Поклонение Аллаху и условия его действительности

 

  Поистине, хвала принадлежит Аллаху! Его мы восхваляем и Его просим о помощи. Мы взываем к Нему, чтобы Он направил нас на прямой путь, просим Его о прощении и прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от вреда наших дел. Кого Аллах наставит на правильный путь, того никто не собьет с него. А кого Аллах собьет с этого пути, того никто не наставит.  Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха Единого, нет Ему сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник.

В одной из прошлых статей («Нет божества кроме Аллаха» — прим. ред.) мы говорили о том, что смысл шахады «ля иляха илля Ллах» можно передать словами «нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Сегодня же мы поговорим о том, что такое поклонение Всевышнему Аллаху и какие у него условия.

Понимание поклонения в Исламе

 Цель, по причине которой мы все созданы, — это поклонение Всевышнему Аллаху без придавания Ему сотоварищей, как Он повелевает это в Своей священной Книге:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

   «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Аз-Зарийят», аят 56).

Всевышний Аллах не оставил нам свободы выбора в том, каким образом каждый из нас должен поклоняться Ему. Однако Он отправил людям своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует)  и ниспослал ему Великую Книгу, чтобы разъяснить для людей прямой путь.

Следование  пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) также не является делом свободы выбора. Это путь, которым Создатель обязал своих рабов:

وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

   «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура «Аль-Хашр», аят 7).

Аллах также сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

  «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» ( сура «Аль-Ахзаб», аят 36).

А также:

لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُو اللَّهَ وَالْيَوْمَ الْآخِرَ وَذَكَرَ اللَّهَ كَثِيرًا

  «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (сура «Аль-Ахзаб», аят 21).

На сегодняшний день многие мусульмане неправильно понимают, что такое ибада, относя к нему только ритуальное поклонение, как намаз, закат, пост, хадж. На самом же деле оно охватывает всю жизнь человека, так как поклонение — это стремление к довольству Аллаха, посредством исполнения Его повелений и отстранения от Его запретов. Повеления и запреты Аллаха охватывают все сферы жизнедеятельности человека. Так, например, если человек ради достижения довольства Всевышнего Аллаха укрепляет родственные связи, воспитывает детей, выполняет свою работу добросовестно, зарабатывает средства к существованию дозволенным образом, соблюдает правила дорожного движения, то все это будет считаться поклонением, за которое он по воле Аллаха получит награду у своего Создателя.

Определение поклонения  

1. Лексическое значения слова «поклонение»

Слово «Ибада» (عِبَادَةٌ) является производным от глагола «абада» (عَبَدَ), который имеет смысл «служить», «поклоняться», «преклоняться», «быть рабом». Соответственно, отглагольное слово «ибада» (عِبَادَةٌ) будет означать «повиновение», «рабство», «поклонение».

2. Понятие поклонения в Шариате

1) Относительно формы поклонение – это унижение перед Аллахом с исполнением Его приказов и подчинением Его запретам, с любовью к Нему и возвеличиванием Его.

Таким образом, дело не будет считаться поклонением, если оно не было выполнено с полной любовью и унижением к Нему. Как на это указывают многочисленные аяты Корана:

وَمِنَ النَّاسِ مَن يَتَّخِذُ مِن دُونِ اللّهِ أَندَاداً يُحِبُّونَهُمْ كَحُبِّ اللّهِ وَالَّذِينَ آمَنُواْ أَشَدُّ حُبًّا لِّلّهِ

  «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» ( сура «Аль-Бакара», аят 165).

إِنَّ الَّذِينَ هُم مِّنْ خَشْيَةِ رَبِّهِم مُّشْفِقُونَ

  «Воистину, те, которые трепещут от страха перед своим Господом» ( Сура «Аль-Муминун», аят 57).

إِنَّهُمْ كَانُوا يُسَارِعُونَ فِي الْخَيْرَاتِ وَيَدْعُونَنَا رَغَبًا وَرَهَبًا وَكَانُوا لَنَا خَاشِعِينَ

  «Воистину, они спешили творить добро, взывали к Нам с надеждой и страхом и были смиренны перед Нами» (Сура  «Ан-Анбия», аят 90).

 

2)  Относительно сущности поклонение – это все, что любит Всевышний Аллах и чем Он доволен из слов и деяний, явных и скрытых.

Условия поклонения

  Дело не будет поклонением, если оно не соответствует условиям, о которых мы немного вам расскажем.

1. Искренность (ихляс) перед Аллахом

Здесь подразумевается, что целью человека при совершении дела должно быть достижение довольства Всевышнего Аллаха и обретения блага в загробной жизни посредством этого довольства. То есть, что бы ни совершал человек из явных дел, как, например, хорошее отношение к родителям, помощь людям и т.д ,  или же скрытных дел, как любовь, ненависть — цель этих дел заключается в достижении довольства Всевышнего Аллаха, как на это указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

الَّذِي يُؤْتِي مَالَهُ يَتَزَكَّى وَمَا لِأَحَدٍ عِندَهُ مِن نِّعْمَةٍ تُجْزىَ إِلَّا ابْتِغَاء وَجْهِ رَبِّهِ الْأَعْلَى وَلَسَوْفَ يَرْضَى   

  «Который раздает свое богатство, очищаясь, и всякую милость возмещает сполна только из стремления к Лику своего Всевышнего Господа. Он непременно будет удовлетворен»  (сура «Аль-Лейль», аяты 18-21).

Также:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ لاَ تُبْطِلُواْ صَدَقَاتِكُم بِالْمَنِّ وَالأذَى كَالَّذِي يُنفِقُ مَالَهُ رِئَاء النَّاسِ وَلاَ يُؤْمِنُ بِاللّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ

  «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями, подобно тому, кто расходует свое имущество ради показухи и не веруют при этом в Аллаха и в Последний день» (сура Аль-Бакара, аят 264).

Также передаётся, что второй праведны халиф Умара (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (Аль-Бухари, 1 ).

 

2. Соответствие сунне Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)

То есть для того, чтобы какое-либо дело считалось поклонением, не достаточно выполнять его искренне ради Аллаха, — также необходимо, чтобы это дело соответствовало Шариату, с которым пришел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Доказательством этому являются следующие аяты Корана:

فَمَن كَانَ يَرْجُو لِقَاء رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

  «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура «Аль-кахф», аят 110) .

Ибн Касир, давая толкование этим словам, сказал:

«Тот, кто надеется на встречу со своим Господом» — то есть Его награду;

«пусть совершает праведные деяния» — то есть деяния, соответствующие шариату Аллаха;

«никому не поклоняется наряду со своим Господом» — который желает этими деяниями Лика Всевышнего Аллаха, не придавая Ему сотоварищей. И для того чтобы деяния были приняты, необходимо, чтобы в них объединились два условия: они должны быть искренними ради Аллаха и соответствующими Шариату  посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) («Тафсируль Кураниль азым», Ибн Касир).

 

Также в хадисе, переданном от матери  правоверных Умм Абдуллах Аиши (да будет доволен ею Аллах), говорится: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новое и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто» (Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и Ибн Маджа).

 

Этот хадис является одной из великих основ ислама. Подобно тому, как хадис, в котором сказано: «Дела (оцениваются) только по намерениям» — служит критерием оценки внутренней стороны дел, указывая на то, что человек, совершающий любое дело не ради Аллаха, не получит за него награды, этот хадис может служить критерием оценки внешней стороны дел. Из его содержания следует, что любое дело, не соответствующее велениям Аллаха и Его посланника, будет отвергнуто, а это значит, что каждый из тех, кто вносит в религию что-то новое, совершает недозволенное.

Как указывает шейх Ибн Усаймин, чтобы поклонение было принято, в нем необходимо соответствие следующим условиям:

1) Поклонение должно соответствовать шариату относительно причин его совершения (имеется виду, что оно должно иметь основу в Шариате).

То есть, если какой-либо человек будет поклоняться Аллаху поклонением, основным на причинах не соответствующих Шариату, то оно будет считаться недействительным. Примером может служить празднование дня рождения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которое не имеет основы в Шариате и не исполнялось при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также не исполнялось при жизни его сподвижников и праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах).

2) Поклонение должно соответствовать шариату относительно вида.

Например, если человек в праздник жертвоприношения заколол лошадь, то его поклонение будет считаться недействительным, так как Шариат для этого установил другой вид животных (верблюда, корову или же овцу).

3) Поклонение должно соответствовать шариату относительно количества.

То есть, если человек заявит, что он будет выполнять намаз Зухр (обеденный намаз) в шесть ракаатов, будет ли принято такое поклонение? Ответом будет «нет», так как такое количество ракаатов в этом намазе не соответствует тому количеству, которое определено Шариатом. Также, если человек заявляет, что будет читать в азкарах (молитвы после намаза) слова «субханаЛлах», «альхамдулиЛлях», «Аллаху Акбар» не по 33 раза, как это приходит в сунне, а по 44, 60 или 100 и т.д, придавая этому количеству определенный смысл, то это будет ошибкой , если же он делает это  с намерением больше восхвалять Аллаха, следуя аяту Великого Корана:

يَا اَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اذْكُرُوا اللهَ ذِكْرًا كَثِيرًا. وَسَبِّحُوهُ بُكْرَةً وَاَصِيلاً

  «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно, и славьте Его утром и перед закатом» ( сура Аль-Ахзааб, аяты 41-42), — то нет проблем в том, чтобы читать их больше чем 33 раза.

4) Поклонение должно соответствовать шариату относительно способа исполнения.

Как мы знаем, одним из видов поклонения является совершение омовения. И если человек делает малое омовение таким образом, что сначала омывает ноги, а затем протирает голову, в то время как в Шариате пришло наоборот, то такое поклонение будет считаться недействительным.

5) Поклонение должно соответствовать шариату относительно времени его выполнения.

Как, например, если человек решит держать обязательный пост в месяце Шаваль или Шаабан, а не в месяце Рамадан, либо же выполнит намаз Зухр (обеденный) до наступления зенита, то такое поклонение не будет считаться действительными, так как оно будет выполнено в неустановленное шариатом время.

6)  Поклонение должно соответствовать шариату относительно места его выполнения.

То есть если человек решил  совершить Хадж (большое паломничество) в Иране, то такое поклонения будет считаться недействительным, так как не соответствует месту, определенному ему шариатом.

После того как мы упомянули  условия, при наличии которых  поклонение будет действительным, необходимо отметить,  что оно принимается только от мусульман. Доказательство этому является аят Корана:

وَقَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاء مَّنثُورًا

  «Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах» (сура Аль — Фуркан, аят 23).

Шейх Абдуррхман Ас-Саади, делая толкование этому аяту, сказал:

«Все люди трудятся в поте лица и надеются на то, что их деяния принесут им пользу, но в Судный день их деяния могут оказаться тщетными и бесполезными. Именно это произойдет с неверными и многобожниками, которые окажутся в полном убытке. Они не только будут лишены вознаграждения, но и будут наказаны за то, что совершили при жизни на земле. А причина этого — отсутствие правой веры и неверие в Аллаха и Его посланников. Воистину, Аллах принимает деяния только от тех из Своих рабов, которые искренне исповедуют правую веру и надлежащим образом следуют путем Божьих посланников» («Тайсиру карими Рахман фи тафсири калямиль Маннан», Ас-Саади).

Также передают со слов Аишы, сказавшей: «Я спросила: «О Посланник Аллаха, Ибн Джудаан в (эпоху) невежества поддерживал родственные связи и кормил бедняков, принесет ли ему это пользу?» Он ответил: «Поистине, это не принесет ему пользу, так как не было такого дня, в котором он сказал «О мой Господь, прости мне грехи в Судный день»», (Муслим 214).

 

Таким образом, каждый человек должен внимательно относиться к своему поклонению, — ведь это его взаимоотношения с Господом миров. Всевышний Аллах не нуждается в нашем поклонении, это мы нуждаемся в нём и, соответственно, Его довольстве, которое ищем посредством наших дел. Поистине, это довольство достигается только с искренностью и подчинением Его Закону – шариату.

 

 

Али Каримов [islamcivil.ru]

 

Оставить комментарий

Проверка *