(Намаз духа. Все ссылки, заключённые в скобки, которые встречаются в данной статье, — это отсылки ко второй части комментариев шейха Мухаммада Мухтара аш-Шанкити (хафизахуЛлах) к главе о намазе книги «Заду ль-мустакни’» имама Аль-Хаджави, рахимахуЛлах)

 

Название намаза духа

 

Намаз духа назван таким образом по причине времени, в которое он совершается [см. стр. 50].

Шейх Аш-Шанкити (хафизахуЛлах) говорит: «Такое название для этого намаза установлено в Сунне, как это передаётся в хадисе Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах) в обоих Сахихах [достоверных сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима – прим. пер.], который сказал: «Мой любимый – мир ему и благословение Аллаха – завещал мне… совершать два раката ад-духа».

Также передаётся в хадисе Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), который приводит Муслим, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждый день с наступлением утра каждому из вас следует давать садака столько раз, сколько есть суставов в его теле. Каждое произнесение вами слов «Субхана-Ллах» («Слава Аллаху») – это садака, и каждое произнесение слов «Аль-хамду ли-Ллях» («Хвала Аллаху») – это садака, и каждое произнесение слов «Ля иляха илля-Ллах» («Нет бога, кроме Аллаха») – это садака, и каждое произнесение слов «Аллаху Акбар» («Аллах Велик») – это садака, и побуждение к одобряемому – это садака, и удержание от порицаемого – это садака, но всё это заменяют собой два раката ад-духа».

Также в хадисе Абу ад-Дардаъ (да будет доволен им Аллах), который приводится в Сахихе Муслима, передаётся: «Завещал мне мой любимый – посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – три вещи, которые я никогда не оставлю, пока буду жив: пост в течение трёх дней каждого месяца, намаз ад-духа и чтобы я не ложился спать, пока не совершу намаз витр».

Данные хадисы указывают на название намаза духа, так же, как они указывают на его предписанность и желательность. И это мнение (о предписанности и желательности намаза духа) большинства саляфов (предшественников) и халяфов (поздних), да помилует их всех Аллах» [конец цитаты шейха Аш-Шанкити, стр. 50].

 

Количество ракаатов намаза духа

 

Минимальное количество ракатов намаза духа – два. Шейх Аш-Шанкити говорит: «…поскольку на это указывает сунна, как это видно из достоверных хадисов, упомянутых выше. Среди них – слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…но всё это заменяют собой два раката ад-духа». А также хадис Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах): «Мой любимый – мир ему и благословение Аллаха – завещал мне… совершать два раката ад-духа»» [стр. 51].

Относительно максимального количества ракатов намаза духа у учёных имеются разногласия. Согласно одному из мнений максимальное количество ракатов духа – восемь. Это мнение опирается на хадис, который передаётся в сахихе Муслима о том, что в день открытия Мекки пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил днём восемь ракатов.

Шейх Аш-Шанкити говорит: «Данное мнение строится на том, что этот намаз [совершённый в день открытия Мекки – прим. пер.] расценивается, как духа… <…> Согласно же мнению, что это был намаз фатх [намаз по случаю завоевания – прим. пер.] – а оно является более сильным – в этом хадисе нет доказательства на то, что было упомянуто. Это подкрепляется тем, что Са’д (да будет доволен им Аллах) совершил этот намаз при завоевании дворца Хосроя.

Таким образом, намаз духа состоит из двух и более ракатов, как это пришло в хадисе Айши (да будет доволен ею Аллах), который приводит Муслим, о том, «что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз духа в четыре раката и добавлял к ним, сколько хотел». Данный хадис указывает на отсутствие ограничения добавляемых ракатов конкретным числом» [конец цитаты шейха Аш-Шанкити, стр. 52].

 

Совершение намаза духа в сафаре

 

Шейх Аш-Шанкити говорит: «…также на это [то есть на узаконенность совершения намаза духа в сафаре – прим. пер.] указывает хадис Анаса (да будет доволен Аллах), который сказал: «Я видел пророка (мир ему и благословение Аллаха) в сафаре, совершающим желательный намаз духа в восемь ракатов», — хадис передал Ахмад со слабым иснадом» [стр. 52].

 

Время совершения намаза духа

 

Время совершения намаза духа начинается с момента завершения времени, относительно совершения намазов в которое пришёл запрет. То есть с того момента, как солнце поднимется на «высоту копья» после восхода [см. стр. 53].

Заканчивается же время совершения намаза духа перед тем, как солнце достигнет зенита.

Шейх Аш-Шанкити говорит: «Время совершения намаза духа заканчивается в середине дня, то есть перед зенитом. <…> После того, как наступит середина дня, время совершения намаза духа заканчивается…» [стр. 54].

 

Абдульму’мин [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос