Читателю предлагается перевод фатвы с сайта шейха Аль-Мунаджида по данному вопросу.

 

Вопрос:

 

Я учусь в чужой стране, где проживает мало мусульман, которые являются слабым меньшинством. При посещении ближайшей мечети я руковожу там молитвой, что нравится молящимся. Они нуждаются в имаме и предлагают мне руководить их молитвой, поскольку я араб и хорошо владею арабским языком.

После каждой обязательной молитвы они совершают коллективное поминание Аллаха (зикр), а затем коллективную мольбу. Это является новшеством, которое противоречит Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Если я начну наставлять их на правильный путь и запрещать совершение этих новшеств, я опасаюсь, что это может вызвать их гнев и способствовать отчуждению от меня. Как мне поступить в такой ситуации? Что мне делать? Я чувствую, что у них есть желание и потребность в правильных знаниях и достоверной Сунне, и думаю, что они могут получить от меня пользу в некоторых вопросах религии. Дозволяется ли мне сопутствовать им в новшествах ради их приобщения к правильному пути с надеждой дать им хоть какую-нибудь пользу? Прошу Аллаха раскрыть их сердца для принятия верного пути в следовании руководству Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

 

Ответ:

 

Хвала Аллаху.

Во-первых, ты поступил правильно, сначала спросив об этом, прежде чем совершать что-либо отрицательно сказывающееся на посетителях этой мечети, что могло бы негативно повлиять на твою молитву в частности и жизнь в целом. Знание и мудрость являются великими качествами, которыми должен обладать призывающий к Аллаху. Обладая ими, он может осуществить многое из того, чего не смогли добиться утратившие благодеяние знаний или лишившие мудрости и тактичности в отношениях с отклонившимися людьми.

Однако мудрость заключается не в чрезмерной утончённости и отречении от истины, — наоборот — мудрость – это наставление больных нововведениями и невежественных людей на истинный путь.

Сознательный мусульманин, занимающийся делом исламского призыва, понимает, что посетители этой мечети полагаются на своих имамов и ученых в вопросах религии и знания и следуют им в своих решениях.

Неожиданные мнения от ранее неизвестного человека и порицание привычных для людей вещей приводят их в замешательство, и это может вызвать у них ненависть к Сунне Пророка, мир ему и благословение Аллаха, может способствовать созданию преград между призывающими и обучением некоторых людей. Однако это не означает прекращение их увещевания, — это означает необходимость постепенности в их наставления на путь истины.

 

В разъяснении сообщения от Али ибн аби Талиба: «Рассказывайте людям то, что они могут понять, то, что они знают, и не говорите им то, чего они не понимают. Разве вы желаете, чтобы люди обвиняли во лжи Всевышнего Аллаха и Его Посланника?» (Аль-Бухари), — шейх Мухаммад бин Салих аль-Усаймийн, да помилует его Аллах, сказал, что оно призывает нас наставлять людей на языке, который они понимают, говорить им то, что они знают, и увещевать их на темы, которые принимает их разум. Если мы будем говорить то, что они не понимают, это приведёт к заблуждению, как передаётся в хадисе от Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Воистину, тебе не следует рассказывать людям то, что не постигает их разум. Поскольку это может привести к заблуждению».

Таким образом, призывать к Аллаху следует постепенно, не оказывая давление на восприятие призываемых чрезмерно непонятной для них информацией, пока их понимание не укрепится. Смысл хадиса «Рассказывайте людям то, что они могут понять, то что знают…» заключается не в том, чтобы говорить только то, что они знают, а в том, чтобы вести их постепенно, не выкладывать людям все, что тебе известно, сразу же, а учить их постепенно, увещевая время от времени.

Слова: «Разве вы желаете, чтобы люди обвиняли во лжи Всевышнего Аллаха и Его Посланника?», — являются вопросом для порицания: то есть, желаете ли вы, чтобы люди обвиняли во лжи Аллаха и Его Посланника после того, как вы расскажете им то, что они не знают? Ведь ты будешь говорить «Сказал Аллах», «сказал Посланник», а они будут считать это ложью, если не понимают сказанного Аллахом и Его Посланником.

Однако этим они возводят ложь на тебя тем, что ты приписываешь Аллаху и Его Посланнику, мир ему благословение Аллаха. Таким образом, они возводят ложь на Аллаха и Его Посланника не на прямую, а через передатчика.

На вопрос: «Рассказать ли людям то, что они не знают, если они нуждаются в этих знаниях?», — мы ответим, что нужно рассказать им, но не всё сразу, а постепенно, понятным способом, простыми словами, чтобы им было легче понять и ознакомиться с полностью новой для них информацией. А то, что они не признают и игнорируют, говорить им не следует. То же самое касается и Сунны, которую люди не признают и к которой не привыкли. Мы следуем ей публично только после того, как расскажем людям о ней, когда они будут осведомлены, начнут привыкать к ней, и их сердца потянутся к истине.

Также вышеупомянутый хадис поясняет для призывающего о важность использования мудрости в деле призыва к Аллаху, умение находить правильный подход к сердцам призывающих и войти в их положение («Мажму фатава аш-шейх аль-Усеймийн» 10/774,775).

При призыве нововведенцев этой мечети тебе следует проявлять особую мудрость и тактичность. Мы предлагаем тебе следовать следующим принципам:

 

1. Старайся найти правильный подход к их сердцам и продолжать руководить молитвой, ибо если ты оставишь их, то руководить их молитвой и помогать в вере будет другой.
2. Продолжай совершать молитву вместе с ними, а при коллективном упоминании Аллаха и в других новшествах не участвуй.
3. Каждый день выделяй для них немного времени, давая им уроки религии, чтобы благодаря знаниям они встали на путь истины и отдалились от нововведений, противоречащих исламу.
4. Уделяй особое внимание о возвеличивании сунны и важности следования доводам шариата. Привести для них примеры из жизни сподвижников и великих ученых. И в особенности рассказать про тех ученых, которых они знают, любят и почитают.
5. Не начинай сразу препятствовать новшествам, которые они совершают. Также не следует противостоять имамам и учёным, которым они следуют.
6. Проявляй особое внимание к их руководителям и деятелям, к которым они прислушиваются и которых они уважают. Прилагай все усилия, в первую очередь, для наставления их руководителей на правильный путь.
7. Время от времени, по мере своей возможности, раздавай им книги, кассеты, брошюры. В знак уважения угощай их едой и питьем.
8. Принимай с ними участие в их праздниках и мероприятиях, если они не противоречат исламу. Также приблизиться к ним поможет благой нрав.

 

Этот совет относится не только к тебе, но и ко всем призывающим на путь Аллаха, если они хотят добиться успеха в призыве общества, в котором преобладают новшества и отстаёт следование великой Сунне.

И самое главное — нельзя забывать в своем призыве искренне просить помощи у Всевышнего Аллаха.

И не забывай, что они являются больными, нуждающимися в лекарстве, которым обладаешь только ты. Однако, как же преподнести им это лекарство с умом, если они не ведают о своей болезни? А Аллах знает лучше.

 

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос