Шейху-ль-ислама Ибн Теймию (да смилуется над ним Аллах) спросили о том, на кого обязательно или дозволенно гневаться, кого следует покидать (бойкотировать) и на кого следует гневаться и покидать его одновременно с целью довольства Всевышнего Аллаха.

Какие условия необходимы, чтобы гневаться на человека или покинуть его? Также, входит ли в покидание (бойкотирование) оставление приветствия? Обязательно ли отвечать на приветствие такого человека? Следует ли продолжать подобное отношение до тех пор, пока не будет оставлена его причина, или же для этого есть определенный срок? И если это определенный срок, то каков он? Дайте нам ответ, да воздастся вам благом.

 

Ответ Ибн Теймии (да смилуется над ним Аллах) [«Маджму’у ль-фатава» 28/203]:

 

Оставление (покидание, бойкотирование) в шариатском понимании бывает двух видов: оставление самого порицаемого действия и оставление человека в виде последствия за совершение порицаемого.

Первое упомянуто в словах Всевышнего Аллаха (смысл): «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором. Если же сатана заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь» (сура «Скот», аят 68).

Также Аллах говорит (смысл): «Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им».

Имеется ввиду, что человек не должен находиться рядом с совершением запретного без нужды (в нахождении в этом месте), как, например, нахождение рядом с теми, кто употребляет спиртное. И если кого-либо пригласят на торжество, на котором будут распиваться опьяняющие напитки и присутствовать другое запретное, он не должен отвечать на приглашение. В этом отношении отличается положение того, кто пришёл для порицания запретного, а также человека, который был принуждён к присутствию там. Поэтому говорят: «Присутствующий при совершении греха подобен совершающему его».

Также в хадисе передаётся: «Тот, кто верует в Аллаха и в Судный день, пусть не садится за стол, за которым распиваются опьяняющие напитки».

Этот вид отстранения относится к отстранению человека от запретных действий. Как сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Отстраняющийся (оставляющий, переселенец) – это тот, кто отстранился от того, что запретил Аллах».

Также из этого раздела – переселение из земель куфра и нечестия в земли ислама и веры, ведь такой человек переселяется с места, в котором он сожительствует с неверующими и лицемерами, препятствующими полноценному исполнению им приказов Аллаха. Также из этого раздела слова Всевышнего Аллаха: «…и сторонись скверны (многобожия)» (сура «Завернувшийся», аят 5).

Второй вид – это покидание человека с целью его исправления, отстранение от того, кто открыто совершает порицаемое. От такого человека отстраняются до тех пор, пока он не покается от совершаемого. Как, например, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отстранился от своих сподвижников, которые без оправдания не вышли на джихад, когда он был обязателен для них – он отстранялся от них до тех пор, пока Аллах не ниспослал известие о принятии их покаяния. От человека же, выявляющего благое, не отстраняются, даже если это будет лицемер.

Также оставление применяется с целью наказания.

Наказание применяется к тем, от кого выявилось оставление обязательного, совершение запретного, как, например, оставление намаза или отказ от выплаты заката; открытое совершение притеснений и мерзостей; а также от того, кто открыто призывает к нововведениям, противоречащим Корану, Сунне и единогласному мнению саляфов, которое даёт понять, что действие является новшеством.

Суть подхода саляфов относительно призывающих к нововведениям, заключающегося в том, что их свидетельство не принимается, позади них не молятся, от них не берут знание, с ними не заключают брачные узы – всё это наказание по отношению к ним, чтобы они прекратили. Поэтому различают между призывающим к нововведениям и не призывающим к ним, так как призывающий выявляет запретное и тем самым заслуживает наказания. В отличие от скрывающего это в себе, — ведь он не хуже лицемеров, которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) судил по их внешнему состоянию, оставляя скрытое Аллаху, хотя он знал положение многих из них. В хадисе по этому поводу передаётся следующее: «Когда ослушание совершается скрыто, оно не вредит никому, кроме совершающего его; когда же оно совершается открыто и не порицается, оно вредит всем». Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если при виде порицаемого люди не будут исправлять его, возможно Аллах накажет за это дело их всех».

Открытые порицаемые действия обязательно должны порицаться в отличие от скрытых – их последствия касаются лишь совершающего эти действия.

Такое отстранение различается в зависимости от положения отстраняющихся, от их силы или слабости, от их многочисленности или малочисленности. Поскольку целью отстранения является давление на того, от кого отстраняются, и его исправление, а также исправление подобных ему людей. Если в этом будет превосходящая польза, если отстранение приведёт к ослаблению зла человека или его сокрытию, то в таком случае отстранение будет законным согласно шариату. Если же будет так, что ни тот, от кого отстранились, ни кто-либо другой не воздержится от порицаемого и, напротив, увеличит зло; или если отстраняющийся находится в слабом положении, и вред от этого будет превосходить пользу, отстранение не будет законным согласно шариату. Напротив, укрепление отношений с некоторыми подобными людьми будет полезнее, чем отстранение от них.

Также отстранение от некоторых людей может быть полезнее для них, чем близкие отношения. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел с некоторыми людьми хорошие отношения, а от некоторых – отстранялся. Как, например, те трое, которые не вышли на джихад (посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники отстранились от них) были лучше тех, с кем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) имел хорошие отношения по причине того, что они были лидерами своего народа, их слушали люди, и в установлении хороших отношений с ними была религиозная польза. Что же касается людей, от которых отстранились, — в этом отстранении было величие религии, а для них это было очищением от грехов.

Это подобно тому, что иногда с врагами узаконено сражение, иногда перемирие, иногда взятие джизьи – в зависимости от положения и польз.

Мнение имамов, как, например, имама Ахмада и других в данном разделе построено на этой основе. Поэтому он различал между землями, на которых распространились новшества, как, например, кадария в Басре, гадание по звёздам в Хурасане, шиизм в Куфе; и теми территориями, где дело обстоит по-другому. Также он различал между предводителями, которых слушают люди, и другими. Если цель шариата становится понятной, в сторону её достижения направляются наиболее действенными путями.

 

***


Отсюда становится ясным, что законное согласно шариату отстранение относится к приказам Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), и послушание в этом обязательно должно быть искренним, совершаемым ради довольства Всевышнего Аллаха. Это действие должно соответствовать приказу Аллаха, — только в таком случае оно будет правильным и совершённым ради Аллаха. Тот же, кто отстранился от кого-либо, следуя своим страстям, или же сделал это неузаконенным образом, — такой не будет относится к сказанному выше. Как же много дел совершается по причине следования страстям, в то время как совершающий их полагает, что он подчиняется Аллаху!

Оставление человека по причине простого человеческого недопонимания сроком более чем на три дня является запрещённым, как это передаётся в двух достоверных сборниках (Аль-Бухари и Муслима) от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Не дозволенно мусульманину отстраняться от своего брата больше чем на три дня, так чтобы при встрече один отворачивался от другого, и лучший из них – тот, кто начнёт с приветствия». Не является дозволенным отстраняться от мусульманина по причине ссоры более чем на три дня, так же как никому кроме жены покойника не дозволенно находиться в состоянии траура больше трех дней.

Также в двух достоверных сборниках от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приводится, что он сказал: «Врата Рая открываются каждый понедельник и четверг, и прощается каждому рабу, не приобщающему Аллаху сотоварищей, кроме того, кто находится в состоянии вражды со своим братом. Говорится: Подождите (не записывайте их в число прощённых) до тех пор, пока они не помирятся». Поэтому бойкотирование человека лишь за своё право является запрещённым, кроме случаев, в которых есть послабление, как, например, неразделение постели с непослушной женой или разрыв отношений на три дня в случае конфликта.

Человеку надлежит различать между бойкотированием ради права Аллаха и бойкотированием ради своего права. Первое – установлено шариатом, второе – запретно, поскольку верующие являются братьями. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не разрывайте отношения, не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, будьте рабами Аллаха, братьями. Мусульманин – брат мусульманину». Также в хадисе, который приводится в сборнике «Сунан», передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллах) спросил: ««Не указать ли вам на то, что выше по уровню, чем намаз, пост, милостыня, приказ одобряемого и запрет порицаемого?» Сподвижники ответили: «Конечно, о посланник Аллаха» Он сказал: «Улучшение отношений между вами. Воистину, порча отношений подобно бритве. Я не говорю, что она сбривает волосы, воистину она сбривает (уничтожает) религию». Также в достоверном хадисе передаётся, что «верующие в их любви друг к другу, милости по отношению друг к другу, в сочувствии, подобны телу: если что-то беспокоит одну его часть, то это отдается лихорадкой и бессонницей в другой части».

Такое бойкотирование относится к разделу шариатских наказаний и видам джихада на пути Аллаха. Это делается для того, чтобы слово Аллаха было возвышенным, и вся религия была посвящена одному Аллаху. Мусульманину надлежит враждовать ради Аллаха и любить ради Аллаха. Один мусульманин должен любить другого, даже если он совершит притеснение в отношении него: воистину, притеснение не разрывает прочную связь любви, происходящей от веры. Всевышний Аллах сказал: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие – братья» (сура «Комнаты», аяты 9, 10).

Аллах сделал их братьями, несмотря на сражение между ними и переход границ одних из них по отношению к другим. И также приказал примирять между ними. Так пусть же мусульманин поразмышляет над разницей между этими двумя видами (оставление ради Аллаха и оставление ради себя), и как же часто один из них путают с другим. Мусульманин должен знать, что ему необходимо проявлять любовь к мусульманину, даже если он совершил притеснение в отношении него и перешёл границы. Также является обязательной вражда к неверующим, даже если они одарили тебя чем-либо или отнеслись хорошо. Воистину, Аллах, свят Он и велик, отправил Своих посланников и ниспослал книги для того, чтобы вся религия была посвящена одному лишь Аллаху. Любовь должна быть обращена к приближённым Аллаха, а гнев должен быть обращён на Его врагов; почтение Его приближенным, презрение – Его врагам; награда Его приближенным, наказание – Его врагам.

Когда же в человеке собралось добро и зло, грехи и послушание, сунна и новшество, он заслуживает любви соответственно наличию в нем блага и заслуживает вражды и наказания в соответствии наличия в нём зла. Бывает так, что в одном человеке собирается то, что обязывает проявлять по отношению к нему и почтение, и презрение. В нём собирается и то, и это, как, например, когда вору-бедняку отрубают руку за воровство, вместе с этим ему выделяют имущество из казны для покрытия его нужд.

Это основа, на которой собрались ахлю-с-сунна ва-ль-джамаа, и в этом им противоречили хариджиты и му’тазилиты, а также те, кто согласился с ними (будучи не из числа их). Ахлю-с-сунна не делают людей заслуживающими лишь награды или же заслуживающими лишь наказания. Ахлю-с-сунна говорят: воистину, Аллах накажет Огнем совершающих большие грехи, затем выведет их из него по заступничеству тех, кому он дозволит заступаться по Своей милости, как на это многократно указано в Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). А Аллах знает лучше.

О Аллах, благослови Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников.

 

Перевод: Мурад Дибиров [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос