Оборачивание имама после коллективной молитвы

Вопрос:

В чем мудрость того, что имам оборачивается лицом к молившимся после джамаат намаза? Правда ли, что оборачивание это что-то на подобии разрешения от имама молившимся для выхода из мечети?

 

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых:

Передает Аль-Бухари(845), что Самура ибн Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, завершал молитву, он поворачивался к нам лицом».

Передает Муслим(709), что Аль-Бара’, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мы совершали намаз за посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы любили быть справа от него, чтобы он поворачивался к нам своим лицом».

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, завершал молитву, он трижды произносил истигфар (просил прощения у Аллаха) и говорил: «Аллахумма анта с-салям уа минка с-салям табаракта йа за-ль джаляли уа-ль икрам». Он не оставался направляясь в сторону киблы, кроме как на промежуток пока прочтет эту молитву. Однако спешил поворачиваться к молившимся позади. Он поворачивался как в правую сторону, так и в левую сторону». См. «Зад аль-ма’ад», 1\295.

Поэтому имаму желательно после завершения молитвы поворачиваться к молившимся иногда в правую сторону, а иногда в левую сторону. Нет проблем в том, чтобы оборачивался лицом полностью ко всем молившимся. А после этого трижды произнести истигфар и сказать: «Аллахумма анта с-салям уа минка с-салям табаракта йа за-ль джаляли уа-ль икрам».

Во-вторых:

Некоторые ученые сказали о мудрости этого действия согласно своему иджтихаду.

Сказал Хафиз Ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах:

«Внешний смысл хадиса от Самуры указывает на то, что пророк постоянствовал в этом. Некоторые сказали, что мудрость оборачивания к молившимся заключается в обучении их тому, в чем они нуждаются. Некоторые сказали, что мудрость в том, что этим действиям вошедшим в мечеть дается знак, что коллективная молитва уже завершена, и если бы имам продолжал пребывать в прежнем состоянии, то вошедший мог бы подумать, что он, к примеру, в ташаххуде». См. «Фатху-ль Бари», 2\334.

Некоторые ученые сказали:

«Из обычаев пророка, мир ему и благословение Аллаха, было то, что он отворачивался от киблы после таслима, поворачивался направо или налево и не оставался сидеть, направляясь лицом к кибле. Если же была какая-либо нужда или необходимость в обращении к людям, он сидел повернувшись лицом к ним и начинал обращение. А если не было никакой нужды в обращении к людям, то иногда он сидел повернувшись правым боком к людям, а левым к кибле, а иногда левым боком к людям, а правым к кибле. А иногда он вообще не сидел и уходил в сторону, куда ему было нужно, будь то правая сторона или левая». См. «Мир’ат аль-масабих», 3\303.

[По материалам сайта «Ислам: вопрос-ответ» уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида]

Малик абу Хатим [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *