Вопрос:

Передал имам Аль-Бухари в достоверном сборнике (2 том, книга 23, хадис № 428) от Укъбы бин Амира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву за павших при Ухуде подобно заупокойной молитве, после чего поднялся на минбар и сказал: «Поистине, я опережу вас и буду свидетельствовать о вас, и, поистине, клянусь Аллахом, сейчас я вижу свой водоём, и, поистине, были дарованы мне ключи от сокровищниц земли (или: ключи земли), и, поистине, клянусь Аллахом, я не боюсь того, что после моей смерти вы станете многобожниками, но боюсь, что будете вы соперничать друг с другом (из-за мирских благ)!».

Каково правильное толкование этого хадиса? Я спрашиваю потому, что многие из нововведенцев, которые молятся у могил и просят у мертвых, приводят его в довод и говорят, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поклялся, что в его умме не будет ширка. Прошу вас разъяснить.

 

Ответ:

Хвала Аллаху!

Во-первых:

Хадис передали Аль-Бухари (1344) и Муслим (2296) от Укъбы бин Амира, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву за павших при Ухуде подобно заупокойной молитве, после чего поднялся на минбар и сказал:

«Поистине, я опережу вас и буду свидетельствовать о вас, и, поистине, клянусь Аллахом, сейчас я вижу свой водоём, и, поистине, были дарованы мне ключи от сокровищниц земли (или: ключи земли), и, поистине, клянусь Аллахом, я не боюсь того, что после моей смерти вы станете многобожниками, но боюсь, что будете вы соперничать друг с другом (из-за мирских благ)!».

И смыслом слов «совершил молитву за павших при Ухуде подобно заупокойной молитве» является то, что он сделал дуа за них, которое читается в заупокойной молитве. Это было через семь лет после того, как они стали шахидами, да будет доволен ими Аллах.
В хадисе нет отрицания того, что в этой умме будет ширк, однако в нем указание на то, что он не боится за всю умму. Доводом этому служит тот факт, что некоторые из уммы совершили ширк, а так же другие священные тексты указывают на то, что он, да благословит его Аллах и приветствует, знал и сообщил о том, что некоторые из его уммы попадут в ширк.

Имам Ан-Навави (рахимахуллах) в толкование сборника Муслима сказал: «Этот хадис является чудом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поистине его смысл — это сообщение о том, что его умма овладеет сокровищами земли, и это случилось, и то, что вся умма не впадет в вероотступничество, и Аллах сохранил ее от этого, и что умма будет соперничать в мирском, и это также случилось».

Сказал хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскалляни (рахимахуллах): «Его слова «я не боюсь того, что после моей смерти вы станете многобожниками» то есть все вы, потому что это случилось с некоторыми, да сохранит нас Аллах. И в этом хадисе чудеса пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и поэтому автор привел его в разделе «признаки пророчества»» («Фатху-ль Бари» 3/211).

Во-вторых:

Достоверная сунна указала на то, что в этой умме будут те, кто совершит многобожие.

1. Передали Аль-Бухари (7116) и Муслим (2906) от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не настанет Судный день, пока не станут женщины племени Даус качаться вокруг Зу-ль Халяса». Зу-ль Халяса – идол племени Даус, которому они поклонялись до ислама.

2. Передал Муслим (2907) что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я слышала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не пройдет дня и ночи, чтобы не поклонялись бы Ляту и Уззе». Тогда Аиша, да будет доволен ей Аллах, сказала: «О Посланник Аллаха, я думала, что когда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Oн — тoт, ктo пocлaл Cвoeгo пocлaнникa c pyкoвoдcтвoм и peлигиeй иcтины, чтoбы явить ee пpeвышe вcякoй peлигии, xoтя и нeнaвиcтнo былo этo мнoгoбoжникaм», это было уже исполнено». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Будет из этого то, что захотел Аллах, затем Аллах пошлет приятный ветер и умрет каждый, в чьем сердце есть вера величиной в горчичную пылинку, и останутся те, в ком нет блага, и они вернутся к религии их отцов».

Из этого видно, что некоторые мусульмане впадут в многобожие и вероотступничество, хотя это не коснется всей уммы. Поистине, она защищена от того, чтобы объединиться на заблуждении.

И как может сомневаться мусульманин, что вызывание о помощи к мертвым, обращение к ним в бедствиях, просьба у них об облегчении трудностей, не является многобожием?! Это является тем же самым, что делали первые многобожники, прося у них приближение и заступничество перед Аллахом, как об этом сказал Всевышний Аллах: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе». Аллах рассудит их в том, в чем они расходились во мнениях. Воистину, Аллах не ведет прямым путем тех, кто лжет и не верует» (39/3), и сказал: «Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они – наши заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?» Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи. Люди были единой общиной верующих, но впали в разногласия» (10/18-19).

Ибн Теймия (рахимахуЛЛах) сказал: «Кто сделал ангелов и пророков посредниками, просит их, уповает на них, просит у них привлечь пользу или отвести вред, подобно тому, как он просит у них прощение греха, наставление на прямой путь сердца, облегчение трудностей, помощи в нужде, то он является неверным (кафир) по единогласному мнению мусульман» (Маджму-аль-Фатауа 1/124).
Это единогласное мнение передал не один ученый, подтверждая его. Посмотри насчет этого «Аль-Фуру’» 6/165 Ибн Муфлиха, «Аль-Инсаф» 10/327, «Кашшаф Аль-Къина’» 6/169, «Маталибу Ули н-Нуха» 6/279. Эти книги являются основными книгами по фикху ханбалитского мазхаба.

В книге «Кашшаф Аль-Къина’», после упоминания единогласного мнения всех мусульман в разделе «Положение вероотступника», говорится: «Потому что это подобно действиям тех, кто поклонялся идолам, говоря: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе».

Многие ученые ясно говорят, что то, что делают некоторые невежды из числа мусульман из любви к могилам – это тоже самое, что делали первые многобожники.

Имам Ар-Рази (рахимахуллах), толкуя ранее упомянутый аят суры «Юнус», и разъясняя вид поклонения многобожников идолам, сказал: «Четвертое: то, что они сделали этих идолов и истуканов в образе их пророков и великих людей, и думали, что если они будут заняты поклонением этим изваяниям, то эти великие люди будут их заступниками у Аллаха. И подобие этому в наше время то, что многие люди заняты возвеличиванием могил великих людей, будучи убежденными, что если они будут возвеличивать их могилы, то они будут их заступниками у Аллаха» («Мафатих аль-Гъейб» 17/49).

Аллах знает лучше!

[Статья подготовлена по материалам фетвы уважаемого шейха Махаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

 

Руслан Эбзеев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос