ПРЕКЛОННЫЙ ВОЗРАСТ – ПОВОД ИЗМЕНИТЬ ЖИЗНЬ

755Верующий подобен пальме. Чем она взрослее, тем щедрее становится её плодородие. С годами пальма становится всё выше и красивее, всё лучше украшает окружающую её местность, а ствол её становится только крепче.

Точно так же и мусульманин. Какого бы возраста он не достиг, вплоть до своей смерти он не перестаёт быть полезным, плодотворным и деятельным, как то велит ему Всевышний Аллах: «Поклоняйся же своему Господу, пока не явится к тебе смерть» (Коран, 15: 99).

Между тем, многие люди, которые уже пережили свою молодость, мнимо ощущают утерю своего развития и жизнестойкости. Кого-то из них эти ощущения доводят до душевных болезней, таких как отчаяние, фрустрация, апатия к труду, к плодотворности и др.

В данном послании я предлагаю ряд действенных шагов, которые помогут обновить и улучшить жизнь пожилого и увядающего поколения, то есть, всех тех, кто прожил больше сорока лет. Я также приведу примеры из жизни тех, кто до преклонных лет не внёс значительный вклад в жизнь общества, однако, достигнув пожилого возраста, стал творить, подавать и жертвовать.

 

Что необходимо осознавать?

 

Истины, о которых идёт речь ниже, имеют прямое отношение к преклонному возрасту. Познав их в этом возрасте, человек возродит свою жизнь, обретёт силу и активность.

Первое: Аллах приказывает своим рабам проявлять усердие до конца своих дней.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: “Даже если День воскрешения наступит в тот момент, когда кто-то из вас будет держать в руке небольшую пальму, то всё равно пусть посадит её в землю ” (Ахмад).
Это – великое правило Ислама. Никто ведь уже не сможет воспользоваться плодами растения, посаженного в тот момент, когда наступил День Суда. Это растение даже не останется существовать. Тем не менее, Ислам побудил своих последователей продолжать усердствовать и совершать благодеяния вплоть до последнего мгновения своей жизни и даже жизни всего мира.

Второе: достижение преклонного возраста – это повод спохватиться, дабы успеть совершить как можно больше благих дел до конца отведённого срока.

Мухаммад бин аль-Хусайн (да помилует его Аллах!) сказал: “Когда человек достигает сорокалетнего возраста, с неба взывают: «Приблизилось отправление, так прихвати же провизию»”.

Чей возраст уже перешел за сорок лет, должен понимать, что ему, скорее всего, осталось жить не более двадцати лет. Это небольшой срок и его необходимо использовать максимально эффективно.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) сказал: “Средний период жизни представителей моей уммы – от 60-ти до 70-ти лет” (ат-Тирмизи).

 

Чем следует заняться тому, кто достиг преклонного возраста?

 

Человек сможет отправиться в мир вечности со спокойной душой и не испытывая никаких тревог, только если воспользуется своими преклонными и старческими годами с предельной пользой, а для этого в таком возрасте необходимо предпринять самые важные шаги и придерживаться наилучших из деяний. Ниже приводятся основные из них.

1. Переосмысление и оценка прожитой жизни

Порой, испытав несчастье или став жертвой чьего-то дурного поступка, мы берёмся пересматривать свои взгляды и прожитую жизнь. Однако правильнее заниматься переосмыслением в спокойном, безмятежном состоянии, когда ничто не вызывает у нас гнев, печаль или обиду.

Непозволительно судить спор между двумя оппонентами, будучи озлобленным, либо опечаленным, либо пребывая в замешательстве. То же самое касается и принятия каких-либо решений в отношении самого себя.

Только тогда, когда человек окажется в добром расположении духа, он уже вправе оценить:

в какой мере достойной или же греховной оказалась прожитая жизнь;

что в своём образе жизни следует сохранить и усовершенствовать, а к чему больше не следует возвращаться;

что еще можно значимого совершить;

каким образом можно оставить после себя добрый след на земле;

какую хочется сохранить память о себе.

2. Покаяние

Для человека в годах раскаяние обязательно, как ни для кого другого. Дурно поступит тот, кто, дожив до преклонных лет, не откажется от своих ошибок и грехов.

В мире вечном Всевышний Аллах скажет тем, кто, несмотря на долгие прожитые годы, так и не вразумился: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам. Вкусите же наказание, и нет для беззаконников помощников» (Коран, 35: 37).

Раскаяние в преклонном возрасте должно быть правдивым. То есть таким, после которого нет возврата к грехам. Только так можно исправить свою жизнь, оставить значимый след после себя и увеличить свою продуктивность.

Человек, который перешагнул через зрелые годы и имеет привычку регулярно возвращаться к грехам после очередного покаяния, не сможет предложить обществу что-то значимое. Ему не удастся подняться на должный ему уровень.

Покаяние должно стать полным переходом от одной жизни к другой. Крайне важно, чтобы оно стало четкой гранью между двумя совершенно разными эпохами, подобно заре, которая разделяет мрак от света.

Это – победное возвращение к Аллаху. Возвращение с победой над истоками своей слабости и нерадивости, освобождённым от оков страстей и неприятия истины. За ним следует укрепление на позициях веры и духовности и приверженность прямому пути.

Вот что говорит Всевышний Аллах об обладателях такого раскаяния: «Воистину, Я прощаю тех, кто раскаялся, уверовал, стал поступать праведно, а потом последовал прямым путем» (Коран, 20: 82).

Нельзя назвать обновлением жизни простое примешивание некоторых хороших поступков и добрых помыслов в пучину вредных привычек и дурных нравов. Такое сочетание не даст человеку похвального будущего и величественного образа жизни.

Подобное даже не свидетельствует о том, что Аллах принял покаяние, ибо даже из окаменелых сердец иногда просачивается благо и даже скупые руки иногда подают милостыню.

Посмотрите как Аллах охарактеризовал тех, кого Он отверг от Своей близости: «Видел ли ты того, кто отвернулся. Дал мало и прекратил вовсе давать» (Коран, 53: 33, 34).

3. Исправление характера

старостьЛюди в большинстве своём склонны утверждать, что человек не в состоянии изменить те свойства своего характера, к которым он привык, которые стали для него обыкновением, на которых он рос. И это – правда, если речь идёт о человеке, который не проявляет усердие в изменении себя и не прикладывает усилия для борьбы с самим собой.

Посмотри, что рассказывает имам аз-Захаби про имама аль-Газали (да помилует их обоих Аллах!). Он приводит историю о том, как изменился характер аль-Газали в лучшую сторону, благодаря той борьбе и усилиям, которые он приложил для этого.

“Этот человек обрёл высокий статус, — рассказывает аз-Захаби, — занял руководящий пост и находился в положении высшего лидера.

Размышления над наукой и применение методов аскетизма побудили его отказаться от управленческого положения. Он устремился к миру вечности, к поклонению, к искренности, к совершенствованию души. В свою очередь он отправился в хадж, посетил Иерусалим, где обосновался на какое-то время, написал свою книгу “Возрождение религиозных наук”. Он унял свою душу, поборол её. Он отверг беса легкомыслия и облачился богобоязненностью.

К себе на родину он вернулся только через несколько лет. Теперь уже он строго придерживался приобретённых навыков, стал бережно относиться к своему времени и погрузился в науку”.

После этого аз-Захаби (да помилует его Аллах!) упоминает слова одного из современников имама аль-Газали: “Мне довелось посетить аль-Газали несколько раз. Я знал его как человека грубого, пренебрежительного к людям, горделивого, самодовольного, который восхищался своим же красноречием и собственной сообразительностью. И я даже представить себе не мог, что ему удастся измениться в противоположную сторону и очиститься от всей этой грязи.

Мне поначалу даже показалось, что он притворяется, скрывая свою вредную натуру. Однако, внимательно наблюдая за ним и изучая его, я убедился, что всё не так как мне показалось вначале. Оказывается, этот человек и вправду очнулся от безрассудства”.

4. Чтение Корана

Вы уже достигли преклонных лет и до сих не уделяете внимания Корану? Начните читать его регулярно, ежедневно. Если не умеете, то не поздно научиться. Не думайте, что из-за вашего возраста вам не удастся овладеть умением читать Коран на арабском языке.

Много кому удалось в преклонном возрасте даже выучить весь Коран наизусть. Ничего невозможного в этом нет.

Один из примеров – выдающийся имам и воин – султан Аламгир ибн Шах-Джахан, который в течение 50 лет – с 1068 г.х. и до своей смерти в 1118 г.х. – правил Индией. Он был настоящим символом триумфа религии: осуществил крупные завоевания; вёл управление государственными делами; проявлял заботу о подданных. Своё время он тратил на благо людей и в меру сил посвящал часть этого времени постам, молитвам и обретению довольства Аллаха. Он устранил несправедливость и упразднил налоги.

Наряду со всем этим ему были присущи такие качества как набожность, богобоязненность и избегание сомнительного. Последние десять дней рамадана он неотлучно находился в мечети. Каждую неделю по понедельникам и четвергам он соблюдал пост.

Вдобавок ко всем этим достойным качествам и благородным поступкам он выучил наизусть Коран. Причем выучил он его уже после того воссел на трон правления и занялся вышеупомянутыми делами.

Это его блестящее достижение – пример для каждого, кому кажется, что у него нет времени для Корана.
В наше время тоже есть люди, которые выучили Коран в преклонном возрасте. Я знаю некоторых из них. Есть даже те, кто выучил Коран после семидесяти лет.

5. Приобретение знаний

Необходимо начать посещение собраний, в которых изучается религия. Следует посещать уроки и лекции, которые проводят в мечетях. Нельзя из-за большого возраста стесняться учебы. Есть такие люди, которые стали получать знания в немолодом возрасте и при этом им удалось стать известными учеными.

Один из них – ‘Иззуддин ибн ‘Абдуссалам – великий имам, кадий, факих, большой знаток основ мусульманского права, языковед и аскет, превзошедший всех остальных в деле повеления добра и удержания от зла. Он вдохновил людей к сопротивлению против татарского нашествия и сам принимал участие в джихаде. Прожил восемьдесят три года и скончался в Каире в 660 г.х.

Примечательно, что этот выдающийся человек взялся за приобретение знаний только в преклонном возрасте. Шейх Такийюддин ас-Субки рассказывал о нём:

“Вначале шейх ‘Иззуддин был очень бедным. За учебу он взялся только в преклонном возрасте. Причиной тому стало следующее.

Обычно он ночевал в молельне, находящейся у северных ворот омейядской мечети в Дамаске. Однажды ночью было очень холодно. И в эту ночь случилось так, что у него нарушилось состояние ритуальной чистоты. Он поспешно встал и окунулся в бассейн, который был в том помещении. Иззябши от сильного холода, он опять пошел спать. Однако пока он спал, у него повторно нарушилось состояние ритуальной чистоты. Поскольку ворота мечети были закрыты, он не имел возможности выйти из неё. Тогда он еще раз окунулся в бассейн, а когда вылез, потерял сознание от сильного холода”.

На тот момент он не знал, что при сильном холоде и отсутствии тёплой воды, религия позволяла ему совершить таяммум вместо купания. Когда же он узнал об этом, то это оказало на него такое неизгладимое впечатление, что он твёрдо решил приступить к приобретению знаний. Он принялся за обучение и впоследствии стал предводителем ученых Египта и Шама.

Похожих примеров в истории мусульман немало. Для людей, подобных ему, возраст не стал препятствием для учебы.

По этому поводу можно также привести поучительный диалог, который состоялся между халифом аль-Ма’муном и его бывшим соперником Ибрахимом аль-Махди.

Однажды, когда аль-Ма’мун принимал у себя группу ученых, для обсуждения при нём вопросов фикха, к нему вошел Ибрахим ибн аль-Махди. Аль-Ма’мун сказал ему: “Дядя, разбираешься ли ты в том, о чем они говорят?”. Тот ответил: “Пока мы были детьми, нас отвлекали от этого, а когда повзрослели, то уже сами были заняты другими делами”. Тогда аль-Ма’мун сказал:

— Почему же ты не обучаешься сейчас?
— А разве учеба годится для такого как я? — спросил Ибрахим.
— Клянусь Аллахом, да! — ответил аль-Ма’мун. — Умереть, будучи учащимся, лучше для тебя, чем жить, пребывая в непросвещенности.

Другие важные стороны жизни

Для пожилых и старых людей важно увеличивать свою веру, стараться совершать дополнительные намазы по ночам и соблюдать дополнительные посты.

В преклонном возрасте следует также обновить отношения со своей семьёй и родными. Нужно по новому дать понять родным как сильно вы их любите и о том, что не можете обойтись без них. Необходимо изо всех сил стараться делать их счастливыми.

Если раньше вы придавали значения каким-то их недостаткам, то теперь уже пора закрыть на них глаза. При этом нужно чтобы они поняли, что вы вообще не видите в них этих недостатков.

В эти годы важно также по новому отнестись к своему здоровью: соблюдать правильную диету, заниматься спортом. Это придаст вам сил и увеличит вашу мобильность.

 

***

 

Твёрдую решительность не должно останавливать ничто, кроме завершения отведённого срока жизни. Разумному человеку не подобает тратить жизнь на подчинение чувству бессилия. Наоборот, до конца своих дней следует выкладываться на пределе возможностей, дабы при встрече со смертью быть в состоянии активного и упорного человека.

Говоря вкратце, преклонный возраст – это благодатный период, в котором открываются двери новой жизни. Так уповайте же в нём на Аллаха и действуйте, и быть может, вы окажетесь из числа тех, кто совершал праведные деяния и оставил после себя красивый след.

 

Мухаммад Муса аш-Шариф

доктор наук, профессор

перевод: Умар Гаджиалиев [islamcivil.ru] 

Оставить комментарий

Проверка *