Не спеши

Поистине Слова Всевышнего Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, таят в себе многочисленные сокровища наставлений, способные повлиять на жизнь человека самым лучшим образом. Это настоящий кладезь для того, кто хочет получить жизненный совет или урок, оказывающий влияние на его веру. Наши праведные предшественники находили в них назидание для себя и не нуждались в других книгах, так как понимали глубокий смысл Слов Аллаха, и слова людей были для них уже не столь интересны. Слова Аллаха и Его посланника – это свет, ведущий нас к спасению и вечному счастью.

Одним из наставлений посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, для мусульман является его повеление не спешить и указание на то, что поспешность от шайтана. Что бы ты не делал, старайся делать это не спеша, наилучшим образом и тогда ты получишь результат. Спешка не украшала ни одного дела, будь то связанного с мирской жизнью или делами религии.

Нередко приходится замечать за собой или своими близкими поспешность, оказывающую не самое лучшее воздействие. Если она связана с мирскими делами, то это, как правило, не так страшно. Но если поспешность вошла в дела религии, то это уже беда.

Поспешность вперемешку с самообольщением может натворить много ужасных дел, последствия которых человек может ощущать даже через много лет. Сделаешь одно неверное действие, поспешив и не разобравшись, и уже бывает сложно признавать свои ошибки. Гордость и шайтан могут окутать разум, закрыть глаза и уши, подтолкнуть к неприятию несогласных с тобой.

Часто студенты, приобретающие знания, но возможно еще не знающие довольно многого, принимаются отвечать на вопросы своих друзей и братьев. Иногда может случиться так, что ответа на вопрос нет, а перед братом, задавшим его, неудобно, потому что он может плохо о тебе подумать. Тогда ты даешь ответ, поспешив, не взвесив все «за» и «против», не узнав, что говорят об этом ученые. Казалось бы, что мешает сказать «я не знаю»? Это ведь так просто. Хотя в то же время это и очень тяжело.

Однажды в Медину приехал человек, разыскивающий имама Малика, да будет доволен им Аллах. Он приехал для того, чтобы задать ему множество вопросов, отправленных его племенем. Встреча прошла очень удивительно. На большинство из них имам ответил «я не знаю». Когда удивленный путник спросил его, что же ему сказать его народу, ведь он приехал издалека, а имам говорит такое… Имам Малик ответил: «Скажи, что Малик сказал: “Я не знаю”». И это говорит обладатель огромных знаний, считавшийся одним из самых великих ученых своего времени, а может быть и самым великим на тот момент. Примерно также поступил и имам Аш-Шафии, когда ему было задано множество вопросов одним из мусульман. Он сказал, что не ответит на них, пока не поймет, будет в этом польза или вред. Таким было поведение наших праведных предшественников.

Также поспешность может наблюдаться и в суждении человека о самом себе. Мы можем думать, что у нас должно быть свое собственное мнение в каждом вопросе и свой личный взгляд на вещи, когда на самом деле таким правом мы не обладаем. Подобное самообольщение – один из видов скрытых болезней сердца, которые запрещены Аллахом и от которых нужно избавляться. Это один из путей шайтана, через который он проникает в наш «лагерь» и наносит нам «смертельные удары».

Поспешность в оценке людей, пожалуй, также один из распространенных в наше время пороков. «Да он ихван, хизбит, мушрик, кафир!» — такие слова нередко выходят из наших уст. Просим у Аллаха уберечь нас от необоснованных поспешных обвинений и простить наши грехи! Подовом для таких высказываний могут стать слова «одного ахи» или «одной ухти», а иногда какой-нибудь видеоролик, сделанный каким-нибудь кафиром для того, чтобы разделить мусульман. На нас может оказать влияние очень многое, но всегда следует помнить, что нельзя спешить в оценке людей. Нужно разобраться в вопросе, узнать об этом как можно больше, а самое главное понимать, что человек, призывающий на путь Господа миров, и известный своим благочестием, не говорит обычно что-либо, явно противоречащее религии Аллаха. Мы не должны обвинять его в чем-то, пока перед нами не будет ясных доказательств того, что он отошел от пути истины.

Сабр (терпение) – вот исцеление от поспешности. Именно сабр и осознание своего положения станут по воле Аллаха спасительным кругом в море, в котором может утопить нас поспешность. Главное не спешить, главное знать, что поспешность никогда не приводит ни к чему хорошему. Так мы заслужим довольство Всевышнего Аллаха и обретем счастье в День Суда.

Всевышний Аллах говорит (смысл): «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Сура «Перенос ночью», аят 36).

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *