Назначение и’тикафа

Вопрос № 49007: Основная цель и’тикафа и почему мусульмане оставили эту сунну?
Почему мусульмане перестали соблюдать и’тикаф, несмотря на то что это сунна Пророка, мир ему и благословение Аллаха? В чем заключается смысл и’тикафа?
Ответ:
Вся хвала принадлежит Аллаху!
Первое:
И’тикаф является одним из тех настоятельно рекомендуемых деяний, которые Посланник – мир ему и благословение Аллаха! – прилежно соблюдал.

Доводы о его узаконенности смотрите в ответе на вопрос № 48999.

В жизни мусульман – не считая тех из них, над кем смилостивился Господь – эта сунна уже не находит воплощения. Аналогично ситуация обстоит и с многими другими суннами, которых мусульмане умертвили или почти довели до смерти.

Причин тому несколько. Среди них:

1) Низкий уровень веры во многих душах.

2) Растущий интерес к прелестям и наслаждениям мирской жизни, который приводит к бессилию перед отказом от них даже на короткий промежуток времени.

3) Недооценка Рая в сердцах многих людей. Их склонность к отдыху и покою. Нежелание переносить трудности и’тикафа, пусть даже на пути довольства Аллаха, свят Он и велик.

Тот же, кто познал величие Рая и его блаженств, пожертвует и собою, и тем, чем он дорожит, в целях его достижения. Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал: «Воистину, награда Аллаха дорогостоящая. Воистину, наградой от Аллаха является Рай!».

Этот хадис приводит ат-Тирмизи, а аль-Альбани назвал его достоверным (2450).

4) У многих людей любовь к Посланнику – мир ему и благословение Аллаха! – ограничивается лишь словами и не воплощается в поступках. Не выражается она и в воплощении на практике многочисленных пророческих обычаев, среди которых и и’тикаф.

Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и часто поминает Аллаха» (Св. Коран, 33: 21).

Ибн Касир – да помилует его Аллах! – говорит: “Этот почтенный аят является великой основой для следования образцу поведения Посланника Аллаха – мир ему и благословение Аллаха! – в его словах, поступках и состояниях”.

Некоторых праведных предшественников поражало то, как люди оставляли и’тикаф, вопреки тому, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – соблюдал его регулярно.

Ибн Шихаб аз-Зухри говорил: “Мусульмане удивляют. Они перестали соблюдать и’тикаф, хотя Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – с того момента как прибыл в Медину и до самой смерти не оставлял его”.

 

Второе:

 

И’тикаф, который Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – регулярно соблюдал в конце своей жизни – это и’тикаф последних десяти дней Рамадана.

Это определённое количество дней по праву считается этапом воспитательного совершенства, положительные результаты которого быстро начинают проявляться в жизни человека в период тех дней и ночей, которые он проводит в и’тикафе. Позитивный след от него остаётся и в последующих днях жизни, которые человек проживает до следующего Рамадана.

К тому же, насколько сильно мы – мусульманское общество – нуждаемся в оживлении этой сунны и исполнении её должным образом, таким образом, каким исполнял её Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – и его сподвижники.

Сколь великим будет успех тех, кто станет твёрдо придерживаться сунны после того, как люди впали в беспечности, а мусульманская община деградировала.

 

Третье:

 

Главной целью и’тикафа Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – было желание застать Ночь предопределения.

Муслим (1167) передаёт, что Абу Са’ид аль-Худри – да будет доволен им Аллах! – сказал: “Посланник Аллаха – мир ему и благословение! – соблюдал и’тикаф первый десять дней Рамадана, затем в серединной декаде месяца он соблюдал его под турецким шатром (то есть в маленькой палатке), на входе в который висел кусок ткани. [Как-то раз]он взял рукой эту ткань и перекинул её на палатку. После высунул свою голову и обратился к людям. Когда они подошли к нему, он сказал: «Я соблюдал и’тикаф первые десять дней, надеясь застать эту ночь. Затем соблюдал его следующие десять дней. Затем ко мне пришли и сказали: “Воистину, она в десяти последних днях”. Потому, если кто из вас желает соблюдать и’тикаф, пусть соблюдает его». И тогда люди стали соблюдать и’тикаф вместе с ним”.

В этом хадисе содержится ряд установок:

1) Основной целью и’тикафа Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – было желание застать Ночь предопределение, а также готовность к простаиванию её в молитвах и оживлению её поклонением.

Причина тому – великая значимость этой ночи. Всевышний Аллах сказал: «Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» (Св. Коран, 97: 3).

2) Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – усердно надеялся застать эту ночь, пока не узнал, в каком времени она бывает. Он начал с первых десяти дней, затем продолжил следующие десять дней, и так продолжал пребывать в и’тикафе до конца месяца, пока его не известили о том, что она настаёт в одном из последних десяти дней.

Такое поведение является величайшим усердием в поиске Ночи предопределения.

3) Сподвижники – да будет доволен ими Аллах! – следовали примеру Посланника Аллаха, мир ему и благословение. Они начали соблюдать и‘тикаф, и до конца месяца не прекращали его вместе с Пророком. Так происходило по причине их активности в подражании ему.

4) Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – проявлял к своим сподвижникам снисхождение и милосердие. Он знал насколько трудно соблюдать и’тикаф и поэтому предоставил им свободу выбора: продолжать соблюдать его вмести с ним или прекратить. Он сказал:«Потому, если кто из вас желает соблюдать и’тикаф, пусть соблюдает».

Помимо этого, у и’тикафа есть и другие назначения. Среди них:

1) Максимальное отрешение от людей, при котором человек полностью концентрируется на Аллахе, всемогущ Он и велик.

2) Облагораживание сердца посредством целостного обращения к Аллаху, благословен Он и возвышен.

3) Прерывание всех связей для предания себя чистому поклонению в виде намазов, молитв, поминаний Аллаха и чтения Корана.

4) Оберегание поста от всех удовольствий и наслаждений, которые могут плохо на него повлиять.

5) Ограничение дозволенных мирских дел и воздержание от многих из них, имея возможностью заняться ими.

 

См. книгу «И’тикаф назра тарбавийа» («И’тикаф: воспитательная сторона») доктора ‘Абду-ль-Лятыфа Бальто.

 

Ислам: Вопрос и Ответ

Перевод: Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *