Половина пути пройдена

весы

 

Прошла половина месяца Рамадан, и уже можно подвести предварительные итоги того, как мы проводим этот месяц. Стал ли он для нас месяцем поста, развития, очищения, взаимопомощи, самоотчёта, попытки удержать себя от совершения дурного и стать лучше, или это были дни только лишь физического самоограничения в еде и питье, не мешающие продолжать вести прежний – праздный и даже грешный образ жизни? Или же эти дни и вовсе прошли без какой-либо увязки с постом?

 

То, что мусульмане должны соблюдать пост в месяце Рамадан, уже давно не является новостью ни для кого. Об этом знают даже немусульмане. Веление соблюдать его приводится в нескольких аятах Корана: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам»; «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься».

Но в чём смысл этого предписания?

Особенность Рамадана в том, что в этот месяц открываются врата рая, закрываются врата ада, а шайтаны сковываются цепями. То есть это время, когда человеку максимально облегчено совершение добрых дел и рядом с ним нет того, кто подталкивал бы его к совершению греховного. То есть это месяц, который обнажает наши души. Это время, когда мы сталкиваемся с нашей сущностью. Рамадан как зеркало, в которое смотрит каждый из нас и видит себя настоящего и может разглядеть свои изъяны, а значит и попытаться что-то с ним сделать.

 

Приведённые выше аяты об обязательности поста заканчиваются словами «быть может, вы устрашитесь», «быть может, вы будете благодарны».

 

Страх перед Аллахом… Месяц Рамадан с его постом, частым чтением или слушанием Корана, в котором говорится о величии Аллаха, о том, что Ему ведомо о твоих явных делах и потаённых мыслях, Его гневе и наказании за ослушание и грехи, притом, что Он Милостивый, Милосердный и Прощающий, способствует тому, чтобы человек отказался от совершения запретного в отношении себя и других.

 

Богобоязненность удерживает человека от того, чтобы обмануть или оболгать кого-то; от того, чтобы посягнуть на жизнь, честь или имущество кого-то; от того, чтобы нарушить чьи-то права, обогатиться за счёт обворовывания других.

 

Страх перед наказанием Аллаха приводит дела человека в порядок, а его самого делает правильным. Если к этому не приводит любовь к Аллаху, приведёт страх.

 

Благодарность Аллаху… Постящийся, испытывающий голод и жажду, начинает понимать положение бедных людей, которые вынуждены голодать на протяжении всего года, и он должен благодарить Аллаха за те блага, которыми Он наделил его. Доброта, которую он испытывает на себе, заряжает его на то, чтобы быть добрым и по отношению к другим и помогать им.

 

Бедный человек, видя то, как люди в этот месяц стараются помочь ему как можно больше, начинает благодарить Аллаха. Он начинает убеждаться в том, что Аллах – Ар-Раззак (Дающий пропитание), и от этого крепнет его вера, а само общество становится сплочённым.

 

Все мы, зная о своих грехах, должны быть благодарны Аллаху за Его терпение по отношению к нам: мы живём на Его земле, грешим на Его земле, пользуемся Его благами, а Он даёт нам возможность исправиться. Более того, создав нас, Он не оставил нас на произвол судьбы, а дал Своё Писание в качестве верного руководства, чтобы человек мог отличить прямой путь от заблуждений, чтобы мог понять, что есть добро, а что зло, что даёт нам успех во всех мирах. Это ещё один повод быть благодарным Аллаху.

 

Однако может возникнуть вопрос: если дело обстоит так, как описано выше, то почему при таком большом количестве постящихся так мало боящихся Аллаха и благодарящих Его?

 

Ответ кроется в тех же аятах о посте, когда Всевышний говорит: «быть может, вы устрашитесь», «быть может, вы будете благодарны».

 

«Быть может». То есть всего этого не будет, если человек станет воспринимать свой пост только лишь как дежурное воздержание от еды и питья. В то время как его желудок ограждён от физического попадания в него пищи, его руки, его глаза, его язык, его помыслы продолжают неудержимо грешить.

 

«Быть может». То есть, чтобы это заработало, человек должен приложить некие усилия в отношении самого себя, преодолеть свои низменные желания и страсти, избавиться от пороков, стать лучше, чем он был прежде.

 

Месяц – это достаточный срок, чтобы в течение этого времени какое-то действие стало привычкой, а со временем эта привычка станет чертой характера.

 

Уже прошла половина месяца Рамадан. Если она прошла для тебя с каждодневными мыслями о том, как бы побыстрее открыть пост и ничегонеделанием; если ты провел эти дни в грехах и беспечности; если ты в это время незаконно арестовывал молящихся в мечетях мусульман или даже, если для тебя это был месяц июнь, и ты вовсе не постился, то не отчаивайся – ещё осталась половина месяца Рамадан, а значит у тебя есть возможность покаяться и изменить себя. Месяц Рамадан – это благоприятное время, чтобы посадить в своём сердце семена перемен, которые при должном уходе со временем дадут ростки надежды и плоды благополучия.

 

И тогда Аллах поможет тебе и приведёт твои дела в порядок. И если таких людей станет много, то станет здоровым и само общество.

 

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали! В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны. ‘‘Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, – быть может, они последуют верным путём’’». (Коран: 2:183–186).

 

 

Ислам Абдуллаев [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *