Вся хвала принадлежит Аллаху, мир и благословение господину всех Посланников – Мухаммаду!

А затем:

Говорит Имам Ибн Хазм: «Ты упомянул, да направит нас и тебя Аллах к знаниям, которые приближают к Нему, и делам, которыми Он доволен, что видел, как человек множество дней совершает намаз за имамом, чей мазхаб ему не известен. Знай же, да помилует Аллах нас и тебя, что копаться в этом вопросе – это нововведение, которое ввели хариджиты, раскрывая мазхабы людей и экзаменуя их в этом..» (Расаиль Ибн Хазм, том 3, стр. 207)

И это нововведение, которое ввели еретики, сегодня получило широкое распространение среди тех, кто, как они полагают, «ревностны» в вопросах Тавхида и намаза, хотя в действительности же их ревность опередила положения Ислама и вышла за пределы Шариата, что свидетельствует о том, что эта «ревность» от шайтана, да защитит нас Аллах, от его козней.

 

Определение термина «мастуру-ль-халь» (неизвестный)

 

Для начала дадим определение понятию «неизвестный» (мастуру-ль-халь).

Мастуру-ль-халь (неизвестный) – это человек, который выявил что-то из особенностей (признаков) Ислама и не выявил ничего того, чтобы нарушало его. Передает Анас, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто совершает нашу молитву, обращается лицом в сторону нашей киблы, ест то, что мы закололи, – тот мусульманин» (Аль-Бухари).

 

Дела, по которым можно судить об Исламе человека

 

Особенности Ислама – это все дела и слова, которыми отличаются приверженцы Ислама от последователей других религий. Говорит Ибн Аби-ль-Изз: «Верно, что человек становится мусульманином, совершив любое действие из особенностей Ислама» (Шарх аль-акыда Ат-Тахавиййа; Дар’у та’руд аль-акль ва-ннакль, 8/14).

Можно привести следующие особенности:

1. Два свидетельства. Как пришло в хадисе: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, если же они скажут это, то сделают для меня неприкосновенной свою кровь и имущество…»(Аль-Бухари и Муслим)

2. Слова человека: «Я мусульманин». Как пришло в хадисе Микдада: «Скажи мне, если я встречу кого-нибудь из неверных, и мы сразимся с ним, и он отрубит мне руку мечом, а потом (попытается) спастись от меня (забравшись) на дерево, и скажет: «Я покорился Аллаху!», — то могу ли я убить его, о посланник Аллаха, после того, как он скажет это?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не убивай его!» (Аль-Бухари и Муслим).

Это относится к неверующему в своей основе, как упомянул Ибн Кудама, что же касается того, кто совершал поступки, аннулирующие Ислам, но при этом продолжал относить себя к Исламу, то такому решение об Исламе дается после того, как он откажется от своего неверия.

3. Молитва. Тот, кого мы застали совершающим намаз, – является для нас мусульманином, если нам не известно от него противоположное. На это указывает множество хадисов, как например хадис Ибн Умара, а также вышеупомянутый хадис Анаса.

4. Азан и икамат. Передает Анас бин Малик, (что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха) не совершал набег, до наступления утренней молитвы, если же он слышал азан, то останавливался, если азана не было, то он совершал набег (Муслим).

5. Хадж. Говорит Всевышний Аллах (смысл): «Поистине, многобожники являются нечестью! Так пусть не приближаются к Запретной Мечети после этого года» (Ат-тавба, 28). Говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «После этого года многобожник не совершит хадж» (Аль-Бухари и Муслим) То есть им не будет позволено это сделать.

Это лишь некоторые примеры.

 

Высказывание ученых относительно намаза за неизвестным

 

Для лучшего понимания этого вопроса приведем высказывания ученых, относительно молитвы за неизвестным:

Говорит Шейху-ль-Ислам Ибн Теймийа (да помилует его Аллах): «Разрешается совершать намаз за любым неизвестным, по единогласному мнению четырех имамов, а также всех остальных имамов мусульман. А тот же, кто скажет: «Я не совершаю пятничный намаз, или коллективный намаз, кроме за тем, чью акыду знаю», – такой нововведенец, противоречащий сахабам, табиинам, четырем имамам и всем остальным имамам. А Аллах знает лучше» (Маджму’ аль-фатава, том 4, стр. 331).

«Человеку разрешается совершать пять намазов, пятничный намаз, а также другие намазы позади [любого], от кого он не знает нечестия, или нововведения, по единогласному мнению четырех имамов, а также остальных имамов мусульман. И не является условием совершения молитвы позади имама знать его вероубеждение или же экзаменовать его, спрашивая: какова твоя акыда? Напротив, следует просто совершать молитву позади любого неизвестного» (Маджму’ аль-фатава, том 23, стр. 199).

«Намаз за неизвестным – является дозволенным, по единогласному мнению мусульманских ученых, тот же, кто говорит, что она недействительна, или запретна – тот противоречит единогласному мнению Ахлу-ссуннава-ль-джамаа» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 175)

«Слова же человека: «Я не доверяю свое имущество тому, кого не знаю» – если он имеет в виду, что он не совершает намаз за тем, кого не знает, так же, как и не доверяет свое имущество тому, кого не знает – слова джахиля (невежды), не сказал такого ни один из Имамов Ислама» (Маджму’ аль-фатава, том. 23, стр. 199).

Подобные слова говорят и сегодня приверженцы страстей, вопрошая: «Когда к твоей дочери придет свататься неизвестный, разве ты не расспросишь его об акыде? Или этот вопрос важней, чем принятие твоей молитвы?» Как же схожи в своей глупости нововведенцы всех времен. О заблудший, я расспрошу его и о том, где он живет, и сколько жен имеет, а не только об акыде!

Говорит Шейху-ль-Ислам Ибн Теймийа (да помилует его Аллах): «Из основ ахлу-ссуннава-ль-джамаа, что они совершают пятничные намазы, коллективные и праздничные и не оставляют совершения пятничных и коллективных намазов за неизвестным имамом, от которого не выявилось нововведение и грехи, как это делают рафидиты и другие. Позади такого совершается пятничный и коллективные намзы по единогласному мнению четырех имамов и других имамов мусульман» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 280).

Подобных высказываний от Шейху-ль-Ислама множество, но и этого достаточно, чтоб понять общую позицию ахлу-ссунна в этом вопросе.

Говорит Ибн Кудама (да помилует его Аллах): «Если же ему не известно его состояние и он (имам) не выявил того, что помешало бы совершить за ним намаз, то такая молитва действительна, как об этом сказал Имам Ахмад, потому что основа в мусульманах – это правильность. Если же он совершит намаз за тем, в чьем Исламе сомневается, то и такая молитва действительна» (Аль-мугни, том 2, стр. 124).

Говорит Аль-Бухути (да помилует его Аллах): «Действительна молитва за имамом, чье состояние молящийся не знает, если он не выявил того, что помешало бы совершать за ним молитву, потому что основа в мусульманах – это правильность» (Шарх на матн аль-икна’, том 2, стр. 567).

Говорит Шавкани (да помилует его Аллах): «Основа в том, что молитва – это поклонение, которое можно совершить за любым молящимся, если тот исполнит необходимые столпы (намаза) и поминания, так, чтобы эта молитва была достаточной для ее действительности» (Шархаддурар аль-хадийа, стр. 108).

Говорит АбдурРахман ибн Мухаммад ибн Касым Ан-Наждий (да помилует его Аллах): «Действительна молитва за имамом, который неизвестен, потому что основа в мусульманах – это правильность, и говорит Шейху-ль-ислам: «Человеку разрешается совершать пять молитв, пятничную молитву, а также другие молитвы позади [любого], от кого он не знает нечестия, или нововведения, по единогласному мнению четырех имамов, а также остальных имамов мусульман. И не является условием совершения молитвы позади имама знать его вероубеждение или же экзаменовать его, спрашивая: какова твоя акыда? Напротив, следует просто совершать молитву позади любого неизвестного»» (Хашийаарравд аль-мурабба’, том 2, стр. 309).

Шейх АбдурРахман ибн Мухаммад ибн Касым – это автор известной книги «Аддурару-ссанийа», который прекрасно понимал действительность, когда говорил это.

Это лишь некоторые высказывания ученых, на которых мы ограничимся, дабы не удлинять статью. Из этих высказываний можно сделать следующие выводы:

1. Намаз за неизвестным имамом действительна по единогласному мнению ахлу-ссунна, тот же, кто сказал противоположное – тот нововведенец.

2. Основа в мусульманах – это правильность (свободность от неверия, нововведений и грехов).

3. Экзаменирование в вопросах акыды является новведением.

4. Оставление совершения праздничных молитв, коллективных и пятничных молитв – из основ нововведенцев.

 

Некоторые сомнительные доводы нововведенцев

 

1. Слова Имама Ахмада: «Раньше я проявлял послабление в этом вопросе, но когда увеличились нововведения, то совершай молитву за тем, кого знаешь»

2. А также история про Ибн Марзука.

Ответ на эти шубхи с двух сторон:

А) Здесь послабление от Имама Ахмада касается не вопроса моливы за неизвестным, оно касается вопроса молитвы за тем, кто сказал о сотворенности Корана. Это становится понятным, если собрать все слова Имама Ахмада. Как известно, чтобы понять мазхаб человека, необходимо собрать все его слова, а не цепляться за одиночное высказывание.

Дело в том, что отношение Имама Ахмада к тем, кто высказался о сотворенности Корана, делится на два периода: изначально он не выносил за это такфир – это и есть то послабление, о котором он говорит, а затем, когда ему разъяснилась суть неверия в этом вопросе, он вынес им такфир и запретил молитву за ними. Передается от Имама Ахмада, что он сказал: «Я не делал такфир джахмитам, пока не прочитал слова Всевышнего Аллаха: “А тот, кто спорил с тобой по поводу него (Корана), после того как к тебе пришло знание…”» (Табакату-ль-ханабиля, том 2; Хукму-ссалатхалфааль-имам аль-мубтади, 143).

Более ясно раскрывает этот момент следующая фатва Имама Ахмада… У него спросили про того, кто говорит, что Коран сотворен. Он ответил: «Он кафир». Ему сказали: «Карабиси так сказал». Он ответил: «Он кафир». Ему сказали: «Такой-то тоже так сказал». Он ответил: «Он кафир». Затем у него спросили: «Совершать ли нам за ними намаз?» На что он ответил: «Раньше я послаблял в этом вопросе, [теперь же] не совершайте за ними намаз!» У него спросили: «Молиться ли нам за рафидитами?» Он ответил: «Нет». У него спросили: «Молиться ли нам за мурджиитами?» Он ответил: «Они скверные» (Хукму-ссалатхалфааль-имам аль-мубтади, стр. 143).

Также спросили Имама Ахмада: «Совершается ли молитва позади му’тазилитов?» Он ответил: «Нет!» Ему сказали: «Ведь ты совершал молитву за тем, кто говорит, что Коран сотворен?» Он ответил: «Я истолковывал [их слова], затем перестал совершать молитву позади них» (Хукму-ссалатхалфааль-имам аль-мубтади, стр. 139).

Тут становится ясно, в чем именно он проявлял послабление!

Также это подтверждает и Шейху-ль-Ислам Ибн Теймийа: «Имаму Ахмаду разъяснилось, что те, кто отрицал сифат Аллаха, — их дело приводило к та’тылю» (Хукму-ссалатхалфа аль-имам аль-мубтади, стр. 143).

Б) Что же касается второй части предложения, а это наставления молиться только за тем, кого знаешь, то говорит Шейху-ль-Ислам: «Некоторые люди предпочитали совершать молитву за тем, кого знают, в то время, когда нововведений становилось слишком много, и это их действие было в виде желательности, как это передается от Имама Ахмада, о том, что он упомянул (этот момент) тому, кто его спрашивал. Но при этом Имам Ахмад не сказал, что молитва не будет действительной за тем, чье состояние неизвестно. Также, когда Абу Умар Усман ибн Марзук прибыл в Египет — а в то время правителями той местности были явные шииты, батыниты и еретики, по этой причине нововведений стало много и это распространилось в Египте – Ибн Марзук повелел своим товарищам совершать молитву только за теми, кого они знают…» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 280-281).

Как видно речь идет о желательности и в этом никто не разногласит: если есть возможность совершить молитву за известным приверженцем сунны, за человеком знания, то лучше совершить её за ним, чем за тем, кого не знаешь. Однако если нет возможности совершить пятничную молитву или праздничную молитву кроме как за нечестивцем или нововведенцем, то он совершает молитву даже за ним, не говоря уже о том, от кого это неизвестно. Говорит Шейху-ль-Ислам: «А когда невозможна молитва, кроме как за нововведенцем или грешником, как, например, пятничная молитва, имам которой – нововведенец, или грешник и нет другого места для совершения пятничной молитвы, то в таком случае пятничная молитва совершается за нововведенцем или грешником по мнению всех ахлу-ссуннава-ль-джамаа. Это мазхаб Шафии, Абу Ханифы, Ахмада ибн Ханбаля и других из имамов ахлу-ссунны без разногласия между ними» (Маджму’ аль-фатава, том 3, стр. 280).

В) Также следующая фетва Имама Ахмада вносит разъяснения в этом вопросе:

Передал Абдулла сын Имама Ахмада от Абу Убейды Касима Ибн Саляма, что он сказал о пятидесяти людях, которые совершают пятничную молитву и бывают имамами, но они не говорят, что Коран сотворен, при этом главный из них, который управляет ими, говорит, что Коран сотворён… Абу Убейд сказал: «Намаз не делается ни за одним из них».

Когда спросили имама Ахмада о словах Абу Убейды, он ответил: «Этот человек (Абу Убейда) сужает для людей, — тот, кто из них не говорит, что он сотворен — за ним совершается намаз; а тот, кто говорит, что сотворен, — то не совершается за ним намаз» (Китабу-ссунна, стр. 108, риваят 84).

И это основа: тот, от кого известно неверие, за ним намаз не делается; тот же, от кого неизвестно ничего, то за таким совершается молитва, и в этом единогласное мнение Ахлу-ссунна.

И вся хвала Аллаху!

 

Ханпулат абу Ахмад [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос