Гыба — игла и тяжелая форма зависимости

иглаЕсли вам скажут, что какой-то человек сделал на вас колдовство, как вы будете к нему относиться?

 

А если вам скажут, что какой-то человек отравил вас, как вы поступите?

 

А если узнаете, что яд вы приняли сами и даже с удовольствием?

 

Ибн Мас’уд рассказывал, что Посланник Аллаха,мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не сообщить ли мне вам о том, что относится к колдовству? Это — клевета и распространение сплетен» (Муслим, 2606).

 

Рассказывающий вам о другом мусульманине, возможно и правду, которая тому будет неприятна (сплетню- гыба), околдовал ваше сердце, а колдовство вы приняли сами — добровольно, выслушав его.наркотики

 

Так можно ли любить такого человека, который замутнил ваш рассудок и покрыл сердце пеленой?

 

Но вы же сами согласились на это, выслушав и приняв, разве нет?

 

Влияние сплетен на сердце так велико, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал это колдовством. Просто задумайтесь, насколько глубинно сравнение с колдуном, человека, говорящего за спиной, и что происходит со слушающим, который становится околдованным, безумным, потерявшим ясный рассудок.

 

В данной статье я бы хотела раскрыть психолого-личностную основу широкого распространения этого явления в обществе, а так же рассказать о скрытых потребностях людей в этом.

 

Возможно, эта статья станет причиной анализа поведения и началом изменений для тех, над кем смилостливился Всевышний.

 

По крайне мере, я очень надеюсь на это, и прошу Аллаха сделать мой труд полезным для мусульман. Возможно, где-то мои слова будут звучать прямо и категорично, но данная тема требует такой постановки вопроса и формулировки выводов.

 

Гыба (сплетня) и клевета (бухтан) — это «игла», форма зависимости в крайне ярком ее проявлении, с которой очень трудно «слезть», кроме как по милости Всевышнего и по причине осознанного воспитания своей души.

 

Что же происходит в душе у распространяющего и слушающего сплетни (гыба)?

 

Из-за низменных устремлений человек говорит о другом за его спиной и постепенно начинает испытывать все большую потребность в рассказах о других. Почему же это происходит? Это желание не увеличивалось бы, если сидящий на «игле» сплетен не находил бы слушателей. Создав такой порочный союз, они испытывают еще большее глубочайшее удовлетворение.

 

Это тяжелая зависимость на химическом уровне, так как во время получения удовольствия от сплетен вырабатываются определенные вещества в головном мозге, ответственные за радости и удовлетворения — морфиноподобные вещества и дофамин (отвечает за систему подкрепления опыта).

 

А что вызывает морфин? Правильно — зависимость, сродни с наркотической.

наркотики

 

А если, он/она нашли поддержку вокруг, то такая наркотическая зависимость ещё больше усиливается. К этому в добавок включается дофаминовая система подкрепления — работа слушающего «бесценна» для «сидящего на игле».

 

В данном случае просто молчаливое слушание — это поддержка и знак «ты все правильно делаешь, я тебя поддерживаю», то есть человек слушающий подкрепляет зависимость в другом.

 

Чем сильнее зависимость  от удовольствия сплетнями, тем больше людей он будет пытаться вовлечь в этот процесс. Чем больше морфина, тем сильнее удовольствие. Чем больше слушающих и одобряющих, тем больше дофамина.

толпа

 

Вот так, все достаточно просто. Человек становится постепенно плененным жаждой сплетен: так как это форма получения удовлетворения и удовольствия, он будет пытаться найти как можно больше поддержки, чтобы усилить удовольствие, и тут круг замыкается .

 

Увы. Но ведь люди были многократно предупреждены Всевышним.

 

У кого чаще бывает такая форма зависимости от сплетен?

 

Обычно, потребность говорить о других наблюдается у людей с заниженной самооценкой, ведь принизив достоинство другого человека, легко казаться себе лучше.

 

Такая необходимость возникает и у тех, кто сам подвергался грубой и нетактикчной критике. Но разве виноваты другие, что у человека травмирована психика? Ее нужно лечить.

 

Иногда, в жизни у людей мало других источников удовольствия и они чрезмерно зависимы от мнения окружающих. Они также чаще используют сплетни, как инструмент манипулирования общественным мнением и формирования своей псевдозначимости.

 

Глупо? Низко? Увы.марионетка

 

Можно долго перечислять, но есть главное — задевая честь и достоинство человека, он пытается мнимо возвыситься над другим людьми.  Утопия. Самообман. Болезнь сердца.

 

Есть еще один значимый момент на котором хотела бы остановиться.

 

Человек, перенося внимания на чужую жизнь, уходит от решения своих собственных проблем, ведь анализ собственной жизни может быть болезненным, а говоря о других времени на самоконтроль и не остается. Такие люди находятся в тревожном или депрессивном состоянии, а гыба — такой легкий способ поднять себе настроение и не думать о своих проблемах.

 

Самое главное во всем этом — это запрет Аллаха говорить и слушать подобное, а кто преступил этот запрет, тот сам себе навредил и попал в капкан зависимости.

накротики

 

Ведь все просто!

 

Именно в тот момент, когда душе хочется сделать запретное нужно вспомнить то, чем ограничил нас Всевышний. Это и есть испытание — не дать порочной душе взять верх над повелениями Аллаха.

 

Крайне важно понять, если есть внутреннее желание говорить о другом, то необходимо разбираться и задать себе вопрос: «почему мне так хочется этого?» Ответ может быть болезненным. В этом и заключается внутренняя честность, о которой мы говорим. Искренность — вот, что нам необходимо и прежде всего для самих себя.

 

Да, вопрос неудобный, непростой, но только честный ответ самому себе дает возможность начать процесс исцеление сердца.

 

Ответ: «он не такой плохой, грубый, жадный, злой, лицемерный и т.д» это самообман, это попытка переложить ответственность на другого.

 

Внутренняя честность — это свойство воспитанной души

 

Если человек выбирает путь саморазрушения и продолжает делать гыба, старается найти благовидный предлог для того, чтобы получить «дозу», то это глубочайший самообман. Исход будет печальный .

 

Есть другой путь и указан он нам Господом миров в Коране и сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение от Аллаха.

 

А что же с теми, кто ослушался запретов? Тот, кто ослушался — отравил свою душу и принял добровольно яд.

 

А что же слушатели?

 

Хотела бы отдельно остановиться.

 

шахматы

Слушающие гыба люди попадают в созависимые отношения и их сознанием начинают манипулировать под благовидным предлогом «предупредить», в лучшем случае. Сердце и разум уже «отравлены ядом», они околдованы сплетней (как сказано в хадисе) и находятся в тесно-зависимом, разрушительном, эмоциональном контакте. Вы играете чужую «игру».

 

Но, даже если слушающий понял порочность этой связи, то выйти из нее не так-то и просто, ведь на другой стороне зависимый от вашей поддержки человек, которому вы должны дать «дозу».  Как же выглядеть «плохим» в лице другого, который так нуждается в поддержке?

 

Если вы нашли в себе смелость и Аллах открыл ваше сердце, то отказ дать «дозу» поддержки может быть расценено как предательство и тут нужно быть готовым к этому, но разве довольство Всевышнего не значимее? Только зрелая личность может выйти из этого наркотического круга и тот, кому Аллах открыл сердце, дал понимание.

 

Вырваться из эмоционального рабства — потребность для души человека, который находится в поклонении только Всевышнему Аллаху.

 

Наш Господь ревнует наши сердца.марионетка

 

Конечно же, я хотела бы упомянуть положение этого вопроса в Исламе. Достаточно много написано на эту тему, остановлюсь лишь на некоторых моментах. Это именно то, что может пробудить сердце мусульманина от болезни, с дозволения Всевышнего.

 

В Исламе есть очень ясное и недвусмысленное отношение к этому вопросу.

 

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше”. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» (Муслим, 2589).

 

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала, что однажды она упомянула об одной женщине, сказав: “Она мала ростом”, на что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ты совершила гъиба на нее!» (Ахмад, 6/136).

 

Имам ан-Навави, разъясняя значение гъиба и его виды, сказал: “Гъиба – это упоминание о человеке тем, что не понравилось бы ему. Будь то физический недостаток, изъяны в религии или в его жизненных делах, или в его поведении, или в его детях, либо в том, что касается его жены, его слуг, даже его одежды, его походки или его радостного настроения, или его хмурого вида и тому подобного, что имеет к этому отношение. И все равно, было ли об этих недостатках упомянуто словом, жестом, или мимикой” («Аль-Азкар”).

 

Нет никаких сомнений в том, что гъиба запрещена (харам), и на это указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (аль-иджма’). Имам аль-Къуртуби говорил: “По единогласному мнению (иджма’), гъиба является большим грехом, за которое необходимо каяться перед Всевышним Аллахом” (“Тафсир аль-Къуртуби”, 4/354).

 

Просто представьте себе глубину этих положений и насколько Ислам защитил честь и достоинство мусульманина, что нельзя говорить о том, что есть в нем, даже если это правда!

 

А что говорить, если это клевета — то, чего нет в человеке?

 

А нужен ли ещё какой-либо довод, кроме слов Всевышнего в Коране, чтобы просто прерывать речь говорящего гыба и уходить?

 

Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12).

 

Гъиба – это признак лицемерия

 

Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями, да будет доволен им Аллах, что однажды Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его позором в его собственном доме!» (Абу Дауд 4880, Ахмад 4/420. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса).

 

Так стоит ли удивляться неблагополучию в семьях, где его члены совершают гыба?

 

Мусульманин, сразу понимающий ясные рамки для себя и занимающийся самоконтролем, будет понимать, что этот грех влечёт наказание как в этой жизни, так и вечной.

 

Говорящий и слушающий гъиба равнозначны в грехе

 

На это указывает и хадис от Анаса, в котором сказано, что Абу Бакр с Умаром говорили о слуге. В хадисе сказано, что говорил один из них, но, несмотря на это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал им обоим: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!»

 

Желание возвыситься, свести счёты, зависть, шутки — вот те причины, которые учёные назвали самыми распространёнными причинами, по которым совершается гыба.

 

Милость Всевышнего к нас безгранична и Он, зная нашу сущность, даровал нам возможность исправляться, совершенствоваться, воспитывать себя и свои души, обещая за это прощение.

 

Не это ли щедрейщий подарок от Милостливого и Всепрощающего?

 

Посмотрите, в хадисе сказано, что о слуге говорили сам Абу Бакр и Умар, лучше из сподвижников! Это говорит о многом, а именно, что душа склонна к ошибкам, и даже такие сподвижники ошибались, но они учились рядом с Пророком, мир ему и благословение от Аллаха, и весь их жизненный путь — пример для нас, пример работы со своим нафсом, поиска искреннего прощения перед Всевышним, самоотдачи ради довольства Аллаха и на благо мусульман.

 

Двери покаяния открыты и сомневаются в милости нашего Создателя только люди неверующие, но у покаяния есть условия!

 

Не каждый готов искренне простить того, кто затронул его честь и достоинство словом или делом, но попытаться стоит, ведь наилучшие из людей приносили извинения другим, плакали, падая ниц перед Аллахом, понимая значимость этого.

 

Получить прощение — это освободить сердце. Помеха этому гордыня и наущения шайтана.

 

Мы одна умма и одно тело. Грехи отражаются на нашем положении в целом.

 

Я искренне желаю всем братьям и сёстрам, независимо от того положения, в котором находятся сейчас, подумать над этим вопросом и, возможно, исправить свои действия в отношении кого-то из мусульман, ведь, меняем своё положение перед Всевышним мы сами.

 

Этот скромный труд я поделала, прежде всего для себя, как напоминание, и прошу Всевышнего принять его и сделать полезным для братьев и сестер по вере.

 

Что буду делать я?

 

Конечно же, я подумаю над тем, кто имеет право на то, чтобы услышать от меня искренние извинения.

 

Доктор Сафия [islamcivil.ru]

1 комментарий

  1. Фатима:

    Глубокий анализ, научная база дают возможность осознать насколько же в действительности ужасна природа и последствия сплетен и клеветы. . Пусть этот труд ляжет тяжестью на Весах благих дел в Тот Самый День и пусть знания, которыми делится автор дойдут до огромного количества сердец, исцелив их по Божьей Воле. Да благословит тебя Аллах, Сафия!

Оставить комментарий

Проверка *