Призыв к одобряемому и запрет порицаемого.

Вопрос: Иногда я вижу как некоторые люди грешат, например, используют в своих речах нецензурные слова, курят сигареты, пьют спиртное и т.п. Будет ли мне грех, когда вижу перечисленное и не делаю при этом людям наставления?

Ответ: Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Его посланнику Посланнику.

Во первых:
Призыв к одобряемому и запрет порицаемого, является одним из символов ислам, а некоторые ученные посчитали, что это один из столпов религии.
Мусульманин обязан призывать к одобряемому и запрещать порицаемое. Это не является обязанностью определенной группы мусульман, наоборот, каждый мусульманин, который точно знает, что какое-либо действие является в религии Аллаха порицаемым обязан сделать замечание.
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного…». [Сура «Семейство Имрана», аят 110]
Также: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими». [Сура «Семейство Имрана», аят 104]

Во вторых:
Важно упомянуть, что призыв к одобряемому и запрет от порицаемого имеет условия, которые необходимо соблюдать.
Шейх Ибн Усаймин (перечисляя эти условия) сказал:

1. Необходимо, чтобы человек знал о шариатском постановлении того к чему он повелевает или того, что запрещает. Недопустимо, чтобы человек [призывая или запрещая, что-либо] опирался на интуицию или на устоявшийся обычай.
2. Необходимо знать о положении того, к кому направлен призыв или запрет. Является ли он из тех, к кому делают подобные призыв или запрет? Например, если кто-либо видит человека и сомневается, достиг ли он совершеннолетия или нет, то до выяснения этого, он не повелевает ему того, что не повелевают несовершеннолетним.
3. Необходимо знать о положении того, кого призывают, то есть [когда не знаешь] выполнил ли он повелеваемое действие или нет? Например, если кто-либо увидел как человек зашел в мечеть и сел, сомневаясь при этом, совершил ли этот человек приветственный намаз или нет, то до выяснения он не порицает этого человека и не велит ему совершить приветственный намаз.
4. Человек призывая к одобряемому или запрещая порицаемое мог сделать это так, чтобы посредством этого ему не было вреда. Если от этого будет вред, то он не обязан делать призывать или порицать. Однако если человек проявит терпение и сделает это, то данный поступок будет лучше…
5. Чтобы призыв к одобряемому или запрет порицаемого не повлеки большего вреда, чем если бы этого не делали. В таком случае не обязательно призывать или запрещать, более того поступать таким образом нельзя.

Отвечая на вопрос нашего брата мы скажем: призывать к одобряемому и запрещать порицаемое является из обязательных дел в религии, однако при этом необходимо соблюдать условия. И если ты увидев запретное промолчишь, то совершишь этим самым грех, кроме случая когда вместо тебя это сделает кто-либо другой.
Ответ дан на основе фетвы сайта https://islamqa.info/ru
Аллах знает лучше.

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос