Предостережение от обвинения в неверии без явных на то доказательств

Вопрос:

Родственник обвинил меня в неверии на основании своих определенных понятий. Он считает, что невежественный человек, который совершает ширк, не может быть мусульманином. Я сам не совершаю ширк (пусть Аллах упасет от этого), однако я оправдываю других за их невежество. А что касается него, то этот вопрос у него не обсуждается. По его мнению, каждый невежественный человек в состоянии выучиться, и поэтому нет ему оправдания. И из-за того, что я не обвиняю их в неверии, он считает, что в моем верубеждении имеется «прокол» и считает меня вышедшим за пределы веры. Так ли это?

 

 

Ответ:

Хвала Аллаху

 

Первое: Нельзя упрощать в вопросах обвинения мусульман в неверии (такфир) или в греховности (тафсик), поскольку это является клеветой в отношении Аллаха и Его рабам – мусульманам. Не дозволяется обвинять мусульманина в неверии или в греховности без явных на то доказательств из Корана и сунны, из которых будет следовать, что такое-то слово или дело является куфром.

Также нельзя обвинять в неверии или греховности и нечестии, кроме как при наличии условий такфира и тафсика и устранения препятствующих обстоятельств.

К таким условиям относится то, чтобы человек знал о том, что он противоречит Шариату, что делает его кафиром (неверующим) или фасиком (грешником, нечестивцем).

К препятствиям в обвинении относится то, что у человека имеется своя интерпретация (таъвиль), или же у него имеется какое-то сомнительное мнение, которое он считает доказательством (шубха), или же он относится к категории людей, которые не способны понимать шариатские доводы, ведь такфир не выносится без установления намеренного противоречия Шариату и устранения незнания по этом вопросу. Для ознакомления с условиями такфира прочитайте фатву №85102.

 

Второе: Правильным мнением в вопросе оправдания по невежеству является то, что мусульманин, религия которого установлена, не выводится из Ислама на основании сомнительных вещей. Это происходит только лишь на основе явного и приведения доводов, после которых не может быть оправданий.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Истина в этом вопросе заключается в том, что слова могут быть куфром и могут сделать сказанного кафиром, и говорят: «Кто сказал так-то, то он кафир». Однако, в отношении конкретного человека, который произнес такие слова, не выносится решение о том, что он стал неверующим, пока ему не будет установлен довод, отказ от которого делает его кафиром» («Маджму’ аль-фатава», 23/345).

К вещам, препятствующим такфиру и оправдывающим, совершившего поступки, противоречащие Шариату, будь то в вопросах ответвлений или основ, в вопросах фикха или вероубеждений, относится невежество (незнание). Тот, кто совершает поступок и при этом не знает о том, что Аллах запретил это, тот не наказывается за свой поступок и не несет никакой ответственности, пока он не узнает об этом запрете, ему не будет приведен довод на это и дано разъяснение по данному вопросу. Всевышний Аллах говорит: «Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не разъяснит им, чего они должны опасаться. Воистину, Аллах знает обо всякой вещи» (9:115).

Ибн Таймия, да помилует его Аллах, говорит: «Люди, хорошо знающие меня, осведомлены в том, что я являюсь одним из первых, кто запрещает обвинение конкретного человека в неверии (такфир), в нечестии (тафсик) и греховности (ма’сия), если не станет известно, что ему был приведен религиозный довод, оставление которого иногда может быть неверием, либо нечестием, либо грехом. И я утверждаю, что Аллах простил этой умме действия, совершенные по ошибке, которые включают в себя слова и поступки. Саляфы часто спорили по многим подобным вопросам, однако никто из них не утверждал, что его оппонент является неверующим, нечестивцем или грешником» («Маджму’ аль-фатава», 3/229).

Он также сказал: «После сказанного не разрешается обвинять в неверии конкретную личность из числа этих невежественных людей и подобных им, кроме как им будет установлен религиозный довод, который разъяснит им, что они противоречат Посланникам, даже если не будет никаких сомнений в том, что их слова являются куфром. Это относится и к обвинению всех конкретных личностей с учетом того, что некоторые нововведения хуже других нововведений, а некоторые нововведенцы обладают верой, которой нет у других. И никто не может обвинить мусульманина в неверии, даже если тот ошибся или совершил неправильный поступок, пока ему не приведут довод и не разъяснят его. Тот, о ком известно о его вере, не перестает быть таковым на основе сомнительного. Это происходит только лишь после установления довода и устранения неясностей» («Маджму’ аль-фатава», 12/501).

Также он сказал о невежественных людях, которые совершают некоторые обряды, включающие в себя ширк: «И это является многобожием в том случае, когда человеку будет приведен довод, но он будет продолжать его совершать. В таком случае его нужно убить, как убивают остальных многобожников. Такого не хоронят на мусульманском кладбище и над ним не совершается погребальная молитва. Если же человек является невеждой, до которого не дошло знание и который не знает природу многобожия, с которым сражался Пророк, мир ему и благословение Аллаха, то в отношении такого не выносится такфир, особенно, когда такой ширк распространен среди тех, кто относит себя к Исламу и убежден в том, что такие дела являются приближением к Аллаху и послушанием Ему. Таковой является заблудшим по общему мнению мусульман и после приведения ему доводов становится кафиром» («Джами’-уль-масаиль», 3/151).

Тексты у Ибн Таймии по этому вопросы многочисленны, и чтобы привести их всех не хватит места.

Сказал шейх Мухаммад бин Абдуль-Ваххаб, да помилует его Аллах: «Если мы не выносим такфир тем, кто по своему невежеству и отсутствию тех, кто разъяснил бы им это, поклоняется идолам, которые установлены на могиле Абдулкадыра, Ахмада аль-Бадави и им подобным, то как же мы будем называть кафирами тех, кто не совершает ширк, только за то, что они не переселяются к нам, не выносят такфир другим и не сражаются в наших рядах? «Свят Ты! Это великая клевета»» («Ад-дурар ас-сания», 1/104).

Шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Когда мы говорит: «Это является неверием», это не означает, что мы называем неверующим каждого, кто совершит этот поступок. Ведь у него может быть оправдание, или же истина для него неясна, или же он был вынужден совершить это по необходимости. Мы подождем, пока положение этого человека не прояснится. Если станет ясно, что он обладает знанием, и он осмелился на совершение этого поступка, то мы скажем, что он неверующий» («Лика-уль-баб-иль-мафтух», 6/37).

А что касается слов о том, что каждый невежда может выучиться, то они неправильны, поскольку невежество бывает нескольких видов: один не знает и не имеет возможности для изучения в силу преклонного возраста или слабости ума, другой не знает по причине таъвиля (неверной интерпретация текста), этот не знает по причине шубха (наличие сомнительного мнения, которое человек считает доказательством), тот невежествен по причине услышанного хадиса, тот по причине испорченного понимания, а этот по причине невежественного шейха, которому он доверяет и тд. Все это является оправдываемым невежеством в отличии от упорствующего невежды, который не заслуживает оправдания.

Также для пользы прочитайте ответы на вопросы №№ 215338, 111362, 192564.

Полезные и хорошие исследования, касающиеся этой важной темы, имеются в книге «Ишкалият-уль-узри биль-джахль филь-бахси-ль-акади» уважаемого шейха Султана аль-Амири. Книга напечатана, издана и доступна в сети интернета.

 

Третье: Выражение: «Кто не считает кафира кафиром, тот сам кафир» не понимается в прямом смысле, и это не текст Корана, сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и единогласное мнение мусульман (иджма), которые защищены от ошибок.

Нет сомнения в том, что использование этого правила в заданном вопросе является ошибочным, в чем нет сомнения у того, обладает минимальными шариатскими знаниями.

Ученые до сих пор разногласят относительно положения колдуна – является ли он неверующим или нет. Но мы не слышали ни от одного ученого, который считает колдуна неверующим, чтобы он говорил: «кто не считает колдуна неверующим, тот сам неверующий».

Люди по прежнему спорят относительно положения человека, оставившего молитву из-за лени. Но мы не видели и не слышали ни от кого, кто считает такого человека неверующим, ни в прошлом, ни в настоящем, чтобы он говорил: «кто не считает неверующим того, кто оставил молитву, тот сам неверующий».

Также обстоят дела и в вопросе оправдания по невежеству. Тот, кто дает такое оправдание не говорит, что тот, кто совершает такие поступки, совершает правильные дела, которые будут приняты. Нет, он говорит, что такой человек совершает ошибку, или куфр, в зависимости от положения от самого человека. Такой человек становится неверующим или нечестивцем только после того, как ему разъяснят запретность такого поступка, приведут шариатский довод.

Когда ученые используют данное правило, они подразумевают неверующих в своей основе (аль-кафир аль-аслий), которые исповедуют любую другую религию помимо Ислама, или тех, кто считает правильными заблудшие учения, которые противоречат общеизвестным вещам в Исламе, которые попали в неверие не имея интерпетации (таъвиль), либо незнания, которое бы их прощало, в соответствии с тем, как мы об этом разъяснили ранее.

Ниже мы приведем слова некоторых ученых, которые подтверждают наше мнение.

Аль-Кады ‘Ияд, да помилует его Аллах, сказал: «Поэтому, мы считаем неверующим того, кто не считает таковым тех, кто исповедует любую другую религию помимо Ислама, умалчивает об их положении, допускает либо считает правильным их путь, даже если при этом он сам показывает свое следование Исламу, убежденность в ее истинности и убежденность в ложности всего остального. Такой человек является неверующим по причине того, что выявилось в нем противоречие этому» («Аш-Шифа», 851).

До этого, говоря о неправильности высказываний тех, кто не выносит такфир простым и глупым христианам, иудеям и им подобным, он сказал: «Тот, кто говорит подобное, является кафиром согласно единодушному мнению ученых (иджма) о такфире тех, кто не считает иудеев и христиан, а так же тех, чья религия отличается от религии мусульман, кафирами, а также тех, кто умалчивает в этом вопросе или же сомневается в их неверии».

Аль-Кады Абу Бакр сказал: «Потому что религиозные тексты и иджма единодушны в их неверии. И тот, кто умалчивает в этом вопросе, тот считает ложью шариатские тексты или же сомневается в них. Обвинение их во лжи или сомнение в них – это удел кафиров» («Аш-Шифа», 846).

Таким образом, становится ясно, что такфир выносится тому, кто не считает неверующим язычника или того, кто исповедует что-либо помимо Ислама, на неверие которых указывают шариатские тексты либо иджма.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Кто не утверждает, что после послания Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, мусульманином может быть только тот, кто уверовал в него и следовал за ним тайно и явно, то он не мусульманин. И тот, кто не считает запретным исповедание иудаизма и христанства, после миссии Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и более того, не считает их неверующими и не ненавидит их, тот не является мусульманином, согласно единому мнению всех мусульман» («Маджму’ аль-фатава», 27/464).

Говоря о еретиках из числа «хулюлитов» и «иттихадитов» он сказал: «То что они говорят — это худшие слова, взятые у христиан, и в них они вошли в противоречие даже самим христианам. Поэтому, они иногда называют свои идеи «хулюль» (пантеизмом), иногда «иттихад», а иногда «вахда», и это мазхаб, который противоречит сам себе, чем они вводят в заблуждение тех, кто в этом не разбирается. И все это является скрытым и явным неверием согласно единодушному мнению мусульман (иджма). И тот, кто сомневается в неверии этих людей, после того как ему стали известны их слова, стал известен Ислам, тот является неверующим, как тот, кто сомневается в неверии иудеев, христиан и язычников» («Фатава», 2/368). Также вы можете посмотреть его слова относительно друзов (35/162).

Шейх Мансур аль-Бухути, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто не считает неверующим того, кто исповедует другую религию помимо Ислама, как, например, христиан и иудеев, или сомневается в их неверии или считает их путь правильным, тот является неверующим, потому что счел ложью слова Всевышнего: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3:85) («Кашшаф аль-Кина’», 6/170).

Шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто не считает кафира кафиром, тот подобен ему, если ему приводят довод об этом, разъясняют на это доказательство, но он при этом упорствует в отсутствии неверия. Как, например, тот, кто не считает кафиром иудеев, христиан, коммунистов и им подобных, чье неверие не является чем-то неясным для тех, у кого есть малейшее представление и знание об Исламе» («Маджму’ фатава Ибн База», 7/415).

Шейх ибн Усаймин, да помилует его Аллах, сказал: «Мы обязаны считать неверующими тех, кого Аллах считает таковыми. И нам запрещено считать неверующими тех, кого Аллах не считает таковыми. И если мы полагаем, что такой-то поступок человека является куфром, то нам не разрешено считать этого человека кафиром полагаясь только лишь на наше предположение, пока не будет приведено ясное доказательство на его неверие» («Фатава Нур аля-д-дарб», 2/8).

На упомянутое нами обратила внимание и группа ученых, такие как: Шейх Абдуль-Азиз ар-Раджихи, да сохранит его Аллах, в книге Ас-Сан’ани «Шарх Татхир-уль-и’тикад», шейх Салих Алю Аш-Шейх и шейх Насыр аль-Акль в книге «Шарх Ат-тахавия».

Для разъяснения в вопросе интерпретации (таъвиль), по причине которого дается оправдание смотрите ответ на вопрос № 192564.

 

А Всевышний Аллах знает лучше.

 

[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Махаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]

 

Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

 

 

 

 

Оставить комментарий

Проверка *