Оптимизм

ОптимизмДесятый год от начала пророческой миссии, известный как «год скорби», был одним из самых трудных периодов в жизни посланника Аллаха Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В том году горе постигало его одно за другим. Вначале скончался его дядя Абу Талиб. Затем умерла его жена Хадиджа (да будет доволен ею Аллах).

Вслед за этим усилились нападки курайшитов, вынудившие посланника Аллаха (мир ему и благословение) покинуть Мекку и отправиться в Таиф. Там он надеялся найти поддержку и защиту от притеснений курайшитов. Однако жители Таифа не просто отвергли его, но и причинили ему ещё большую боль.

Опечаленный очередным горем, он покинул Таиф и направился обратно в Мекку. По пути в Мекку к нему явился ангел и сказал: «Если желаешь, я обрушу на них эти две горы».

Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха), несмотря на череду бед, не отчаялся в своей миссии. Даже в те тяжёлые времена он продолжал рассуждать позитивно. Он верил в успех, верил, что люди, которые сегодня его отвергли, завтра понесут знамя единобожия. Он дал ангелу оптимистичный ответ: «Нет, я не тороплюсь с ними, возможно, Аллах выведет из их потомков тех, кто будет поклоняться Аллаху, не придавая Ему сотоварищей».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проявлял оптимизм всю свою жизнь. В любом месте и в любой ситуации он был оптимистом: дома и в пути, на поле боя и в безопасности, в голод и жажду, в болезни и здравии.

Он всегда был жизнерадостным и улыбающимся. ‘Абдуллах ибн аль-Харис рассказывал: «Я не видел никого, кто улыбался чаще посланника Аллаха, мир ему и благословение» (ат-Тирмизи).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) внушал своим сподвижникам оптимизм. Он радовал их пророчеством о грядущих победах над врагами, о безопасности и благополучии на мусульманских землях. Он предвещал, что наступят времена, когда женщина сможет отправиться из Хиры в Мекку, не боясь в пути никого, кроме Аллаха.

Оптимизм – это конструктивный психологический навык. Это – умение смотреть в будущее с улыбкой и светлой надеждой, способность изменять негативные мысли, возникающие при столкновении с проблемой. Оптимизм является ключом к настойчивости, к способности не сдаваться перед лицом неудач. Это – инструмент, помогающий личности достичь целей, которые она поставила перед собой.

Всевышний Аллах требует от своих рабов быть оптимистами, не останавливаться на пути к цели и запрещает впадать в отчаяние и беспомощность. Он говорит в Коране:

«Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (Коран, 3: 139);

«Не теряйте надежды на милость Аллаха, ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (Коран, 12: 87).

Наряду с этим Аллах утешает верующих, которых постигло горе и печаль, обещая им избавление от бед. Он говорит:

«Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни» (Коран, 40: 51);

«Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (Коран, 94: 5).

Мусульманин не вправе сомневаться в правдивости этих обещаний. Если он станет думать, что его жизненные проблемы неизменны, а все его усилия безнадёжны, то тем самым выразит неуверенность в своём Господе.

Оптимизм имеет множество преимуществ. Люди, склонные мыслить оптимистично, меньше болеют, тогда как пессимисты регулярными переживаниями подрывают свой иммунитет.

Известно, что мозг и иммунная система связаны гормонами. Один из видов этих гормонов – катехоламин – истощается при депрессии. При истощении катехоламинов возрастает активность эндорфинов – вырабатываемых вашим телом аналогов морфия. Иммунная система ощущает это и свёртывается.

Оптимисты добиваются большего в карьере, учёбе и спорте. Оптимисты поднимаются после поражения, несмотря на понесённые потери, собираются с силами и начинают сначала. Пессимисты же сдаются и впадают в депрессию.

Американский психолог Мартин Селигман, посвятивший десятки лет изучению оптимизма, пришёл к выводу, что оптимистам удаётся превосходить свои потенциальные возможности, в то время как пессимисты останавливаются на уровне ниже своего потенциала. По его утверждению, понятие потенциала почти лишено смысла, если игнорировать понятие оптимизма. В конце 80-х годов он помог крупной страховой компании «Метрополитэн Лайф» решить её кадровую проблему, предложив принимать на работу тех претендентов, которые набрали высокий балл в тесте на оптимизм, даже если они недобирали до проходного балла по профилю карьеры. До этого компания ежегодно теряла свыше семидесяти пяти миллионов долларов, из-за того что приходилось увольнять больше половины агентов и нанимать новых. При новом подходе компании удалось перевыполнить свои планы, быстро нарастить штат и увеличить свою долю на рынке почти на 50%.

 

Как научиться оптимизму

 

Оптимизм – это не исключительное дарование. Его, как и все остальные благородные нравственные качества, можно приобрести. Каждый человек способен искоренить в себе пессимизм и научиться искусству оптимизма.

Вот несколько основных советов, которые помогут вам развить в себе оптимистическое начало и улучшить качество жизни.

Окружите себя позитивными, улыбающимися людьми. Они воодушевят вас своим поведением.

Ибн аль-Кайим рассказывал в своей книге «Благодатный дождь», как у него возникало чувство оптимизма от одного только присутствия в обществе его учителя и наставника Ибн Таймийи. Он писал: «Знает Аллах, я не встретил никого, кто был больше счастлив в своей жизни, чем Ибн Таймийя. Это притом, что жил он в весьма суровых условиях, противоположных роскоши и благополучию. Он прошёл через тюрьму, угрозы и притеснения, но, несмотря на это, оставался самым жизнерадостным, самым добросердечным, самым великодушным и самым весёлым человеком. Его лицо излучало блеск благоденствия. Случались моменты, когда нас постигал сильнейший страх, у нас возникали дурные предположения, а земля становилась для нас тесной. В таких ситуациях мы приходили к нему. Достаточно было только посмотреть на него и послушать его разговор, как все эти ощущения покидали нас, сменяясь довольством, силой, убеждённостью и спокойствием».

Будьте мягкими и добродушными в отношениях с людьми. Избегайте вычурности, не будьте строгими, станьте доступными для всех без исключения. Не создавайте поводов видеть в вас неприступную личность.

Постоянно держите в уме хадис: «Рассказать вам о том, кто запрещён для адского пламени? Это – любой отзывчивый, добродушный и благодетельный человек» (ат-Тирмизи).

Пожертвуйте частью своего времени для общества. Выделите, например, определённые часы каждую неделю для выполнения посильной общественно полезной работы. Это может быть участие в благотворительности, посадка деревьев, уборка снега с улиц либо что-то иное.

М. Селигман говорил: «Если вы будете достаточно долго заниматься общественно полезными делами, это поможет вам обрести смысл. Вы обнаружите, что труднее впадаете в депрессию, реже болеете и лучше чувствуете себя, если работаете для общего блага, а не предаётесь личным удовольствиям. И что особенно важно, внутри вас начнёт исчезать, заполняясь смыслом, пустота, детище ненасытного индивидуализма».

Часто взывайте к Аллаху с мольбами. Просите у Аллаха благополучную жизнь, защиту от бед и горестей. Молите Его избавить вас от тревог и грусти.

Об одной из таких форм обращения к Господу сообщается в хадисе от Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пусть тот, кем овладеет беспокойство либо печаль, скажет: “О Аллах, я Твой раб, сын Твоего раба и Твоей рабыни. Я нахожусь в Твоих руках. Твоё решение обязательно для меня и справедливо. Умоляю Тебя каждым Твоим именем, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в своей Книге, или открыл его кому-либо из Твоих творений, либо скрыл его от всех, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и избавлением от моей грусти и от моего беспокойства!”. Воистину, кто произнесёт эти слова, стремясь к тому, о чём в них говорится, того Аллах избавит от печали и продлит его радость» (Ахмад).

Уделяйте много времени Корану. Читайте его каждый день, размышляйте над ним, учите наизусть содержащиеся в нём суры и аяты, изучайте таджвид и совершенствуйте своё произношение.

Коран чудодейственно влияет на того, кто его регулярно читает. Люди, уделяющие особое внимание Книге Аллаха, живут дольше и до конца своих дней остаются в бодром расположении духа и в здравом теле.

История знает множество таких примеров. Один из них – имам Хибатуллах ибн Ахмад аль-Багдади (ум. в 531 г. х.), проживший девяносто шесть лет. Ибн аль-Джаузи, который был младше его где-то на семьдесят пять лет, рассказывал о нём: «Он постоянно читал Коран, много размышлял и поминал Аллаха. У него был отличный слух, он был крепкий человек, стойкий в религии. Вплоть до его кончины у него превосходно сохранились слух, зрение и физические качества. Однажды в жаркий день он опередил меня, когда мы поднимались по лестнице в мечети».

Сторонитесь любой информации, которая вызывает у вас беспокойство и страхи, лишает вас сил и порождает печаль. Это могут быть криминальные хроники, события из мест, где ведутся боевые действия или произошла катастрофа, кадры, содержащие сцены насилия и жестокости либо демонстрирующие последствия аварий, бедствий и т. п.

Больше узнавайте про современные научные открытия и достижения человека, про новые технологические, экономические и другие решения, которые избавляют человечество от проблем, делают жизнь более благополучной, безопасной и комфортной. Храните в себе убеждённость, что всё это – дары от Аллаха, приносящие пользу всем людям, и что в мире вечном верующих ожидают иные богатства – те, что лучше и никогда не иссякнут. Этим вы укрепите в себе уверенность в том, что за всякой трудностью скрывается облегчение, а от любого недуга существует исцеление.

Выпишите для себя аяты Корана, хадисы и мудрые высказывания, которые внушают вам надежду на благополучное будущее. Читайте их каждый день либо в те минуты, когда вас постигает уныние.

Меня, к примеру, больше всего воодушевляет хадис, в котором говорится: «В День воскресения приведут самого несчастного человека на земле. Он окажется из числа обитателей Рая. Его введут в Рай [на какое-то время] и спросят: “О сын Адама, знал ли ты когда-нибудь горе и испытывал ли ты когда-нибудь нужду?” Он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, никогда я не испытывал горя и никогда не знал нужды!”» (Муслим).

Много поминайте Аллаха.

Ибн аль-Кайим в книге «Благодатный дождь» упоминает, что среди достоинств поминания Аллаха – его благотворное воздействие на эмоциональные и физические возможности человека. «Поминание Аллаха, – пишет он, – придаёт человеку столько сил, что ему удаётся совершить то, чего бы он никогда не рассчитывал совершить без поминания. Я видел поразительные способности Ибн Таймийи, которые он демонстрировал своим образом жизни, своими словами и своей отвагой. Он за день мог написать столько, сколько переписчик книг пишет за неделю и больше, а его сила в бою показывала всему войску удивительные вещи».

Один из лучших способов поминания Аллаха после чтения Корана – это произнесение слов: «Ля хауля ва ля куввата илля би-Ллях» (Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха). Эти слова значительно способствуют приобретению бесстрашия и стойкости. Ибн аль-Кайим сказал: «Поразительно, как эти слова помогают переносить трудности, посещать правителей и тех, кого боятся, преодолевать ужасы, а также избавляться от бедности».

Ставьте перед собой труднодостижимые грандиозные задачи. Высокие устремления вызовут всплеск адреналина, который обеспечит выносливость, поможет преодолеть неизбежные трудности и доведёт до конца. Реальные цели, обусловленные низкими амбициями, не помогают продержаться при столкновении с препятствием.

Когда ‘Абдуррахман ибн Раби’а с войском мусульман пошёл в наступление на хазар, правитель Дербента Шахрбараз сказал ему: «Нам хватало того, что они не трогают нас в аль-Бабе (Дербенте)». ‘Абдуррахман же ответил: «А мы не остановимся, пока не завоюем их земли. Клянусь Аллахом, с нами люди, с которыми я достигну стены Зу-ль-карнайна, если наш правитель позволит продвигаться глубоко в тыл врага».

‘Абдуррахману (да будет доволен им Аллах) не было суждено дойти до стены Зу-ль-карнайна. Однако я уверен, что он не достиг бы даже того, чего достиг, не будь он движим этой великой целью.

Всегда поступайте вопреки своим деструктивным мыслям.

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никто не застрахован от трёх вещей: от чувства опасения при виде дурных примет, от мнительности и от зависти. Поэтому, если почувствуешь страх перед дурной приметой, не останавливайся; почувствуешь зависть – не поступай греховно; и не поддавайся дурным предположениям» (‘Абдурраззак).

В другой версии этого хадиса говорится: «Если почувствуете опасение перед дурной приметой, то продолжайте идти к своей цели и уповайте на Аллаха» (аль-Байхакы).

Так вы очень скоро обнаружите, что ваши пессимистические реакции сплошь и рядом оказываются чрезмерными.

Если случилось что-то вызывающее ваше беспокойство и вы чувствуете, что вам мучительно трудно не думать об этом, скажите себе: «Стоп, я буду размышлять на эту тему позднее… в такое-то время».

Много ли толку для канатоходца размышлять, идя по проволоке, что будет, если он упадёт? Об этом, может быть, полезно подумать в другое время, но не тогда, когда нужно приложить все силы, чтобы не свалиться.

Если вы отложите обдумывание своих мыслей на потом, они потеряют смысл, а бессмысленность их ослабляет.

Смотрите на свои кризисы и материальные проблемы как на тренировку своей выносливости перед трудностями жизни. Не забывайте, что многие выдающиеся люди выросли в бедности. Многие из них пережили тяжёлые утраты.

Суровая жизнь – это приготовление к великой миссии, которую вам предстоит выполнить. К такому выводу мы можем прийти, если поразмыслим над событиями, происходившими в жизни пророков до того, как они впервые получили откровение свыше.

Ливийский историк, доктор ‘Али ас-Салляби в своей книге «Понимание победы и власти» пишет: «Всевышний Аллах пожелал, чтобы Муса (мир ему) прошёл через некоторые жизненные потрясения, прежде чем на него будет возложена посланническая миссия. По предопределению Аллаха он присоединился к обществу пастухов, жил в окружении их нравов и обычаев, их суровости и бедности. Всё это было подготовкой для него к обязательствам по распространению религии, которые ему предстояло понести. Практический жизненный опыт оказывает более сильное и результативное влияние на воспитание человеческой личности, чем чтение книг, журналов, газет, чем посещение форумов и спокойных собраний, далёких от испытаний, бедствий и трудностей».

Напоминайте себе о великой награде за терпение. «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью без счёта» (Коран, 39: 10).

Та или иная проблема, будь то провал экзамена, увольнение с работы, развод либо что-то иное, может заставить вас поверить в то, что вы не состоялись как личность, что вы неудачник, не способный получить образование, работать, не приспособленный к семейной жизни.

Наиболее эффективный способ борьбы с этими мнениями – вступить с ними в дискуссию и доказать, что они неверны фактически. Зачастую факты оказываются на вашей стороне, поскольку то, что мы говорим себе под ударами судьбы, обычно не основывается на реальности.

Для этого сконцентрируйте своё внимание на таких причинах проблемы, которые поддаются изменению (недостаточно подготовился), конкретных (именно в этой организации трудные условия для работы) и не личных (супруга меня недопоняла).

Среди хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) можно встретить такие, которые учат человека не терять уверенности в себе, не умалять своих достоинств, а главное – не объяснять свои проблемы недостатком своей личности. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть никто не говорит: “Моя душа стала скверной”. Говорите: “Моя душа допустила упущение”» (аль-Бухари).

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани так пояснил этот хадис: «Здесь говорится, что человек должен стараться любыми способами причислять к себе благое, всеми силами отвергать свою причастность к дурному, а также разрывать любую связь с дурными людьми, даже если это всего лишь сходство в названиях».

 

* * *

 

Оптимизм в мусульманском понимании – это в первую очередь вера в помощь Аллаха. Это – уверенность в том, что Аллах, как и обещал в Коране, всегда будет защищать верующих, предоставлять им выход из трудных ситуаций, наделять их пропитанием, имуществом и потомством, избавлять от страхов и тревог.

Истории известны случаи, когда мусульман постигало массовое отчаяние. Одно из таких событий – нашествие татаро-монголов, которые разрушили исламский мир от края до края, разграбили его достояние, растоптали его ценности и нещадно истребляли его жителей. Рассказывают даже, что монгольский правитель Хулагу собирал высокие пирамиды из черепов мусульман.

Повествуя об ужасах тех времён, мусульманский историк Ибн аль-Асир писал: «Несколько лет я отказывался освещать это бедствие, видя, насколько оно было масштабным. Я противился упоминать о нём. Сделав шаг вперёд, я тут же делал шаг назад. Кто способен написать своей рукой объявление о смерти ислама и мусульман? Кому легко упомянуть об этом? Лучше бы не родила меня мать. Лучше бы я умер до этого и был навсегда забыт».

Мусульманский мир охватила «великая депрессия», и уже мало кому верилось, что в один день мусульманское войско под руководством султана Кутуза освободит земли ислама, нанеся решающее поражение татаро-манголам в сражении при Айн-Джалуте, добившись тем самым такого триумфа, которым впоследствии будут гордиться все следующие поколения.

И так всякий раз, когда в исламской умме происходила крупная катастрофа, находились волевые мусульмане, обладающие сильной верой, твёрдой убеждённостью в правдивость обещаний Аллаха, в силу и безупречность ислама и строго соблюдающие законы шариата. Этим людям удавалось восстать перед угрозой, а затем подавить её и вернуть мусульманам величие и славу.

Они были оптимистами, потому что верили своему Господу, который сказал: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне» (Коран, 24: 55).

 

Арсен Шабанов [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *