Перенесение трудностей при соблюдении поста

Вниманию читателя предлагается перевод ответа на вопрос с сайта шейха Аль-Мунаджида.

Вопрос:

 

Является ли воздаяние за соблюдение поста одинаковым у Аллаха, или же оно зависит от трудностей, которые претерпевает постящийся? Бывает, что кто-то соблюдает пост в холодных странах и не испытывает при этом жажду, тогда как другой постится в жаркой стране. Я имею в виду только пост, не касаясь других благих деяний, которыми он может сопровождаться.

 

Ответ:

 

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Если поклонение становится сопряженным с какой-либо трудностью, настолько, что, не перенося этой трудности, его невозможно будет исполнить, то по мере увеличения этой трудности будет увеличиваться и награда.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал ‘Аише (да будет доволен ею Аллах!): «Воистину, ты приобретаешь награду соразмерно твоим расходам и претерпеваемым тобою трудностям».

Этот хадис приводит аль-Хаким, а аль-Альбани назвал его достоверным в «Сахих ат-таргыб ва-т-тархиб» (1116). К тому же суть этого хадиса подтверждается тем, что передаётся в достоверных сборниках аль-Бухари и Муслима.

Ан-Навави в своём комментарии к «Сахиху» Муслима пишет:

“Его – мир ему и благословение Аллаха! – слова: «соразмерно претерпеваемым тобою трудностям (или же он сказал: «… твоим расходам»)» — являются ясным указанием на то, что вознаграждение и его надбавка за поклонение увеличиваются с увеличением степени сложности и объёма расходов.

Здесь идёт речь о таком перенесении трудностей, которое не возбраняет шариат. То же самое касается и расходов” (конец цитаты).

Вместе с тем, принцип о соразмерности награды испытываемым трудностям распространяется не на все случаи. Есть такие поступки, награда за которые бывает больше, когда они исполняются более лёгким способом.

Аз-Заркаши в «аль-Мансур фи-ль-кава’ид» (2 / 415 – 419) пишет:

“Насколько деяние больше и сложнее, настолько оно и лучше. В хадисе от ‘Аишы – да будет доволен ею Аллах! – сообщается: «Твоя награда соразмерна испытываемым тобою трудностям».

В некоторых случаях наименьшее деяние бывает лучше наибольшего. Из них можно выделить следующие:

— Сокращение молитвы лучше для путника, нежели её полноценное совершение.

— Коллективно совершить молитву один раз лучше, чем совершить её двадцать пять раз единолично.

— Укорачивание двух рак’атов утренней молитвы лучше, чем их удлинение.

— Пожертвовать мясом принесённого в жертву животного, отъев прежде от него кусок, лучше, чем отдать всё мясо целиком.

— Чтение в намазе короткой суры лучше, чем чтение части суры, пусть оно и длительное, поскольку из практики Пророка – мир ему и благословение Аллаха! – известно, что чаще всего он поступал именно так” (цитата с сокращением и изменением).

А Аллах же знает лучше!

 

Арсен Шабанов [islamcivil.ru] 

Оставить комментарий

Проверка *