Для месяца Рамадан можно представить два образа. Образ первый… Рамадан, доставляющий проблемы, тяжёлый, приносящий голод и жажду… Ты видишь еду перед собой, твоя рука может до неё дотянуться, а душа уже тянется, но ты не можешь есть. Тебя мучает жажда, а вода совсем рядом.

Однако ты не можешь пить. Ты любишь сладко поспать и никогда не был готов променять полчаса сна ни на что в этом мире. Однако пришёл Рамадан, и ты вынужден просыпаться ночью, чтобы поесть (!), потому что иначе пост днём станет для тебя слишком тяжким. Если ты заядлый курильщик, то теперь ты должен отказаться от сигарет как минимум в течение дня. Таков он, Рамадан… месяц трудностей и проблем, месяц голода и жажды…

 

Образ второй…

 

Долгожданный Рамадан, оживляющий ночи, смягчающий сердца. Рамадан, в который сокровища милости Всевышнего Аллаха спускаются к людям. Когда Господь миров говорит: «Есть ли просящие простить грехи? Я прощаю им! Есть ли просящие о чём-либо? Я даю им!»

Месяц, в который принимается покаяние, прощаются грехи, исполняются нужды. Месяц, в который сердца людей связываются со Всевышним Аллахом и получают наслаждение, какое не получает человек ни от чего в этом мире! Слова муэдзина «Ас-Соляту хайрун мина н-наум» («Намаз лучше сна») в этот месяц слышатся по-особенному. В этот месяц как никогда много людей, отрывающих свои бока от постелей, спешат в мечеть по ещё спящим улицам, освещаемым фонарями.

В каждой местности, где живут мусульмане, мечети заполнены прихожанами: поклонение, уроки, наставления, чтение Корана, поминание Аллаха – заменили грехи, зависть и страсти, которые словно остались за бортом Рамадана. Люди входят в мечеть с чистыми сердцами, чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху, и выходят из неё готовыми совершать добро. Они обрывают связь с обитателями земли, чтобы связать свои сердца с Царём небес. Их разделяют города, но объединяет вера. Они направляют свои молитвы в одну сторону, показывая, что расселённые по миру мусульмане являются одной общиной.

В Рамадан мы замечаем лучшие стороны своего существования, которые не замечали до него. Наша жизнь – это путешествие во времени. Поезд жизни мчится вместе с нами, и лучшая часть дороги – это месяц Рамадан.

Рамадан – это здоровье тела и здоровье души, это величие духа и довольство Аллаха. Человеку вовсе не нужно быть доктором, чтобы увидеть, как плодотворно пост влияет на наше здоровье. Многие люди находят в нём избавление от недугов, от которых они не могли избавиться долгое время, бегая по врачам.

Рамадан – это время, в которое лучше всего проявляются принципы человечности. Люди становятся словно равными. Не голодает один, когда объедается другой. Все члены мусульманского общества, будь они богатыми или нуждающимися, чувствуют голод и утоляют его вместе. Обеспеченный человек испытывает на себе проблемы нуждающихся, и каждый из них, оказавшись в ситуации, когда он сильно желает кусок хлеба или стакан воды, осознаёт милость Всевышнего Аллаха, которую Он оказывает людям каждый день.

В месяц Рамадан любая еда становится вкусной. Для здорового голодного человека вкус еды определяется не её дороговизной, не способом её приготовления и не тем, как накрыт стол. Самая простая еда приносит голодному человеку намного больше удовольствия, чем изысканные блюда приносят удовольствие больному или сытому.

Общество становится одной большой семьёй: люди отстраняются от еды и питья все вместе и приступают к принятию пищи все вместе. Ты видишь, как вечером они устремляются к своим домам или собираются во дворах или мечетях, чтобы, услышав голос муэдзина, возвещающего о том, что солнце зашло за горизонт и наступило время вечернего намаза, отпустить пост стаканом воды, финиками и фруктами. Азан наполняет сердца людей радостью, будь они старыми или молодыми, бедными или богатыми. Голод подготовил их к тому, чтобы они были рады любой пище. Что бы человек ни получил на ужин, он будет считать его самым вкусным.

Утолив голод, они направляются к домам Всевышнего Аллаха, чтобы выстроиться перед Господом миров, перед своим Создателем, длинными ровными рядами. Сплочённые, плечом к плечу, стопа к стопе, они все вместе опускаются перед Всевышним в земном поклоне. Богатый и бедный, обладающий властью и простой служащий, молодой и старый – никто не выделяется в этих рядах, ни у кого нет привилегий перед другими, все они покорны Создателю и пришли сюда, чтобы заслужить Его довольство.

Разве положительное во втором образе не перекрывает отрицательное в первом? Воздержание от еды и питья в месяц Рамадан подобно лекарству. Разве разумный человек откажется от лекарства, чтобы избежать его неприятного вкуса, пожертвовав при этом своим выздоровлением?

 

Какой из двух ты предпочитаешь?

 

Таков он, Рамадан. Если ты хочешь провести его, отдав ему должное, хочешь почувствовать его настоящий образ, то воздерживайся не только от еды и питья. Воздерживайся от злобы, от грехов и зла. Удержи свой язык от пустословия и глаза – от запретного. Ведь сколько постящихся, которые не получают от своего поста ничего, кроме голода и жажды. Это те, кто оставляет еду, однако питается мясом своих братьев, злословя о них, как об этом сказал Всевышний Аллах в Своей Книге (смысл): «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (сура «Комнаты», аят 12).

Это те, кто воздерживается от питья, но не воздерживается от лжи и притеснения людей. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил своих сподвижников: «Знаете ли вы, кто является банкротом?» Они ответили: «Банкротом среди нас считается тот, у кого нет ни денег, ни имущества». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, банкротом в моей общине окажется тот, кто в День воскресения придёт с намазами, постами и закатом, однако при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому и что-то – этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, то из грехов обиженных им станут брать что-то и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад!»  

Одним из самых отвратительных грехов является ложь. Неважно, выражается ли она словами, или же она выражается делами, когда человек облачается в одежду праведников и принимает облик богобоязненных, в то время как на самом деле является лишь аферистом, желающим заполучить что-либо за счёт религии. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто обманывает, тот не из нас».

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, ложь ведёт к распутству, и, поистине, распутство ведёт к Огню. Человек продолжает лгать до тех пор, пока не будет записан у Аллаха как лжец». 

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Качеств лицемера – три. И кто обладает ими, тот является лицемером, даже если будет поститься, совершать намаз и будет убеждённым в том, что он мусульманин: когда говорит – лжёт; когда обещает – нарушает обещание; когда ему доверяют – предаёт».

Также передаётся, что посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Может ли верующий быть трусливым?» Он ответил: «Да». Его спросили: «Может ли верующий быть скупым?» Он ответил: «Да». Его спросили: «Может ли верующий быть лжецом?» Он ответил: «Нет».

Давайте взглянем на самих себя. Разве среди нас, постящихся, нет тех, кто обманывает? Разве среди нас нет тех, кто нарушает обещания и поступает вероломно? Это ведь три признака лицемерия, о которых говорил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Как же мы надеемся, что наш пост будет принят, если, воздерживаясь от еды и питья, которые в своей основе являются дозволенными, мы не воздерживаемся от грехов, которые являются в своей основе запретными?

 

Заключение

 

Поистине, религия – это взаимоотношения! Когда один человек стал хвалить другого перед Умаром ибн аль-Хаттабом, последний спросил его о трёх вещах: жил ли он с ним по соседству, имел ли с ним торговые дела, выходил ли с ним в путь. Когда выяснилось, что этот человек хвалил его лишь на основании того, что видел его поклоняющимся в мечети, Умар сказал: «В таком случае ты его не знаешь!» Поэтому религия – это взаимоотношения. В этот месяц мы должны постараться вывести их на новый, более высокий уровень.

Рамадан – это месяц любви и гармонии. В этот месяц следует быть великодушнее и мягче. Следует остерегаться споров и конфликтов. Следует быть снисходительнее, терпеливее к проступкам других по отношению к вам. Следует больше раздавать милостыню и делать подарки. Но не только имуществом. Зачастую добрые слова, внимание и улыбка могут значить для людей гораздо больше. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постился в месяц Рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому будут прощены совершённые ранее грехи». Чтобы заслужить то, о чём говорится в этих словах, нам необходимо отдать Рамадану должное. Пусть Аллах поможет нам в этом.

(При написании статьи были использованы материалы литературного сборника шейха Али ат-Тантави «Маа н-нас» («Вместе с людьми»)).

 

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

.

.

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram - группе

Задать вопрос