Наименьший срок прочтения Корана

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу  миров! Мир и благословение лучшему из созданий, господину нашему посланнику Аллаха. А затем:

В этом небольшом исследовании мы, с позволения Аллаха, затронем очень важный на сегодняшний момент вопрос — срок завершения чтения Корана. Важность вопроса таится в том, что это является одним из больших препятствий в деле изучения Корана, познания его целей, причин ниспослания от Всевышнего Аллаха. В течение всего исследования мы поймем, к чему сказаны эти слова.

Постановка вопроса также продиктована тем, что от некоторых праведных предков и ученых, да смилостивится над ними Аллах, приводится, что они завершали чтение Корана за три дня, некоторые из них ― за один день, а некоторые ― в день завершали по нескольку раз! И такие передачи порождают недопонимание.

Вопрос также осложняется тем, что во многих книгах о достоинстве чтения Корана имеются истории, противоречащие Сунне и поступкам праведных предков. И, к сожалению, подобная ложь выдается как достоинство и заслуга совершающего подобное!

Таким образом, по причине важности данного вопроса, мы просим Всевышнего Аллаха помощи в выявлении истины.

 

Что лучше — чтение Корана с размышлением или чисто механическое прочтение?

 

Несомненно для разумеющего, что чтение с размышлением лучше. Доводом служит следующее:

Госпожу Айшу, да будет доволен ею Аллах, спросили — некоторые люди читают Коран за ночь по два или три раза. Она ответила: «Они читают, но не вчитываются. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выстаивал всю ночь и читал суру «Корова», «Семейство Имрана», «Женщины» и не оставлял аят, в котором извещается о благе, кроме как взывал к Аллаху с просьбами, и не оставлял аят, в котором упоминается устрашение, кроме как взывал о спасении и сохранении» (Имам Ахмад).

Человек спросил Зайда ибн Сабита: Что ты думаешь о прочтении Корана за семь дней? Это хорошо — ответил тот. Но прочесть его за полмесяца или двадцать дней любимее мне, ибо это даст возможность мне размышлять и задумываться над ним.

К этому добавим сказанное Ибн Каймом в своей книге «Провизия на Судный день (Задуль Маад)»: Люди разделились во мнении о том, что лучше — медленное чтение (тартиль) и малое количество прочтенного или быстрое прочтение и большое количество прочтенного. В этом вопросе они разделились на два мнения: Ибн Масуд и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, также как и некоторые другие, склонились к тому, что медленное чтение с размышлением, но с меньшим количеством прочтенного будет лучше, чем быстрое прочтение, но с большим количеством прочтенного.

Группа, придерживающаяся этого мнения, основывается на том, что цель чтения заключена в понимании, размышлении, осознании и практике. Чтение и заучивание являются средствами достижения этой цели. Как сказали некоторые праведные предки: Коран ниспослан для того, чтобы его практиковали. Так считайте же чтение Корана действием. Вот почему «люди Корана» (ахлю аль-Куран) были наиболее знающими его и практикующими его аяты, даже если они не выучили его наизусть. Что же касается того, кто выучил Коран, но не понимает его, то он не относится к «людям Корана», даже если будет оттачивать чтение букв, как острие стрел.

Также говорят (те, кто относится к этому мнению): поскольку вера (иман) лучшее деяние, то понимание и размышление над Кораном пробуждает веру. Простое чтение без понимания может совершать благочестивый и грешник, верующий и лицемер, как сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «… Пример лицемера, который читает Коран, подобен райхану (базилик), который имеет приятный запах, но горек на вкус …» (Бухари).

Людей можно разделить на четыре категории:
1)    Люди Корана и имана ― это лучшие люди.
2)    Люди, лишенные Корана и имана.
3)    Люди которым дан Коран, но не дан иман.
4)    Люди которым дан иман, но не дан Коран.

(Ученые) говорят: Также как те, которым дан иман без Корана лучше, чем те, которым дан Коран, но не дан иман, также и те, которым дано понимание и размышление при чтении, лучше тех, которым дано многочисленное и быстрое чтение без размышления. Таков путь пророка, мир ему и благословение Аллаха. Поистине, он размеренно читал суру и мог прочитывать один аят до утра.

Ученики имама Шафии, да смилостивится над ним Аллах, говорили: чтение большого количества лучше, и приводили в довод хадис Ибн Масуда, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Корана, запишется одно доброе дело, а за доброе дело воздаётся десятикратно, и я не говорю, что „Алиф, Лям, Мим“ это одна буква, нет, „Алиф“ – буква, „Лям“ – буква и „Мим“ – буква» (Тирмизи).

Они говорили: Усман ибн Аффан, прочитывал Коран в одном ракаате, а также приводят много сообщений о праведных предках, которые много читали Коран.

Правильным выводом из этого вопроса будет следующее: награда за медленное чтение и размышление является прекрасной и выше в превосходстве, а награда за многочисленное чтение будет многочисленна в своем количестве. Первое сродни расходованию в качестве милостыни драгоценными камнями или освобождением на свободу очень ценного раба. А второе сродни расходованию большого количества денежных средств или освобождением большого количества обычных рабов. В «Сахих» имама Бухари приводится от Катады, который спросил Анаса о том, как читал пророк, мир ему и благословение Аллаха. Он ответил: «он читал протяжно».

Шуъба сказал: нам рассказал Абу Джумра, что спросил Ибн Аббаса: я быстро читаю Коран и иногда могу прочесть его за ночь один или два раза. Тогда Ибн Аббас сказал: Прочесть одну суру приятнее для меня, чем делать так, как ты делаешь. Но все же,  если ты так делаешь, то необходимо тебе, чтобы ты, когда читаешь, слышал свое чтение и оживлял этим свое сердце.

Ибн Масуд сказал: Не читайте Коран быстро подобно стихам, и не разбрасывайтесь им подобно испорченным финикам. Размышляйте над его чудесами, и приводите им в движение сердца, а не ставьте своей целью закончить суру. (Завершено цитирование Ибн Кайма)

 

Что лучше?

 

Мы рассмотрели одну сторону вопроса. Если посмотреть с другой стороны — мы практиковали быстрое чтение. Желанием одного из нас было скорейшее прочтение всего Корана. Более того, некоторые из нас стали соревноваться в количестве завершенного прочтения всего Корана, в особенности в месяц Рамадан. И что мы в итоге приобрели от этого? Что изменил в нас Коран?

Поистине, Коран на языке, без участия разума в осмыслении и сердца в восприятии подобен отрубям — они бывают большими, но пользы в них мало.

Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Нет блага в чтении без размышления».

Хасан Басри, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Как может смягчиться твое сердце, когда твое желание ― поскорее завершить суру?».

Подтверждают эту мысль слова имама Аджури в книге «Нрав носителя Корана» (Адабу хамалатиль Куран): «Небольшое изучение Корана, в котором есть размышление и понимание, лучше для меня, чем многократное чтение без понимания и размышления. Совершенно очевидно, что к этому призывает Коран, Сунна и имамы мусульман».

Муджахида спросили о человеке, прочитавшем суру «Корова» и «Семейство Имрана» и человеке прочитавшем суру «Корова». Чтение обоих было одинаковым, также как поясной и земной поклоны. Кто из них лучше? Он ответил: тот, кто прочел суру «Корова», а затем продекламировал аят: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша …» (Сура Перенес ночью, аят 106).

 

Мощный стимул

 

Если целью чтения Корана является обретение максимальной награды, то, как мы уже показали, существуют деяния, награда за которые намного выше. При этом они не будут занимать долгого времени, как например чтение тасбиха (Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: кто прочтет слова «Субханаллаhи ва бихамдиhи» сто раз, будут стерты его ошибки, даже если они будут в количестве морской пены). Однако Коран велит другое. Аллах ниспослал его, чтобы он стал средством наставления на путь истины и изменения. А награда и выгода, являющиеся следствием его прочтения — всего лишь стимул, чтобы мусульманин обратился к Корану. Обращением к Корану он получает пользу для веры, порожденной пониманием и восприятием. Соответственно, его положение улучшается и он приближается к своему Господу.

Простой пример: отец, который побуждает своего сына повторять уроки, суля ему определенные выгоды, понимает, что тем самым он предоставляет возможность приобрести пользу. Он не ставит цели, чтобы сын просто просиживал за книгой попусту.

В отношении Аллаха пример более возвышен, потому что Он любит Своих рабов и желает им добра. Для этого Он ниспослал для них Книгу, которая являет собой послание и чудо, и пожелал, чтобы они использовали ее, дабы получить пользу от содержащегося в ней наставления — как в плане внутреннего изменения, так и праведного внешнего поведения.

Книга Аллаха несет в себе огромный стимул, который побуждает обращаться к ней, и одной составляющей этого является награда за каждую букву, равная совершению десяти благих дел.

 

Какой из двух вариантов любимее для Аллаха?

 

Давайте спросим себя: Какой из двух вариантов любимее для Аллаха: чтобы мы читали много из Корана только языком, не понимая его обращений и взаимного ответа или медленное, размеренное чтение, когда чтец вдумывается в смысл сказанного Аллахом, и Его слова отражаются в нем?

Разве не любимее Аллаху второй вариант и, следовательно, награда его будет больше, чем в первом варианте.

Это с одной стороны. С другой, размеренное и вдумчивое чтение увеличивает веру, порождает активность, стремление к совершению благих дел. И, как следствие, награды за подобное действие также увеличиваются. Подобного не добиться быстрым чтением.

Ибн Каийм, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Если бы люди знали, что содержится в чтении Корана с размышлением, то они постоянно были бы заняты этим. Чтение аята с размышлением над ним лучше, чем прочтение всего Корана без размышления и понимания. Это полезнее для сердца, надежнее для обретения крепкой веры и вкушения сладости Корана» (Ибн Кайм «Ключ от дома блаженства» (Мифтаху дару Саада) 1 том).

 

Перевод: Асад аль-Кудали [islamcivil.ru]
Источник: http://www.alemanawalan.com/index.php?option=com_content&view=article&id=89&catid=10&Itemid=11

  1. Ассаламу алейкум!
    А если читаешь Коран, не владея арабским языком? То есть, если заучены буквы, с помощью чего читается Коран, но о чем в Коране написано, не понимаем.

Оставить комментарий

Проверка *