Назидания суры «Пещера»

peschera

Сура «Пещера» является желательной для чтения в пятничный день. Передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто прочитает суру «Пещера» в день пятницы, того осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и это послужит ему искуплением грехов, совершённых между двумя пятницами».

 

Главным смыслом постоянного чтения Корана является напоминание. Чтение Корана наполняет человека зарядом, подталкивает его к созиданию, напоминает о жизненных приоритетах. Сура «Пещера» – не исключение. В ней затронуты следующие важные темы.

 

Правильное вероубеждение

 

Убеждения человека пронизывают всю его жизнь. На основе своих убеждений он действует и созидает.

Тема вероубеждения затрагивается в суре «Пещера» с первого аята:

1) Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нём отклонения;

2) и сделал его правильным, чтобы он предостерёг от тяжких мучений от Него и сообщил верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована прекрасная награда;

3) в которой они пребудут вечно;

4) и чтобы он предостерёг тех, которые говорят: «Аллах взял Себе сына»;

5) ни они, ни их отцы не обладают знанием об этом. Тяжки слова, выходящие из их ртов. Они говорят одну только ложь.

 

В конце суры говорится: «Скажи: “Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» (аят 111).

 

Также тема вероубеждения затрагивается в многочисленных местах на протяжении всей суры. Таким образом, её начало и конец гармонируют друг с другом. Они провозглашают единобожие, отрицают многобожие и подтверждают истинность Откровения. По ходу суры всё это доводится в форме поучительных примеров.

 

Верующий в рассказе о двух садах говорит: «Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной? Что же касается меня, то мой Господь – Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу» (аяты 37, 38).

 

Правильное понимание и мышление

 

В суре «Пещера» взгляды многобожников отвергаются на основе того, что они высказывали их не на основе знания. Утверждая что-то, язычники не приводили доказательств. Об этом говорится в начале суры: «…чтобы он предостерёг тех, которые говорят: «Аллах взял Себе сына». Ни они, ни их отцы не обладают знанием об этом. Тяжки слова, выходящие из их ртов. Они говорят одну только ложь» (аяты 4–5).

 

Юноши, укрывшиеся в пещере, говорили: «Этот наш народ стал поклоняться вместо Него другим божествам. Почему же они не приводят в пользу этого ясного довода? Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на Аллаха?» (аят 15).

 

Данная сура побуждает человека говорить и мыслить на основе знания и доказательств. В то же время человек должен оставлять на суд Аллаха то, о чём у него нет знаний. Молодые люди, оставшиеся в пещере, спрашивая друг друга о сроке их пребывания в пещере, полагаются на Аллаха в этом вопросе: «Они сказали: ‘‘Вашему Господу лучше известно о том, сколько вы пробыли…’’» (аят 19).

 

Настоящая красота и подлинные ценности

 

В суре «Пещера» говорится об истинных ценностях и о том, что миропонимание необходимо строить сквозь призму вероубеждения. В ней показываются настоящие сокровища: крепкая вера и праведные дела. При этом о мирских, земных усладах, ослепляющих взоры, говорится с некоторым принижением.

 

Человек должен стремиться к успешности. Он должен исполнять свои обязательства по отношению к другим наилучшим образом. Человек должен стремиться быть тем, кто даёт милостыню, а не получает её; тем, кто выплачивает закат, а не ждёт его. Имущество – это милость Аллаха, на что указывает множество шариатских текстов. Однако мусульманин должен правильно расставлять приоритеты. Он должен быть спокойным и уверенным. Сделав то, что в его силах, на пути к своей цели, он должен уповать на Аллаха. Если же обстоятельства сложились таким образом, что он оказался ограниченным в возможностях, мусульманин не должен отчаиваться. И лучшим примером в этом отношении были «люди Пещеры». Несмотря на то, что они лишились многих земных благ, молодые люди прекрасно осознавали, что смогли сохранить гораздо более важное.

 

Сура «Пещера» наглядно объясняет, что прелести этого мира созданы для испытания и осознанного выбора человека. Концом всего этого будет исчезновение: «Воистину, всё, что есть на земле, Мы сделали украшением для неё, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. Воистину, всё, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок» (18:7–8). По этой причине от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) требовалось проявлять терпение вместе с обладателями веры, не обращая внимания на красоты мирской жизни и её обитателей, беспечных по отношению к Аллаху: «Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными. Скажи: “Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует”» (аяты 28, 29).

 

Посмотри, как верующий посредством своего имана возвышается над имуществом, званиями и красотами, и как отвечает ему его оппонент, обладающий всем этим, горделивый и надутый. Взгляни, как этот высокомерный человек подстрекает верующего забыть Аллаха. Обо всём этом говорится в рассказе о двух садах: «Товарищ его, беседуя с ним, сказал: “Неужели ты не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом – из капли, а потом сделал тебя мужчиной? Что же касается меня, то мой Господь – Аллах, и я никого не приобщаю в сотоварищи к моему Господу. Почему, войдя в свой сад, ты не сказал: «Так пожелал Аллах! Нет мощи, кроме как от Аллаха!» Ты считаешь, что у меня меньше богатства и детей, чем у тебя, а ведь мой Господь может даровать мне то, что лучше твоего сада, и наслать на него наказание с неба, и тогда он превратится в скользкую землю. Или же воды его уйдут под землю, и ты не сможешь достать их”» (18:37–41).

 

В данной суре приводится пример мирской жизни, приукрашенной обители, и того, как быстро она проходит после своего блеска: «Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней (или благодаря ей), а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (аят 45). Вслед за этим аятом идёт разъяснение ценности временного и ценности вечного: «Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды».

 

Помощь Аллаха верующим

 

В данной суре тема помощи Аллаха раскрывается посредством рассказов. В ней приводится три истории: рассказ об обитателях пещеры (аяты 9–26), встреча Мусы и Хидра (60–82), повествование о Зуль-Карнайне (83–97).

 

Во многих сурах Корана повествования рассказывают нам о том, как Аллах наказывал тех, кто противостоял Ему. В суре же «Пещера» поучительные истории показывают, как Аллах оказывает поддержку Своим рабам.

 

В рассказе об обитателях пещеры говорится, как Аллах помог верующей молодёжи укрыться от произвола несправедливого правителя, когда они провозгласили о единственности Господа.

 

В истории Мусы и Хидра видно, как Аллах оказывает милость верующим. Эта милость для каждого своя, потому что люди отличаются друг от друга, исходя из своих достоинств. Муса, мир ему, хоть и был носителем пророческой миссии, столкнулся с определёнными жизненными проблемами. Ему были необходимы такие знания и способности, при помощи которых он смог бы решить их. Такими знаниями и способностями Аллах одарил Хидра, поэтому Мусе нужно было встретиться с Хидром. Большим назиданием для нас является и тот факт, что пророк Аллаха (!) встречается с другим человеком по причине знаний, которые имеются у последнего. Это показывает нам достоинство знания и то, как его ценили лучшие из людей.

 

История о Зуль-Карнайне рассказывает, как Аллах помогает праведному правителю, поддерживает его в борьбе с несправедливостью и нечестием и дарует такому предводителю способность защищать слабых в своём государстве. Также в ней есть указание на эффективность общественного характера решения социальных проблем.

 

Заключение

 

Главные устремления мусульманина – довольство Всевышнего и Рай. Вопреки устоявшимся стереотипам, такой расклад способствует социальной активности человека, потому как, согласно шариату, эти цели могут быть достигнуты только через созидание и подчинение закону. Перечислив некоторые райские блага, Всевышний Аллах говорит: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся» (сура «Обвешивающие», аят 26). Состязание в чём? В распространении блага и добра, в получении знаний и в их претворении в жизнь, в стремлении сделать лучше мир вокруг себя, внеся в это и свою лепту.

 

 

Ислам Абдуллаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *