Разбор шейха Ибн Джибрина по вопросу такфира конкретной личности

Шейх Ибн Джибрин

Шейх Ибн Джибрин (рахимахуЛлах)

Вниманию читателя предлагается подробный разбор шейха Ибн Джибрина (рахимаху-Ллах) по вопросу вынесения такфира конкретной личности. Статья ниже является переводом части одного из его уроков по шарху на «Аль-акида т-тахавийя». Данный разбор ценен тем, что касается именно данного частного вопроса – личностного такфира, а не общих положений выведения из ислама.

 

Препятствия такфира конкретной личности

 

Нельзя свидетельствовать относительно конкретной личности, что человек является кафиром, если он относится к людям киблы и людям ислама, вошёл в ислам и объявил об этом внешне. Нельзя выносить решение о нём, как о конкретной личности, что он является кафиром (шейх не имеет в виду, что этого нельзя делать вообще, что станет ясным далее – прим. пер.) Например, если человек совершил действие людей куфра или же совершил греховное действие, которое называется куфром, мы не выносим ему такфир, пока он остаётся в числе людей киблы. Даже если он скажет слова, о которых мы говорили, что саляфы выносили за них такфир. Однако они не выносили такфир конкретным личностям по определённым причинам. К таким причинам относится, например, то, что человек может быть мукаллидом (следующим за кем-то), и его грех будет лежать на том, за кем он следует и о ком хорошо думает. Он может хорошо думать о некоторых известных личностях, думать, что они на истине, и следовать за ними. Мы не можем вынести решение о его куфре, пока до него не будет доведён довод. А раз мы не выносим ему такфир, то мы и не убиваем его до тех пор, пока до него не будут доведены доводы, и он станет стоять на своём куфре.

Во времена шейха Мухаммада ибн Абдульваххаба (рахимаху-Ллах) в 12-ом веке он вышел к людям, среди которых сильно распространился ширк, как возвеличивание могил, принесение жертв рядом с ними, пресмыкание перед ними, табаррук их землёй, дуа к мёртвым и другие виды ширка. Более того, это был ширк, который совершали первые поколения. В своём призыве он не выносил такфир, кроме как тем, кто противился призыву. Невеждам и простым людям он не выносил такфир, а считал их ошибающимися. Если же до них доводились доводы, а они продолжали твёрдо стоять на своём, противились и колебались, отвергая истину, когда она была ясна, то в таком случае их убивали и выносили такфир тем, кто был убит, их имущество и кровь становились дозволенными, поскольку они становились подобными первым мушрикам, поклонявшимся другим, помимо Аллаха. Однако до этого не выносилось решения об их куфре. И это в противоречие тому, что передают от шейха его враги.

Его враги возводят на него ложь (рахимаху-Ллах) и приписывают ему различные мерзости. В опровержение на них были написаны книги, как, например, книга «Аль-асиннату ль-хидад фи-р-радди ‘аля шубухати Аляви аль-Хаддад». Он был хадрамий и проявлял чрезмерность в возведении лжи на шейха. Он заявлял, что если какой-либо человек приходил к шейху, чтобы войти в его религию, он говорил ему: «Я не приму это от тебя, пока ты не подтвердишь, что был кафиром, и что твои родители, которые умерли, умерли на куфре, и что все люди были кафирами на протяжении 600 лет». А также возводил другую подобную ложь, которую упомянул Аляви аль-Хаддад в своей книге-опровержении на Мухаммада ибн Абдульваххаба.

Также есть подобное «опровержение» от другого автора, которого звали Бабасыль. Он также был хадрамий. Он тоже собрал подобные небылицы и ложь. Суть же в том, что шейх (рахимаху-Ллах) не выносил такфир кроме как тому, до кого была доведена худжа, и он не воевал, кроме как после того, как разъяснял тем, с кем воевал, что они совершают ширк. Если же он разъяснял и доводил, то после этого он говорил: «Или вы покаетесь, или я буду воевать с вами, поскольку вы стали мушриками, которые совершают действия мушриков».

В этом содержится доказательство на то, что ахлю-с-сунна не выносят такфир конкретной личности, даже если её действие будет куфром, кроме как после того, как до неё будет доведена худжа.

Таким образом, к шубухатам (препятствующим такфиру) относится таклид (следование) и хорошее мнение об учёных, которые находятся среди этих людей, которым они следуют. Так, что не выносится решение об их такфире, пока до них не будет доведена худжа, и они не ухватятся за куфр. Также к таким шубухатам относится то, что они находят некоторые книги, посвящённые тем вещам, которые они совершают. По этой причине они следуют им и убеждены, что находящееся в этих книгах является истиной. Они не знакомятся с опровержениями на них и с доказательствами на другое мнение. Таким образом, они идут по этому пути. По этой причине мы оправдываем их в этом, пока не разъясним им их ошибку. Если же мы разъясним им, и они станут упорствовать, и их действия будут действиями куфра, то мы вынесем им такфир и будем сражаться с ними. В противном же случае – нет.

Также некоторые действия не доходят до степени куфра, их перечислил автор шарха (на «Аль-Акида т-тахавийя») и упомянул, что они, в общем, относятся к бид’а и не доходят до куфра и что они относятся к иджтихаду, но ошибочному. Например, у ашаритов есть бид’а – отрицание некоторых сыфатов, а также утверждение, что Слова Аллаха – это каляму нафсий, а сама Речь Аллаха – это смысл, а не буквы, и другие их нововведения. Однако мы не доводим это до степени куфра. То же самое можно сказать о мурджиитах, которые проявили чрезмерность в отношении надежды (на прощение и спасение от Аллаха). Мы не говорим, что они дошли до куфра. Однако мы говорим, что они впали в бид’а, которое приводит к нечестию (тафсику), но не к неверию.

В любом случае такфир – это очень большая опасность. Мы уже слышали историю, которую привёл автор шарха (рахимаху-Ллах). Это рассказ о человеке, который был ‘абидом (много поклонялся), который сказал своему товарищу: «Клянусь Аллахом, Аллах не простит тебя». Аллах же сказал этому грешнику, чтобы он вошёл в Рай по Его милости и наказал того, кто поклялся о нём. Абу Хурейра сказал: «Этот человек сказал слова, которые погубили его дунья и ахира». Это указывает на то, что грех такфира велик, и ошибка в нём – большое преступление. По этой причине человеку следует удерживать свой язык и не выносить такфир конкретным личностям.

 

Называние какого-либо действия куфром

 

Мы уже сказали о такфире в отношении конкретной личности, однако о действиях говорят: «такое-то действие является куфром». Например, говорят: «слова о сотворённости Корана являются куфром». То есть мы не говорим: «такой-то фулян кафир, потому что он говорит такое-то», поскольку мы не знаем, каким будет его конец, ведь он может вернуться от своих слов и покаяться, или же он является неправильно растолковывающим слова (мутаввиль), или ему будет предписан хороший конец, и сотрутся его грехи и т.п. [1]

Поэтому следует разделять между словами «это действие является куфром» и «такой-то человек является кафиром по причине того, что он совершил такое-то действие». Некоторые действия называются куфром, например, говорят, что оставление намаза является куфром, однако мы не выносим такфир конкретному человеку сразу непосредственно за его действие, кроме как если он будет противиться, упорствовать на этом и убит за это. Если же он будет противиться, упорствовать и не совершать намаз, пока его не убьют, то в таком случае учёные говорят, что с ним поступают как с кафиром, вышедшим из религии. То есть за него не совершают намаз, его не хоронят на кладбище мусульман.

В любом случае люди делятся на три категории, упомянутые в начале суры «Корова». Пять первых аятов суры «Корова» — о верующих: «Алиф. Лам. Мим. Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили, которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (1-5).

Затем идут два аята о неверующих: «Воистину, неверующим безразлично, предостерег ты их или не предостерег. Они все равно не уверуют. Аллах запечатал их сердца и слух, а на глазах у них – покрывало. Им уготованы великие мучения» (6, 7).

13 следующих аятов посвящены лицемерам: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха и в Последний день». Однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого. Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали. Когда им говорят: «Не распространяйте нечестия на земле!» – они отвечают: «Только мы и устанавливаем порядок». Воистину, именно они распространяют нечестие, но они не осознают этого. Когда им говорят: «Уверуйте так, как уверовали люди», – они отвечают: «Неужели мы уверуем так, как уверовали глупцы?» Воистину, именно они являются глупцами, но они не знают этого. Когда они встречают верующих, то говорят: «Мы уверовали». Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: «Воистину, мы – с вами. Мы лишь издеваемся». Аллах поиздевается над ними и увеличит их беззаконие, в котором они скитаются вслепую. Они – те, которые купили заблуждение за верное руководство. Но сделка не принесла им прибыли, и они не последовали прямым путем. Они подобны тому, кто разжег огонь. Когда же огонь озарил все вокруг него, Аллах лишил их света и оставил их в темноте, где они ничего не видят. Глухие, немые, слепые! Они не вернутся на прямой путь. Или же они подобны оказавшимся под ливнем с неба. Он несет мрак, гром и молнию. Они же в смертельном страхе затыкают уши пальцами от грохота молний. Воистину, Аллах объемлет неверующих. Молния готова отнять у них зрение. Когда она вспыхивает, они отправляются в путь, когда же опускается мрак, они останавливаются. Если бы Аллах пожелал, Он лишил бы их слуха и зрения. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (8-20).

Эти аяты посвящены лицемерам, которые внешне демонстрируют веру, а внутри скрывают куфр. Учёные называют их зиндиками, и их положение является сокрытым, поскольку мы не можем узнать, что находится в их сердцах. По этой причине Пророк (мир ему и благословение Аллаха) относился к ним, как к мусульманам.

В любом случае такфир конкретной личности – это одно, а положение действия в том, что оно является куфром – это другое. Между этими вещами есть разница. Это вопросы такфира. Человек должен быть осмотрительным относительно вынесения такфира конкретной личности, и необходимо знать доказательство на то, что какое-либо действие относится к действиям кафиров.

 

 

[1] Некоторые делают вывод из подобных слов учёных, что у них своё терминологическое значение такфира, согласно которому вынесение такфира конкретной личности означает утверждение, что она навечно попадёт в Ад. Однако на протяжении всей статьи можно видеть, что шейх Ибн Джибрин (рахимаху-Ллах) говорит именно о классическом определении данного термина, согласно которому после такфира конкретной личности следует дозволенность его имущества, жизни, недозволенность намаза за ним и другие последствия такфира. Также шейх говорит именно об этом такфире, когда упоминает имама Мухаммада ибн Абдульваххаба (рахимаху-Ллах).

 

Абу Тыфль [islamcivil.ru]

Оставить комментарий

Проверка *