Можно ли хоронить усопшего ночью?

بسم الله الرحمن الرحيم

С именем Аллаха Милостивого Милосердного!

Вся хвала принадлежит Аллаху Господу миров, у которого нет сотоварищей! Мир и благословение Аллаха господину посланников и печати пророков — Мухаммаду, его семье, сподвижникам и всем, кто за ним последовал!

А затем:

Вопрос погребения усопшего человека ночью – это вопрос разногласий среди ученых. Кто-то из них назвал данное действие нежелательным, кто-то посчитал, что такое действие дозволено и в нем нет нежелательности, а кто-то посчитал такое действие даже запретным (харам).

Первая группа ученых, посчитавшие это действие нежелательным, аргументировали свои слова хадисом посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха:

عن جابر أن النبي صلى الله عليه وسلم ذكر رجلاً ‏من أصحابه قبض، فكفن في كفن غير طائل، وقبر ليلاً، فزجر النبي صلى الله عليه وسلم ‏أن يقبر الرجل بالليل حتى يصلى عليه، إلا أن يضطر إنسان إلى ذلك. رواه مسلم

Сообщается от Джабира, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, упомянул человека из своих сподвижников, который умер, был завернут в небольшой саван и похоронен ночью. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, строго запретил хоронить человека ночью, пока за него не будет совершена заупокойная молитва (джаназа), кроме того случая, когда человек будет нуждаться в этом. Хадис передал Муслим.

Этого мнения придерживался Хасан аль-Басри, а также такое мнение передается в одном из преданий от имама Ахмада, да будет доволен ими Аллах.

Вторая группа ученых, а это ханафиты, маликиты и шафииты посчитали, что погребение усопшего ночью дозволено и не является нежелательным. Свои слова они аргументируются несколькими хадисами.

عن ابن عباس رضي الله عنهما قال: مات إنسان كان النبي يعوده، فمات بالليل فدفنوه ليلاً، فلما أصبح أخبروه، فقال: «ما منعكم أن تعلموني؟ » قالوا: كان الليل، وكانت ظلمة، فكرهنا أن نشق عليك، فأتى قبره فصلى عليه. رواه البخاري و مسلم

Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умер человек, которого пророк навещал. Он умер ночью и его похоронили ночью, а когда он (пророк) проснулся, то ему рассказали об этом. Он сказал: «Что препятствовало тому, что вы не сказали мне об этом (ночью)? Они сказали: «Была ночь и было темно. Мы не хотели утруждать для тебя». Тогда он пришел на его могилу и помолился за него». Хадис передали Аль-Бухари и Муслим.

عن جابر رضي الله عنه قال: رأى ناس ناراً في المقبرة فأتوها، فإذا رسول الله صلى الله عليه وسلم في القبر، ‏وإذا هو يقول: » ناولني صاحبكم، فإذا هو الرجل الذي كان يرفع صوته بالذكر. رواه أبو داود

От Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что люди увидели свет огня на кладбище и направились туда. [Когда они пришли туда], то обнаружили посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в могиле (в другой версии сказано, что он был у могилы на кладбище). Он сказал: «Передайте ко мне вашего друга. Это оказался человек, который повышал голос при поминании Аллаха. Хадис передал Абу Давуд.

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не упрекнул их за то, что они похоронили его ночью, но упрекнул лишь за то, что они не сообщили ему о смерти этого человека.

Также передается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был похоронен ночью, а также ночью были похоронены Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Фатыма дочь посланника Аллаха, Аиша и Ибн Мас’уд, да будет доволен ими Аллах. Имам Ан-Навави, да помилует его Аллах, приводит иджма (единогласное мнение ученых) относительно дозволенности погребения ночью.

Существует также и третье мнение, согласно которому хоронить умершего ночью запрещено. Такое мнение передается от Ибн Хазма в его книге «аль-Мухалля» и шейха Аль-Альбани в книге «Ахкаму-ль джанаиз», да помилует их Аллах.

Более правильным мнением будет второе мнение, которого придерживаются большинство ученых. Хоронить усопшего ночью дозволено, даже если некоторые ученые из них считают, что лучше этого сделать днем, чтобы на похоронах присутствовало больше людей и при омывании и погребении покойного не было затруднений, так как это более легче для следования сунне посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, при погребении.

Относительно хадиса, когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил хоронить усопших ночью ученые говорят, что нежелательность связана с тем случаем, когда погребение ночью может вызвать упущение прав усопшего, как упущение при омывании тела, плохое заворачивание в саван и погребение. Если всех этих упущений не будет и погребение пройдет при свете фонарей или ламп, то нежелательности нет.

Что касается хадиса от ‘Укбы ибн ‘Амира аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

عن عقبة بن عامرٍ الجهنيّ قال‏:‏ ثلاث ساعاتٍ كان رسول اللّه صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلّي فيهنّ، أو أن نقبر فيهنّ موتانا‏:‏ حين تطلع الشّمس بازغةً حتّى ترتفع، وحين يقوم قائم الظّهيرة، وحين تضيّف الشّمس للغروب حتّى تغرب. رواه مسلم

«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запрещал нам в три отрезка времени совершать намазы и хоронить мертвых: во время восхода солнца и пока оно не поднимется, когда солнце находится в центре неба и пока оно не отклонится, когда солнце приблизится к закату и до того как солнце зайдет полностью». Хадис передал Муслим.

Маликиты и ханбалиты сказали, что погребать в это время усопших нежелательно, как на это указывает хадис посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А ханафиты и шафииты сказали, что погребение усопшего в эти отрезки времени не является нежелательным, даже если погребение в другое время будет лучше.

Аллах знает лучше!

В конце воздадим хвалу Аллаху Господу миров и мир и благословение Аллаха посланнику Аллаха!

 

Малик абу Хатим [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *