В наследовании мусульман может быть намного больше блага, чем в женитьбе на женщинах неверных, и это не противоречит основам. Мусульмане помогают зиммиям, защищают их с оружием в руках, воюют и выкупают их пленных. Наследование устанавливается поддержкой и поэтому мусульмане наследуют их имущество. А они мусульманам не помогают, и поэтому не получают наследство от мусульман, потому что наследование не основывается на сердечной привязанности, а на внешней поддержке. Если бы наследство получали за дружественное отношение, то лицемеры не наследовали бы, однако по сунне они наследуют и от них также наследуют.

Что касается вероотступника, то мусульманин наследует от него. Если же у вероотступника в период его вероотступничества умирает родственник мусульманин, то он не получает наследства, так как не является ему помощником. Если же он вернется в Ислам до того как разделят наследство умершего родственника, то здесь мнения ученых разделились:

Согласно мазхабу имама Ахмада, неверный и вероотступник, если принимают Ислам до раздела наследства, получают свою долю. Такого мнения придерживаются многие сподвижники и табиины, и это подкрепляет приведенное нами правило, что в этом будет побуждение к принятию Ислама.

Сказал наш шейх Ибн Таймия: «При раздаче наследства принимают во внимание защиту, а при запрете – вражду, и это подкрепляет высказывание о дозволенности получать наследство находящегося на защите у мусульман, но он не наследует от мусульман. В связи с этим, многие факихи сказали, что зиммий не наследует от воюющего против мусульман кафира. Всевышний Аллах говорит о выкупе за убитого: «Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба», если убитый был мусульманином, то выкуп предоставляют его семье, а если из числа тех, с кем заключен договор выкуп тоже для его семьи. А если убитый был из числа врагов мусульман, то за него выкуп не дают, потому что его семья – враги верующих. А если бы между ними был заключен договор, то выкуп был бы выплачен. Поэтому, они не получают наследства от мусульман, так как между ними нет ни веры, ни безопасности.

Запрещающие сказали, что неверие препятствует получению наследства, поэтому отпустивший неверного раба не является его наследником, как в случае с убийством.

Дозволяющие сказали, что причиной запрета наследства убийце является обвинение и наказание за преднамеренное убийство.

А вот здесь причиной получения наследства является милость, а разница в вере не является запретом получения наследства.

Эти три примера являются проявлением благородства шариата: получение наследства принявшему Ислам, до раздела имущества умершего; раздача наследства вольноотпущенного, в пользу его бывшего хозяина, освободившего его; наследование мусульманина от родственника зиммий. Последний пример является предметом спора между сподвижниками и табиинами. А в двух других примерах нам неизвестно разногласие между сподвижниками, а наоборот передаются сообщения о том, что они наследовали.

Сказал наш шейх Ибн Таймия, что наследование в этих примерах согласуется с основами шариата: мусульмане должны быть милосердны, и обязаны защищать ахлю зимма, мешать их кровопролитию, выкупать пленных и защищать их имущество. Мусульмане делают им добро, защищают их, воюют за них, поэтому имеют больше прав получать их наследство, чем неверные.

Запрещающие сказали, что наследование строится на привязанностях, а они отсутствуют между верующими и неверующими. Их оппоненты ответили, что оно не строится на сердечной привязанности, которая является условием награды в Судный день.

Так как наследование установлено между мусульманами и их злейшими врагами – лицемерами, о которых сказано в Коране: «Они враги. Остерегайся их», то сердечная привязанность не является условием при наследовании. Оно основывается на взаимопомощи. Мусульмане помогают зиммиям и наследуют от них, а они не помогают мусульманам и не наследуют, а Аллах знает лучше»

Также можно считать это наследство как завещание умершего отца своему сыну. Завещание от неверного мусульманину, и от мусульманина невоинствующему неверному дозволяется без сомнения. У неверных дозволяется завещать свое имущество кому угодно, даже своей собаке! А сын ведь важнее.

Даже если мы возьмем мнение большинства ученых о запретности наследования от неверующего, то мы обязаны сказать такому мусульманину, у которого скончался отец: возьми это имущество, которое присудил тебе закон из наследства отца, и оставь себе только то, в чем нуждаешься ты и твоя семья, а все остальное потрать на благое, в чем нуждаются мусульмане. Они нуждаются в очень многом, как ты указал в своем письме. Не оставляй это имущество государство, которое отдаст его миссионерским организациям.

И это похоже на фатву, которую мы давали относительно запретного заработка, (банковские проценты и тд.). Мы, а также некоторые ученые академии фикха, постановили, что нельзя оставлять их банкам особенно в зарубежных странах. Необходимо их забрать, не используя их для себя, а израсходовав на благо мусульман.

А успех от Аллаха.

 

шейх Юсуф аль-Кардави «Фатава Му’аасыра» том 3

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *