Обязательные составляющие бракосочетания согласно шафиитскому мазхабу. Никях

Бракосочетание – одно их самых важных событий в жизни мусульманина и мусульманки. Каждый из нас либо готовится к этому, либо уже через это прошел. Обычно договор бракосочетания, который в народе выражается словами «поставить махар» или «прочитать никах» ассоциируется с женихом, отцом невесты и их взаимным согласием. Но у договора бракосочетания есть и другие обязательные составляющие, которые многим, к сожалению, неизвестны. В этой статье, по воле Аллаха, мы постараемся коротко рассказать обо всех необходимых составляющих брачного договора «никах» и разъяснить некоторые условия, которые с ними связаны.

 

Первая составляющая — формулировка брачного договора

 

Под формулировкой понимается фраза, которую произносит жених и опекун невесты. Опекун должен произвести фразу: «Я выдал за тебя замуж…», а жених должен сказать фразу: « Я женился на…» или « Я принимаю брак…». Не обязательно, чтобы начинал опекун невесты, можно начинать и жениху.
Следует заметить, что эта формула имеет определенные условия, без которых не будет действительной. Их немного, поэтому вам будет легко их запомнить. Это:

1. Чтобы формулировка включала в себя смысл вступления в брачные узы. То есть в ней обязательно должны присутствовать слова, которые будут указывать на то, что опекун выдает замуж невесту, а жених принимает этот брак. Например, отец невесты говорит: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених говорит: «Я принимаю брак твоей дочери Фатимы».

2. Чтобы формулировка с обеих сторон включала в себя прямые слова вступления в брак. К примеру, если опекун невесты скажет «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених скажет: «Я принял», брачный договор не будет заключен, потому что формула со стороны жениха не включала в себя слова, указывающие на вступление в брак. То есть, ему необходимо было сказать: «Я принял брак твоей дочери Фатимы».

Надо ли говорить на арабском языке?

Многие могут подумать: «А обязательно ли говорить эту формулировку на арабском языке?». Нет. Говорить ее на арабском языке не обязательно и договор бракосочетания, заключенный на вашем родном языке является действительным.

Заключение никаха при помощи косвенных слов

Заключения никаха при помощи косвенных слов на любом языке считается недействительным. Под косвенными словами подразумеваются любые слова, которые косвенно могут указывать на брак, но также могу нести в себе другой смысл. Например, если опекун невесты скажет жениху: «Можешь забрать свою невесту» или «Я сделал ее дозволенной для тебя», а жених скажет: «Я принял», то акт бракосочетания не будет действительным, потому что данная формулировка была косвенной.

3. Связь обеих формул. Жених должен сказать формулировку сразу после того, как опекун невесты ее произнесет. Если опекун произнесет формулировку, а жених будет долго молчать и через время скажет слова принятия брака, то данный брачный договор будет недействительным, потому что между обеими формулировками был большой промежуток времени. Короткое молчание, как для вздоха, или чихание не вредит.

4. Продолжение правоспособности обеих сторон до окончания договора. Если опекун скажет необходимую формулировку, но до того как жених произнесет слова согласия, опекун сойдет с ума или потеряет сознание, то брак будет не действительным, даже если жених произнесет после этого необходимую формулировку.

5. Чтобы формулировка не была связана с условием. Также ее нельзя связывать с будущим. Например, если опекун скажет: «Если моя дочь успешно сдаст экзамен на права, то она будет твоей женой», договор будет не действительным.

6. Чтобы формулировка не была ограничена временными сроками. Как известно, временные браки, как на месяц или год, запрещены в Исламе. Поэтому формулировка брачного договора должна быть лишена, каких либо временных ограничений.

 

Вторая составляющая — жена

 

То, что девушка обычно не присутствует во время брачного договора, не говорит о том, что с брачный договор не связан с ней. Это неверное мнение. Для того чтобы брачный договор был действительным, жена также должна обладать некоторыми условиями:

1. Отсутствие препятствий для брака. То есть она не должна выходить за мужчину, который является запретным для нее.

2. Чтобы девушка была определена. Если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж одну из моих дочерей», то договор будет недействительным, так как невеста не была выделена.

3. Чтобы девушка не была в состоянии ихрама. То есть она не должна быть из тех, кто вступил в обряды хаджа.

 

Третья составляющая — муж

 

Муж также должен включать в себя следующие условия:

1. Чтобы он был из тех, за кого невеста может выйти замуж. То есть, чтобы он не был махрамом для нее.

2. Чтобы он был определенным. Если опекун скажет: «Я выдал замуж свою дочь Фатиму за одного из этих людей», то брачный договор будет недействительным, потому что жених не был определен.

3. Чтобы муж не был из тех, кто вступил в обряды хаджа. Или, проще говоря, – вступил в ихрам.

 

Четвертая составляющая — опекун невесты

 

Для заключения брачного договора необходимо наличие опекуна или его представителя. Опекун необходим при заключении никаха, будь невеста молодая или старая, была она замужем или нет. Даже если женщине будет семьдесят лет, и она побывала пять раз замужем, без опекуна она все равно не может выйти замуж. Женщине не имеет права выдавать себя замуж или выдавать замуж другую женщину. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина не выдает замуж другую женщину, а также не выдает замуж саму себя». Мы говорили (говорит Абу Хурайра): «Та, кто выдает саму себя замуж – грешница», а в другой версии хадиса сказано: «прелюбодейка» (Дарукутни, 3\227).

Есть ли очередность среди опекунов?

Да, очередность есть. То есть, при отсутствии опекуна право выдавать замуж женщину переходит к следующему. В шафиитском мазхабе установлена следующая очередность опекунов невесты:

1. Отец
2. Дедушка (отец отца). Следует учитывать, что дедушка со стороны матери не имеет права выдавать ее замуж.
3. Родной брат
4. Брат по отцу (то есть у девушки и ее брата один отец, но разные матери)
5. Родной племянник (сын родного брата)
6. Сын брата по отцу
7. Родной дядя (со стороны отца)
8. Дядя по отцу (то есть дядя будет братом по отцу для отца девушки)
9. Двоюродный брат (сын дяди)
10. Сын дяди по отцу (то есть сын дяди, который упоминался в восьмом пункте)

И так далее согласно родственной близости в наследственном праве. Если у невесты не будет никого из опекунов, то замуж ее будет выдавать шариатский судья (кадий). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обладающий властью (سلطان) опекун для того, у кого нет опекуна»

Условия опекуна:

1. Ислам. Если опекун невесты не является мусульманином, то не имеет права выдавать ее замуж, потому что немусульманин не может быть опекуном мусульманина. Однако немусульмане могут выдавать замуж друг друга, даже если они будут представителями разных религий. Так христианин может выдавать замуж иудейку и наоборот.

2. Добросовестность. Под добросовестностью понимается отсутствие совершения больших грехов и постоянства на малых грехах. А также к этому относится отсутствие совершения дел, которые указывают на отсутствие порядочности человека (муруа). Например, исполнение малой нужды на дороге и так далее. Нечестивец не может выдавать замуж мусульманку и право на это переходит к следующему опекуну, если он обладает добросовестностью.

3. Совершеннолетие. Мальчик, не достигший совершеннолетия (14-15 лет) не может выдавать замуж женщину.

4. Разум. Умалишенный человек не может выдавать замуж женщину, потому что не имеет опекунства даже над самим собой.

5. Отсутствие помутнения рассудка. Человек, который из-за старости страдает помутнением рассудка, не может быть опекуном. Такие дефекты как слепота или немота не являются препятствием для опекунства.

6. Чтобы он не был лишенным некоторых прав из-за своей глупости. Если человек не может правильно распоряжаться своим имуществом и тратит деньги налево и направо попусту, то в исламском государстве на него налагается запрет распоряжения имуществом. Такой человек также не может быть опекуном для женщины.

7. Чтобы опекун не был в состоянии ихрама. То есть не был из тех, кто вступил в обряды хаджа.

 

Пятая составляющая — свидетели

 

При заключении никаха также должны присутствовать два добросовестных свидетеля, которые в нужный момент могут подтвердить акт заключения брачного договора. Так как брачный договор в Исламе один из самых важных договоров, шариат установил для свидетелей четкие рамки условий, которыми они должны обладать.

Условия свидетелей:

 

1. Ислам. Свидетельство христиан, иудеев, атеистов и прочих немусульман не является действительным для заключения никаха. Свидетели обязательно должны быть мусульманами.

2. Мужской пол. Свидетельство женщин, даже если их будет несколько, не принимается, потому что в данном виде договора свидетелями должны быть мужчины.

3. Разум и совершеннолетие. Умалишенные или малолетние дети не могут быть свидетелями брачного договора.

4. Внешняя добросовестность. Одно из немаловажных условий – это внешняя добросовестность. Для действительности заключения никаха необходимо наличие двух добросовестных свидетелей. Их добросовестность должна быть внешней или хотя бы неизвестной. Никах, заключенный при двух свидетелях, которые часто совершают большие грехи не будет действительным.

5. Слух. Брачный договор будет недействительным, если он был заключен при двух глухих или спящих свидетелях.

6. Зрение. Свидетели также должны быть зрячими.

 

Мы ограничились лишь обязательными составляющими брачного договора никах, не желая слишком удлинять статью. По воле Аллаха, в следующих статьях мы постараемся затронуть и другие важные моменты, связанные с обязательными составляющими никаха.

 

Умар Бутаев [islamcivil.ru]

2 комментарии

  1. Ассаламу алейкум уа рахматуЛлах!
    Брат Умар, а выплата махра разве не является обязательным условием никяха?

  2. admin:

    Ваалейкум ассалям, сестра Умму Гариб!

    В данной статье речь идет об обязательных составляющих брачного договора никях согласно шафиитскому мазхабу. Как вы заметили махр не был упомянут среди обязательных пунктов брачного договора, так как его, согласно мнению ученых шафиитского мазхаба, не обязательно упоминать, потому что он все равно вступит в силу после заключения никяха. Однако размер махра в таком случае будет равен махру, который дается в этой местности девушкам подобной невесте. Это называется махр аль-мисль. То есть выводится средняя сумма махра, который обычно выдается таким же девушкам как невеста.

    Махр может иметь и другие размеры в зависимости от обстоятельств. Об этом вы можете подробно прочитать в статье «Немного о подарке для невесты» http://islamcivil.ru/nemnogo-o-podarke-dlya-nevesty/

    Таким образом проясняется, что махр указывать не обязательно, так как в большинстве случаев его выплата обязательна, хотя иногда выплата махра может быть аннулирована. Следует заметить, что необязательность упоминания не означает необязательность выплаты махра.

    С уважением, Умар Бутаев

  3. Ummu Gharib:

    Брат Умар, еще такой вопрос: объявление о никахе является обязательным? Или свидетелей достаточно?

  4. Ассаламу алейкум уа рахматуЛлах!
    Брат Умар, у меня к вам вопрос:
    Я русская принявшая Ислам, соответственно опекуна у меня нет (нет отца мусульманина или даже русского так как его место нахождение мне не известно родители развелись я была маленькой и с тех пор о нём ни чего не знаю, нет ни дяди ни брата по отцу) когда мы с мужем заключали Никях мулла мне сказал что я должна произнести следующие слова: что я…..дочь такого то….взяла в мужья таккого то сына такого то отца…..
    а если судить по сказанному в статье что же получается вроде бы делали всё как положено а я прелюбодейка? Или я что то не поняла…..поясните пожалуйста для меня это важно так как не хочется оставаться с таким клеймом а хочется быть праведной женой для своего мужа

  5. Абд аль Маджид:

    Ассалям! Вы упомянули, что разведённая женщина не имеет право выдать себя замуж, а как же хадис Пророка (мир ему):«Бывшая ранее замужем женщина должна иметь право решить сама за себя, тогда как у девственницы нужно спросить согласия на замужество, и знак её согласия — молчание»?

    • Абу Умар:

      Ваалейкум ассалам, брат! В хадисе имеется ввиду, что женщина, побывавшая замужем может выбирать выходить замуж за человека, предложенного ей или нет, а отец не может заставить её насильно выйти замуж за того, за кого он хочет её выдать. То есть ей предоставляется возможность согласиться или отказаться. То, что женщина не может выдать сама себя замуж подтверждается другими многочисленными хадисами. Аллах знает лучше!

  6. Здравствуйте скажите пожалуйста если разошлись с мужем, никах остается или нет?

    • Абу Умар:

      Здравствуйте, Фаина.

      Все зависит от того, как вы разошлись. Если ваш брачный договор, заключенный согласно нормам ислама, не был разорван разводом (таляк) и вы просто перестали жить вместе из-за обиды, в определенное время, то ваш брак еще в силе и вы можете вновь начать жить вместе.

      Если же вы разошлись из-за того, что муж дал вам развод, то нужно смотреть сколько раз он сказал слова развода и сколько времени прошло после них.

      Если он сказал слова развода один раз или два раза, и не прошло трех периодов меснтруации, то он может вернуть вас и восстановить брак. Если прошло больше трех периодов, то брачный договор между вами прерывается и вы перестаете быть супругами. НО! Важный момент! В таком случае вы можете заново заключить брачный договор.

      Существуют и другие ситуации. О них коротко сказано в статье выше.

Оставить комментарий

Проверка *