Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Признаком хорошего исповедания ислама человеком является его отказ от того, что его не касается». Хороший хадис. Приводят ат-Тирмизи и другие.

Этот хадис приводит ат-Тирмизи и другие и он назвал его «хорошим» («хасан»). Хороший хадис – это хадис, который не доходит до уровня «достоверного» («сахих»). Некоторые ученые вводят «хороший хадис» в категорию «достоверного», которые приводятся в качестве довода. Однако, достоверный хадис выше по уровню по причине точности его передатчиков. Что касается «хорошего хадиса», то в его передатчике есть некоторая слабость в точности. После хадиса категории «хасан» идет категория хадисов «дзаиф» (слабый)

Слова «признаком хорошего исповедания ислама» значат тоже, что и «из признаков полноценной религии», и это указывает на то, что религия человека может быть как полной, так и недостаточной в зависимости от дел, которые он совершает. Мусульманин должен беспокоиться о совершенстве своей религии и избегать того, что вредит ей.

Слова «отказ от того, что его не касается». К числу вещей, которые делают религию человека неполноценной относится то, что он начинает вмешиваться в дела, которые его не касаются, не входят в его компетенцию, и не возложены на него ни со стороны религии, ни со стороны творений. Человек должен заботиться о своей религии и оставлять то, что не приносит ему пользу или же на него не возложена обязанность по исследованию какого-то вопроса. Таким образом, он сам будет отдыхать, и другим даст отдохновение. Если люди последуют этому великому правилу, то они достигнут мира, спокойствия и любви.

Однако, приходят некоторые любопытные и начинают вмешиваться в дела, в которых не разбираются или же не возложены на них и начинают поднимать множество ненужных вопросов, как, например, дискуссии о событиях, которые имели место быть, в которых они не разбираются или же на них не возложено разбирать эти темы, либо потому, что они не способны понимать их положения и цели, или же они разбираются в этом, но на них не возложена обязанность разбора этих событий, коими должны заниматься только специально уполномоченные люди («ахлюль-халь валь-‘акд»).

К этому относится то, что происходит в собраниях молодежи и множества людей, когда обсуждаются события, которые нуждаются в мнениях правителей, ученых и специалистов. В эти вопросы начинают влезать те, кто не разбираются в них или же те, кто не уполномочен в их решении, что приводит к сумятице, путанице, беспокойству и плохим мыслям, вследствие чего среди людей распространяется запретное, хотя их обязанностью является умалчивать об этом. Ведь поэтому сказал Всевышний «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику», то есть, обратиться лично к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, при его жизни, а после его смерти – к его Сунне, что значит обратиться к ученым, которые разбираются в сунне Посланника, мир ему и благословение Аллаха; «И обладающим влиянием среди них», то есть, к ученым, руководителям, политикам, которые профессионально этим занимаются, высказывают свое мнение и их участие несет в себе пользу и благо.

Что касается обычных людей, которые не разбираются в вопросе или же не уполномочены решать, то их вмешательство в дела будет портить их и породит сомнения среди людей в отношении ученых, руководителей, в решениях советов и собраний. Они начинают осуждать ученых и правителей и утверждать, что те не работают должным образом и тд. Это и происходит сегодня среди людей, что является признаком неполноценности религии человека.

Человек должен бояться за свою религию и не влезать в дела, за которыми не следует польза ни для него, ни для других, но наоборот будет вред. Мусульманин должен запомнить этот хадис и сделать его правилом своей жизни.

Если какое-либо дело касается его, он уполномочен в этом деле, разбирается в нем и в этом следует благо, то он должен этим заниматься. Если же он в этом не разбирается, не уполномочен в этом деле и оно его не касается, то он должен отстраниться от этого. Если он желает блага, то должен обратиться к ответственным людям и ученым со своими вопросами, чтобы найти искомое решение, будучи искренним по отношению к Аллаху, Его книге, Его Посланнику, правителям мусульман и ко всем мусульманам в общем. Он должен оставить дела тем, кто в них разбирается и кому они принадлежат.

Всевышний говорит: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его» — отсюда ясно, что все вопросы должны возвращаться к людям, которые в них разбираются и которые имеют к нему отношения. Тот же, кто не имеет к делу отношения не должен в него влезать, и нет никакой пользы в том, чтобы он это делал.

Это великий хадис и прямой путь. И если все мусульмане пойдут по нему, то достигнут множества блага, решат проблемы, объединятся сердца и среди мусульман будет взаимопомощь. Если же каждый будет делать что угодно, начнет влезать в дела, которые его не касаются, то начнется зло и нечестие, разногласия, потеря доверия к авторитетным людям, уполномоченным решать дела, к тем, кто несет ответственность за дела людей и наступит анархия, что и происходит среди многих людей. Доходит до того, что они начинают влезать в сложные вопросы, в которых не разбираются, и которые должны решать большие ученые и имамы. Однако в них влезают молодые студенты и ученики, разрешая что-то или же запрещая что-то, сея раздор, не обладая знаниями и пониманием.

Этот хадис следует сделать правилом и путем, которым нужно следовать каждому мусульманину, будь он знающим или невеждой.

 

Из книги «Аль-минхату р-раббанийа фи шарх аль-арбаин ан-нававийа» шейха Салиха аль-Фаузана

Шамиль Вагабов [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос