Обтирание носков (хуффы)

Вниманию читателя представляется перевод раздела об обтирании носков из книги «Аль-фикху ль-манхаджи» по шафиитскому мазхабу.

 

Определение «хуфф»

 

«Хуффани» — двойственное число от слова «хуфф». «Хуффани» — обувь (носки), закрывающие область щиколоток, сделанные из кожи. Под «щиколотками», как уже было упомянуто, имеются в виду кости, выступающие на ногах в области сустава под голенью.

 

Положение (хукм) обтирания хуффов

 

Подобное обтирание является облегчением, дозволенным мужчинам и женщинам в любой ситуации: летом и зимой, в путешествии и дома, в здравии и болезни. Обтирание хуффов заменяет мытьё ног при совершении омовения.

 

Доказательство дозволенности обтирания хуффов

 

Доказательством дозволенности этого является действие Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Джарир ибн Абдуллах аль-Баджали (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха), после того, как справил малую нужду, совершил омовение и обтёр свои хуффы (вместо мытья ног)» (Аль-Бухари (1478), Муслим (272)).

 

Условия обтирания хуффов

 

Для дозволенности обтирания хуффов (вместо мытья ног при омовении) необходимо наличие пяти следующих условий:

1) Хуффы должны быть надеты после полного завершения омовения. Передаётся от Мугиры ибн Шу’бы (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Я был вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) во время путешествия, (когда он совершал омовение) я нагнулся, чтобы снять с него хуффы, а он сказал: “Не снимай их, потому что я надел их после омовения”. А затем он обтёр поверх их» (Аль-Бухари (203), Муслим (274)).

2) Хуффы должны покрывать всю область ног, которую обязательно мыть при омовении. Поскольку в противном случае они не могли бы называться хуффами.

3) Хуффы не должны пропускать воду к ногам, кроме как через швы.

4) Хуффы должны быть достаточно прочными, чтобы в них можно было ходить в течение суток мукиму (тому кто не находится в путешествии) и в течение трёх суток – мусафиру (тому кто находится в путешествии).

5) Хуффы должны быть чистыми. Если хуффы сделаны из кожи мертвечины, то кожа должна быть дублёной. Поскольку, как уже было сказано, кожа мертвечины очищается посредством дубления.

 

Период, на протяжении которого можно обтирать хуффы

 

Периодом, в течение которого можно обтирать хуффы, являются одни сутки для мукима (того, кто не находится в путешествии) и трое суток для мусафира (того, кто находится в путешествии).

Передал Муслим (276) и другие от Шурейха ибн Хани (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я пришёл к Айше (да будет доволен ею Аллах) и спросил её об обтирании хуффов. Она сказала: «Иди к Али, он знает об этом лучше меня, он путешествовал с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)». Я спросил Али, и он ответил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил обтирать хуффы в течение трёх дней и ночей тем, кто находится в поездке, и одного дня и одной ночи тем, кто находится у себя дома”».

Если же период обтирания начался дома, после чего человек отправился в путь, то он ограничивает обтирание одними сутками. Если период обтирания начался во время путешествия, после чего человек оказался дома, то он завершает период обтирания как муким (тот, кто не находится в сафаре). Поскольку в основе человек находится дома. Обтирание является облегчением, поэтому следует придерживаться осторожности.

 

Когда начинается отсчёт периода обтирания хуффов

 

Отсчёт периода обтирания хуффов начинается с момента порчи омовения после того, как они были надеты. Например, если человек совершил омовение перед утренним намазом и надел хуффы, а затем нарушил омовение во время восхода солнца, то отсчёт периода обтирания хуффов начинается с момента восхода солнца.

 

Как обтирать хуффы

 

Минимальной обязанностью при обтирании хуффов является обтирание хотя бы малой части их верхней поверхности. Передал Абу Дауд (162) с достоверной цепочкой передатчиков от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Если бы религия основывалась на суждении, то обтирать нижнюю часть хуффов было бы логичнее, чем верхнюю, но я видел, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обтирал верхнюю часть своих хуффов». Однако недостаточно протереть нижнюю часть. Желательным же является протереть и верхнюю, и нижнюю части, положив разомкнутые пальцы правой руки на перед стопы сверху (то есть на пальцы ноги), а пальцы левой руки – на заднюю часть стопы снизу (то есть на пятку), после чего провести обеими руками вдоль стопы: правой назад, а левой – вперёд.

 

Что делает недействительным обтирание хуффов

 

Таких положений три:

1) Снятие одного или обоих хуффов. Или же если они спадут сами.

2) Окончание периода обтирания. Если по окончании периода человек будет находиться в состоянии омовения, то он может снять хуффы, помыть ноги и вновь надеть хуффы. Если же он не будет в состоянии омовения, то, если он желает обтирать хуффы, ему необходимо совершить полноценное омовение.

3) Нарушение купания (гусль), которое обязывает совершить его. Если для человека стало обязательным совершить купание (гусль), то ему необходимо снять хуффы и помыть ноги, поскольку обтирание хуффов заменяет мытьё ног при омовении (вудуъ), а не при купании (гусль).

Передали Ат-Тирмизи (96) и Ан-Насаи (1/83) (текст данной версии принадлежит последнему) от Сафвана ибн Ассаля (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда мы были в путешествии, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам обтирать хуффы и не снимать их в течение трёх дней и ночей ни после отправления малой или большой нужды, ни после сна. Снимать их нужно было только в случае полового осквернения (джанаба)». Поскольку оно нарушает купание (гусль), о чём будет сказано далее.

 

АбдульМу’мин [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *